о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Кузбасс назначил ревизию угольной отрасли

19.10.2010 14:00 Рубрика: Общество


На «круглом столе» «Перспективы развития угольной отрасли России» в Центральном Доме журналиста в Москве прозвучала любопытная информация. Оказывается, немецкие танки во время второй мировой войны заправляли дизельным топливом, полученным из бурого угля. Для жителей нефтедобывающей страны, какой уже почти сто лет является Россия, странно это слышать.

Наверное, топливо можно получать из многих природных материалов, но зачем, когда проще всего и дешевле - из нефти? На самом деле, по словам участника «круглого стола» сенатора от Кемеровской области Сергея Шатирова, себестоимость машинного топлива, полученного из нефти и из угля примерно одинакова. Военные бомбардировщики США летают на авиабензине из угля и сегодня, а в Китае угольный бензин - привычное топливо для автомобилей. Вообщ

, журналисты, участвовавшие в этом заседании «круглого стола», организованного Альянсом руководителей региональных СМИ России во главе с Софьей Дубинской, узнали столько нового о казалось бы хорошо известных вещах, что впору писать книгу, а не статью. Жители Центрального и Центрально-Чернозёмного регионов России привыкли у тому, что уголь был нужен в основном для отопления. Ну, и ещё для металлургии (там он и остаётся незаменимым). В последние десятилетия его вытеснил газ, и, например, над Владимирской ТЭЦ исчезли чёрные тучи в зимнее время, что весьма порадовало горожан. Заговорили даже об экологическом прорыве в Европу, но насчёт экологии бабушка ещё надвое сказала. Неизвестно, какие выбросы вреднее для окружающей среды - тучи ведь остались, они только изменили цвет с чёрного на серый.

Между тем природа щедрой рукой наделила нашу страну полезными ископаемыми вовсе не для того, чтобы мы их побыстрее израсходовали. Угля это касается в первую очередь. Слишком дорого в прямом и переносном смысле слова он достаётся.

Именно эту мысль подчеркнула в своём выступлении на «круглом столе» заместитель Председателя Совета Федерации РФ, также сенатор от Кемеровской области Светлана Орлова. Трагедия, случившаяся на шахте «Распадская» 8-9 мая 2010 года, унесла жизни шахтёров и горноспасателей. Практически каждые два года на угольных шахтах России происходят катастрофы с тяжёлыми последствиями. Опасность взрыва при выделении метана, да и просто при концентрации угольной пыли всегда высока. Помимо гуманитарных трагедий, это ещё и труднопреодолимые экономические последствия. Сегодня на «Распадской» ведутся сложные масштабные восстановительные работы. Об этом рассказал на «круглом столе» заместитель генерального директора ОАО «Распадская» по стратегическому планированию Александр Андреев. Многие участки шахты затопило грунтовыми водами, в горных выработках продолжают бушевать пожары. Проводятся сложнейшие технические операции по возведению взрывоустойчивых перемычек для локализации пожаров. Применяется самая современная техника для откачки воды. Причём работы ведутся и без прямого доступа людей к очагам пожаров. Например, перемычки возводят, подавая бетон через скважину диаметром 160 мм. Используются специальные присадки, чтобы масса бетона затвердела только в нужный момент - в горной выработке, а не в трубе. Согласно плану восстановления шахты, каждый пласт (лава), где добыли уголь, планируется реконструировать как новый объект. Готовятся новые проекты дегазации и вентиляции шахты, модернизируется оборудование для повышения безопасности работ.

Угольная промышленность - зона особого риска. И гуманитарного и экономического. И надо отдавать себе отчёт, ради чего страна и люди идут на этот риск. Долгие годы труд шахтёра ассоциировался со стахановским движением: «Больше угля стране!». Возникает ощущение, что отрасль развилась больше в идеологической плоскости , чем в технической, промышленной и экономической. Между тем, возвращаясь к началу нашего разговора, следует заметить, что методы глубокой переработки угля, подобные немецким и американским, в инженерном отношении были освоены ещё в 30-е годы прошлого века в СССР. Из угля можно получать востребованную на современных рынках продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая покроет даже гигантские затраты на безопасность и модернизацию техники и технологий.

Кузбасс сегодня по праву стал столицей угольной промышленности России. Здесь создан современный научно-производственный комплекс для глубокой переработки угля, освоения новых месторождений, отработки технологий, значительно снижающих уровень риска, присущего отрасли в целом. Отсюда исходят стратегические инициативы по всем направлениям развития угледобывающей отрасли. С точки зрения Сергея Шатирова, сегодня нет необходимости наращивать объём добычи угля. «Этот вал не нужен, - говорит он, - внутренний рынок обеспечен, порты и погранпереходы загружены экспортными поставками. Больше угля не «протолкнуть». Нужно провести ревизию и навести порядок в хозяйстве. Создать бесперебойно работающую систему!».

По инициативе сенаторов Шатирова и Орловой Совет Федерации РФ принял историческое для угольщиков Постановление «О законодательном обеспечении безопасных условий труда в угольной отрасли». В нём сформулирована трёхуровневая система по обеспечению безопасности работ в особо взрыво-пожароопасных шахтах России. Это создание новой нормативно-законодательной базы, которая не менялась с 80-х годов прошлого века. Это - воссоздание системы государственного контроля за всей системой безопасности в отрасли. Это вопросы подготовки кадров, упорядочение прав и обязанностей всех работающих в зоне особого риска.

И уже многое сделано в соответствии с этим постановлением. Расширены полномочия Ростехнадзора, который может теперь закрывать шахты без решения суда. Эта Федеральная служба подчинена теперь непосредственно правительству. Издано постановление правительства о переподчинении и разакционировании военизированных горноспасательных формирований (додумались даже эти структуры акционировать!). Принят закон об обязательной дегазации угольных пластов до начала работ, когда превышается порог опасности. Разрабатываются положения в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы, которые представляют собой в совокупности нечто вроде Горного устава о дисциплине.

Внесены также изменения в отраслевое тарифное соглашение, пересматривающие систему оплаты труда шахтёров. Сегодня 70% дохода шахтёры получают за счёт повременной оплаты труда (ранее 35-45%), которая учитывает также квалификацию, риск, персональную ответственность. Остальные 30% - доплаты за качество, соблюдение техники безопасности и собственно выработку. Причём выработка учитывается не более чем за 5% перевыполнения нормы в виде премиальной оплаты. Перевыполнять план более чем на 5% невыгодно и не нужно. Эта система позволяет уйти от «гонки за тоннами».

В Кузбассе продолжают строиться новые предприятия, например, по добыче метана из угольных пластов (Талдинское месторождение) и добыче угля высококачественной энергетической марки «Д» (Караканский-Западный разрез). Строятся обогатительные фабрики, создаются предприятия сопутствующей угольной отрасли инфраструктуры.

Модернизация традиционных отраслей экономики России набирает обороты. И Кузбасс в недалёком будущем начнёт играть в этом процессе в своей отрасли роль Сколково, которое не надо будет создавать с нуля. Здесь есть всё: и боевой шахтёрный потенциал, и перспективная инженерная мысль, и продвинутые во всех отношениях свои полпреды и законодатели на федеральном уровне, с которыми удалось интересно пообщаться за «круглым столом».
Сергей Степанов.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости