Борьба с коррупцией жизненно необходима
31.03.2011 09:40 Рубрика: Общество
Коррупция процветает там, где сила закона уступает силе отдельного решения, отдельного чиновника. Представить себе государство без чиновничьего аппарата невозможно, а значит, контроль за его работой, в том числе со стороны гражданского общества, должен быть постоянным и жестким.
При этом крайне важно продолжить системную работу по оптимизации численности государственного аппарата. Считаю, что должно быть как можно меньше должностей, на которых есть за что брать взятки. И с этой точки зрения сокращение числа чиновников - одна из действенных мер, направленных на борьбу с коррупцией.
К сожалению, коррупция в нашей стране приобрела масштабный характер. Для многих она стала привычным, обыденным явлением. И, к сожалению, опыт не только нашей страны, но и других стран показывает, что искоренить коррупцию полностью невозможно. Но кардинально снизить ее уровень - вполне реально. А для современной России - жизненно необходимо.
Именно на решение этой стратегической задачи направлен Национальный план противодействия коррупции, утвержденный в сентябре 2008 года. В том же году был принят федеральный закон «О противодействии коррупции», который закрепил базовые правовые основы политики государства в сфере противодействия коррупции. Речь идет об ужесточении ответственности за коррупционные преступления и одновременно о расширении возможностей по предупреждению и профилактике.
Наряду с базовым законом принят целый блок изменений более чем в 25 действующих законах. Так, поправки в федеральный конституционный закон о Правительстве ввели норму, обязавшую членов Правительства декларировать имущество и доходы - свои и членов своих семей. Эта мера также была распространена на депутатов всех уровней, на членов избирательных комиссий, на аудиторов Счетной палаты России, на служащих Центробанка, на органы суда, прокуратуры и милиции (теперь - полиции).
Введены дополнительные ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Законом существенно расширена сфера контроля за достоверностью предоставляемой ими информации о своем имуществе и доходах. Это касается, например, возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе для поиска имущества, подлежащего конфискации.
Должна быть и жесткая, - а главное, неотвратимая - ответственность за соответствующие преступления, в том числе - финансовая.
Депутаты Государственной Думы поддержали инициативу Президента о введении повышенных штрафов за взяточничество. Размер таких штрафов будет исчисляться кратно (от 25 до 100 раз) сумме самой взятки.
Законопроект был принят нами в первом чтении 9 марта. На внесение поправок ко второму чтению отведен месяц. Думаю, что в апреле мы примем этот закон в окончательной редакции.
В антикоррупционной работе большое внимание должно уделяться превентивным мерам. Поэтому очень важно законодательно установить простые, понятные и прозрачные правила взаимодействия бизнеса и граждан с властью.
Безусловно, этому способствуют меры по повышению открытости органов власти. Это и создание масштабных интернет-порталов, таких как «zakupki.gov.ru», и расширение практики работы по принципу «одного окна» и т.д.
Если говорить о законодательном регулировании, то в течение последних двух лет был принят целый ряд таких законов. Речь идет о законах об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и местного самоуправления, об основах государственного регулирования торговой деятельности, об обращении лекарственных средств, о введении ЕГЭ как единой формы аттестации школьников. Этот перечень законодательных решений можно продолжать - все они имеют антикоррупционную составляющую.
Особая тема - госзакупки. Начиная с 2006 года, на территории России действует единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Его задача - обеспечить прозрачность, объективность и честную конкуренцию при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. За пять лет наработанная практика выявила необходимость серьезной переработки закона с учетом особенностей разных товаров, работ, услуг. Об этом шла речь в Послании Президента Федеральному Собранию.
Депутатами Государственной Думы подготовлена новая концепция закона, обсуждению которой мы хотим придать широкий и всесторонний характер. Эта работа уже начата в Государственной Думе в рамках «круглого стола», который состоялся на этой неделе.
В целом правовые условия для борьбы с коррупцией мы будем совершенствовать постоянно и по всем необходимым направлениям. Но этого, конечно, еще недостаточно.
Пора изменить отношение общества, в том числе на бытовом уровне, к коррупции. Что имеется в виду? С одной стороны, каждый понимает, что взятка - это не просто плохо, но и противозаконно. С другой стороны, решение какого-нибудь «вопроса» при помощи взятки в массовом сознании считается более простым и понятным способом, чем законный путь. И что не менее горько: для многих так привычнее. Такой стиль поведения проявляется всюду: от ситуаций на дорогах до конкурсных процедур при тех же госзакупках.
Подчеркну: каждый россиянин должен включиться в борьбу с коррупцией: жить не по принципу «ты - мне, я - тебе», а в соответствии с законом.
Ведь правовое государство, в конечном итоге, возникает не там, где принимается много хороших законов, а там, где они все и всеми исполняются. Борис Грызлов, председатель Государственной Думы.
При этом крайне важно продолжить системную работу по оптимизации численности государственного аппарата. Считаю, что должно быть как можно меньше должностей, на которых есть за что брать взятки. И с этой точки зрения сокращение числа чиновников - одна из действенных мер, направленных на борьбу с коррупцией.
К сожалению, коррупция в нашей стране приобрела масштабный характер. Для многих она стала привычным, обыденным явлением. И, к сожалению, опыт не только нашей страны, но и других стран показывает, что искоренить коррупцию полностью невозможно. Но кардинально снизить ее уровень - вполне реально. А для современной России - жизненно необходимо.
Именно на решение этой стратегической задачи направлен Национальный план противодействия коррупции, утвержденный в сентябре 2008 года. В том же году был принят федеральный закон «О противодействии коррупции», который закрепил базовые правовые основы политики государства в сфере противодействия коррупции. Речь идет об ужесточении ответственности за коррупционные преступления и одновременно о расширении возможностей по предупреждению и профилактике.
Наряду с базовым законом принят целый блок изменений более чем в 25 действующих законах. Так, поправки в федеральный конституционный закон о Правительстве ввели норму, обязавшую членов Правительства декларировать имущество и доходы - свои и членов своих семей. Эта мера также была распространена на депутатов всех уровней, на членов избирательных комиссий, на аудиторов Счетной палаты России, на служащих Центробанка, на органы суда, прокуратуры и милиции (теперь - полиции).
Введены дополнительные ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Законом существенно расширена сфера контроля за достоверностью предоставляемой ими информации о своем имуществе и доходах. Это касается, например, возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе для поиска имущества, подлежащего конфискации.
Должна быть и жесткая, - а главное, неотвратимая - ответственность за соответствующие преступления, в том числе - финансовая.
Депутаты Государственной Думы поддержали инициативу Президента о введении повышенных штрафов за взяточничество. Размер таких штрафов будет исчисляться кратно (от 25 до 100 раз) сумме самой взятки.
Законопроект был принят нами в первом чтении 9 марта. На внесение поправок ко второму чтению отведен месяц. Думаю, что в апреле мы примем этот закон в окончательной редакции.
В антикоррупционной работе большое внимание должно уделяться превентивным мерам. Поэтому очень важно законодательно установить простые, понятные и прозрачные правила взаимодействия бизнеса и граждан с властью.
Безусловно, этому способствуют меры по повышению открытости органов власти. Это и создание масштабных интернет-порталов, таких как «zakupki.gov.ru», и расширение практики работы по принципу «одного окна» и т.д.
Если говорить о законодательном регулировании, то в течение последних двух лет был принят целый ряд таких законов. Речь идет о законах об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и местного самоуправления, об основах государственного регулирования торговой деятельности, об обращении лекарственных средств, о введении ЕГЭ как единой формы аттестации школьников. Этот перечень законодательных решений можно продолжать - все они имеют антикоррупционную составляющую.
Особая тема - госзакупки. Начиная с 2006 года, на территории России действует единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Его задача - обеспечить прозрачность, объективность и честную конкуренцию при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. За пять лет наработанная практика выявила необходимость серьезной переработки закона с учетом особенностей разных товаров, работ, услуг. Об этом шла речь в Послании Президента Федеральному Собранию.
Депутатами Государственной Думы подготовлена новая концепция закона, обсуждению которой мы хотим придать широкий и всесторонний характер. Эта работа уже начата в Государственной Думе в рамках «круглого стола», который состоялся на этой неделе.
В целом правовые условия для борьбы с коррупцией мы будем совершенствовать постоянно и по всем необходимым направлениям. Но этого, конечно, еще недостаточно.
Пора изменить отношение общества, в том числе на бытовом уровне, к коррупции. Что имеется в виду? С одной стороны, каждый понимает, что взятка - это не просто плохо, но и противозаконно. С другой стороны, решение какого-нибудь «вопроса» при помощи взятки в массовом сознании считается более простым и понятным способом, чем законный путь. И что не менее горько: для многих так привычнее. Такой стиль поведения проявляется всюду: от ситуаций на дорогах до конкурсных процедур при тех же госзакупках.
Подчеркну: каждый россиянин должен включиться в борьбу с коррупцией: жить не по принципу «ты - мне, я - тебе», а в соответствии с законом.
Ведь правовое государство, в конечном итоге, возникает не там, где принимается много хороших законов, а там, где они все и всеми исполняются. Борис Грызлов, председатель Государственной Думы.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru