о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Школы попали под СанПиНы

18.03.2011 12:30 Рубрика: Общество


Мало кто знает, но, оказывается, сегодня в России действует более ста тысяч различных СНиПов, СанПиНов и т.д., и т.п. Зарегулировано все, что можно. Проблема в том, что большинству нормативов исполнилось… по 40-50 лет, а жизнь, между тем, не стоит на месте.

Во многих странах каждый год в среднем обновляется 10% различных стандартов, у нас до последнего времени руки чиновников доходили менее чем до 0,01%. Чаще изменения касались строительной сферы, общепита, медицины, но совсем недавно главный государственный санитарный врач РФ утвердил и новые СанПиНы, регламентирующие условия и организацию обучения в общеобразовательных учреждениях.

Согласно документу, российские школы (как государственные, так и частные) должны будут не только переоборудовать здания, но и пересмотреть программы обучения.

Новые санитарные правила вводятся во всех (проектируемых, действующих, строящихся и реконструируемых) российских школах уже со следующего учебного года, то есть с 1 сентября 2011-го. Большинство изменений делает условия обучения более комфортными и радостными для детей, но реальны ли они в наших экономических условиях?

Особое внимание разработчики санитарных норм уделили организации учебного процесса в начальной школе. Классы для малышей (их не может быть больше 25 человек) настоятельно рекомендуют размещать в отдельном блоке или даже в отдельном здании. Желательно, чтобы из блока (здания) был прямой выход на открытую площадку. Продленка для первоклассников возможна только с тихим часом. Спальни для мальчиков и девочек должны быть раздельными. Двухъярусные кровати запрещены. Первый урок для младшеклассников должен начинаться не раньше 8.00. Занятия - только по системе пятидневной учебной недели, без оценок и домашних заданий.

Мотивы понятны - дети, бедняжки, устают, пусть они дома отдыхают. Но начнем с того, что учебники большей частью сейчас таковы, что нередко вся семья бьется, пытаясь решить задачку или выполнить задание по русскому, литературе, истории. Родительская «скорая помощь» требуется потому, что не все дети в состоянии понять и усвоить на уроке материал полностью. Если домашних заданий не станет вовсе, некоторые ребята просто перестанут справляться с программой, и в среднюю школу отрядами будут приходить маленькие незнайки. И кому от этого будет лучше? Стоит ли облегчать жизнь ребенку, чтобы навсегда ее искалечить. Да и чем они так не угодили вдруг, эти домашние задания? Помнится, они всегда были дополнением к уроку, возможностью внимательнее вчитаться в главы учебника, что-то запомнить, что-то прояснить для себя. Кроме того, согласно постулатам методики преподавания (и в начальных классах тоже) закрепление знаний и навыков в обязательном порядке идет, в том числе, и за счет тех самых домашних упражнений.

Кстати, СанПиНы коснулись и домашних заданий для учеников 2-11 классов. Объем домашних заданий по всем предметам во 2-3 классах должен составлять полтора часа, в 4-5 классах - два часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа. В документе также говорится, что для «предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности» по четвергам или пятницам школьники будут учиться по облегченному учебному дню. Это, строго говоря, не новость. Учителям и в прошлые времена рекомендовали учитывать и объем домашней работы, и «легкие» дни. Но на практике рекомендации редко соблюдались: каждый предметник старался загрузить ученика по полной, а составители расписания не всегда могли увязать и нагрузку учителей, и наличие свободных кабинетов, и «оптимальный уровень работоспособности» школьников в течение недели.

Новые правила регулируют и школьную нагрузку. В 10-11-х классах, это не более 37 часов при пятидневке, и профильное обучение должно входить в эти часы.

Заметим, что все расчеты сделаны из того, что школа будет работать только в первую смену. Если же такой возможности нет, то во вторую смену могут учиться только 2, 3, 4, 6, 7, 8 и 10-й классы.

Школьная территория обязательно должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину, исключение сделано только для некоторых северных районов страны. Площадки для игр школьников должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров, а при устройстве беговых дорожек обязателен дренаж. Если у школы нет своего стадиона или площадки, разрешается проводить уроки физкультуры на тех, что расположены поблизости.

Застройщикам теперь необходимо учитывать, что при проектировании новых зданий школам теперь понадобятся не только площадки и футбольные поля, но и зоны отдыха на территории пришкольного участка.

Даже в тех школах, которые были построены по старым нормам, не избежать модернизации. В учебных заведениях необходимо оборудовать спортзалы раздевалками, снарядными, душевыми и туалетами. Как всему этому не порадоваться? Особенно, когда вспоминаешь, какими взмыленными и растерзанными мы возвращались в класс после уроков физкультуры. Но опять же хватит ли в школах (в бюджетах муниципалитетов) ресурсов, чтобы устроить эту благодать? Как и обеспечить актовые залы «артистическими уборными и кинопроекционными комнатами», обязательными помещениями для хранения костюмов и музыкальных инструментов.

Библиотеки теперь станут справочно-информационными центрами, а не просто местом хранения книг. Кроме того, они будут расширены. В новой школьной библиотеке обязательно будут компьютерные базы данных и, естественно, сами компьютеры.

На каждого ученика в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. метра, а минимальная высота помещений не может быть ниже 3,6 метра. Все эти требования должны выдерживать и кабинеты, в которых проходят группы продленного дня.

Медкабинеты будут располагаться на первом этаже, они будут состоять из кабинета врача и процедурной комнаты. Оба помещения - не меньше 14 кв. метров. В порядке исключения сельским школам разрешено обслуживать учеников в сельском медпункте.

…Школьную жизнь, безусловно, надо благоустраивать, но при этом нельзя забывать, что конечная цель - научить детей добывать знания, сделать их конкурентоспособными. Не стоит убирать с дороги все препятствия, лучше научить их преодолевать. Новые СанПиНы в основном выглядят симпатично, но корректировки все-таки требуют. В самом деле, приятно, когда на школьной территории шумят липы и березы, разбиты цветники, оборудованы площадки для спортивных игр, зеленеет футбольное поле, а стометровку школьники бегут по дренажной дорожке, а не по асфальту. Но где на это взять деньги? Евгения АРЕФЬЕВА.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости