ШКОЛА В ЭКОНОМ-КЛАССЕ - К чему приведет сокращение учителей
08.10.2010 17:50 Рубрика: Общество
Объявленный в России Год учителя из, на первый взгляд, безвредной фантасмагории перерос в узаконенное издевательство. Ни о каком повышении позорно низкой зарплаты педагогов речи изначально не шло. Более того, в нынешнем бюджете не предусмотрено расходов даже на индексацию учительских окладов. А недавно министр образования господин Фурсенко во всеуслышание и невзирая на «праздничный» год объявил о грядущем массовом сокращении преподавательского состава школ на 200 тысяч человек. Учителей ждет сокращение, учеников на всех не хватает - таков главный аргумент министра.
Будет меньше, а лучше ли?
Сама идея сокращения школьных работников, в принципе, логична, если рассматривать ее через призму укрупнения школ. Данная реформа в системе образования идет, что называется, семимильными шагами. Эта, без преувеличения, глобальная проблема заслуживает отдельных слов.
Суть реформы сводится к тому, чтобы увеличить наполняемость классов в городских школах до 25 человек, в сельских - до 14. Школы, которые не дотягивают до этих нормативов, либо сливаются с такими же «недоборками», либо убираются вовсе. Такая политика мотивируется реформаторами экономической целесообразностью.
С детьми поступают, как со скотом, считая по головам, отсюда и иезуитский термин - подушевое финансирование. Хотя еще два года назад российский премьер Владимир Путин заявил, что, несмотря на ряд плюсов политики укрупнения средних школ, такой подход не является универсальным. «Там, где кроме школы ничего вообще нет, конечно, желательно ее сохранить. И в этом случае внедряемые информационные технологии сыграют свою положительную роль», - отметил он.
Выходит, даже высшее руководство осознает, что реструктуризация не должна проходить тотально, волевым решением сверху. Увы, зачастую на местах все выходит наоборот.
Размышления у парадного подъезда
Изначально реформаторам системы среднего образования казалось, что этот метод себя оправдает, однако вскоре выяснилось, что такая политика сопряжена с появлением отрицательных социальных последствий. Например, в сельской местности. Ни для кого не секрет, что школа несет не только образовательные функции, но и является культурным центром, закрытие которого усугубляет и без того тяжелое социальное положение села.
В свое время Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков высказал свое мнение о политике укрупнения сельских школ: «Укрупнение российских школ было предусмотрено программой модернизации российского образования, против которой эксперты выступают уже давно. Программа была принята Министерством образования еще в середине 90-х годов, причем ее помогали разрабатывать американские советники, а главными разработчиками выступали специалисты Высшей школы экономики. Практически на сегодня уже ясно, что следование положениям этой программы может привести нашу систему образования к полному краху. В рамках этой программы был раздел, который назывался «Реструктуризация сельской школы». Речь шла о том, что сельские малокомплектные школы предлагалось закрыть. Вместо них предлагалось создать укрупненные школы в региональных центрах, крупных городах и крупных селах, а детей туда либо возить, либо строить интернаты, с тем, чтобы переводить детей на интернатное положение».
Высказывание Комкова поддержали бывшие министры образования Эдуард Днепров, Евгений Ткаченко и Владимир Кинелев, ведущие ученые, профессора старейших вузов. По их мнению, Россия должна идти по другому пути. Надо развивать новые технологии обучения, подключать маленькие удаленные школы к сети дистанционного образования. И денег на это, кстати, потребуется меньше, чем тратят сейчас в России на подключение школ к Интернету.
На чем ездить будем?
Каковы реалии в той же Владимирской области? Попробуем разобраться, обратившись к сухим данным статистики.
В 2009 году из 266 сельских школ региона-33 было закрыто девять - пять основных и четыре начальных, а также реорганизовано одиннадцать общеобразовательных учреждений. С января по июль нынешнего уже закрыты восемь начальных и основных школ в Вязниковском, Гусь-Хрустальном, Ковровском и Петушинском районах, реорганизовано пятнадцать. До конца текущего года предстоит реструктуризация еще двадцати.
Чтобы дети из небольших населенных пунктов Владимирщины могли учиться, по президентской программе было приобретено 38 автобусов, 30 - за счет программы «Дети Владимирской области». Еще 13 автобусов закуплено на средства муниципалитетов. Однако этого количества недостаточно. Требуется еще полсотни автобусов.
Оставим без внимания вопрос удобства ежедневных поездок для школяров и их родителей. Хотя кому хочется, чтобы ребенок ездил неизвестно куда, по, мягко говоря, не особо хорошим дорогам. И вставать ученикам приходится раньше, а возвращаться, соответственно, позже. Но… Ничего личного и личностного, сплошная обезличенная экономика: рентабельно ли это? Автобусы ведь недешевые, а бюджеты скудные…
Ситуация в глубинке...
Как рассказала корр. «М» начальник управления образования Вязниковского района Галина Рогова, из восьми преданных забвению в нынешнем году школ области две пришлось на Вязниковский район. В следующем году планируется сократить еще две-три. В целом, за девять лет, что Рогова руководит образованием в районе, здесь было закрыто десять школ. На сегодняшний день работает 31. Средняя наполняемость класса в Вязниках - 22 школьника, в районе - еще меньше. Правда, есть исключения. Во Мстерской школе есть класс из 34 человек, который разбить на два никак не получается: норматив не позволяет.
Конечно, ситуация непростая. Родители в большинстве своем выступают против новшеств и порой весьма справедливо.
Но бывают перегибы и с их стороны. Яркий пример - ситуация вокруг школы № 11 города Вязники. Первоначально ее предполагалось закрыть полностью, но в ходе переговоров родителей с администрацией стороны сошлись на том, что уберут только десятый класс. Но уже после его закрытия родители снова взбунтовались и стали выступать против принятого решения. В ход пошли все возможные средства, вплоть до привлечения местного телеканала, который не поскупился на крепкие словечки в адрес управления образования, а оно, по сути, является всего лишь маленьким механизмом в системе российского образования.
…и во Владимире
Директор одной из владимирских школ, по понятным причинам попросивший не оглашать его фамилии, разрыхлил почву для раздумий. Согласно приведенным им данным, первое место в мире по уровню знаний сегодня занимает Финляндия, при этом средняя наполняемость класса там не более 10 человек. Естественно, чем больше учеников в отдельно взятом классе, тем хуже качество образования. И от педагога это никак не зависит.
Самое интересное, что демографическая ситуация у нас постепенно выравнивается. Количество детей неуклонно растет. А школы убирают. Парадокс. «Спасибо управлению образования, - говорит директор, - его усилиями наша школа «остается при своем», хотя по наполняемости классов мы не вписываемся в рамки проводимой реформы. У нас она составляет 22,8 человека».
Кстати, еще одно нововведение, спровоцированное законом об автономии бюджетных учреждений: директора и завучи отныне являются не педагогами, а менеджерами. Как раз совсем недавно вышеназванный директор прошел курсы по обучению специальности «менеджер». В данном случае комментарии излишни.
К социально негативным последствиям непродуманной реформы можно смело отнести и проблему с освободившимися зданиями школ. Во времена, когда все покупается и продается, возможность приобретения бывших школьных помещений частными лицами выглядит убедительно. Все лучше, чем придание зданий забвению. Все знают, как легко и непринужденно строения муниципалитетов уходят в частные руки. Яркий тому пример - ситуация вокруг зданий детских садов: когда-то их продали, а теперь пытаемся ликвидировать очереди на путевки в дошкольные учреждения образования.
…Вот таким оригинальным способом решило поздравить с профессиональным праздником педагогов школ доблестное Министерство образования и науки. Думается, что сюрприз с сокращением, оптимизацией расходов на школы не последний.
Конечно, демографический фактор нельзя сбрасывать со счетов, но заявления Фурсенко производят эффект неразорвавшейся бомбы. Последствия всего этого будем расхлебывать позже, и вряд ли непопулярный министр будет в то время «у руля». Сейчас (уже после возмущенных писем педагогов, публикаций в СМИ и проч.) Андрей Фурсенко пытается смягчить свои неосторожные слова о сокращении. На днях он сказал, что пресса все передергивает, и подчеркнул, что может «лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить… Главное, что этим людям сегодня есть куда идти». Тем самым в очередной (ох, боюсь, не в последний!) раз продемонстрировав знание как ситуации в российском образовании в целом, так и принципов работы подчиненных ему чиновников в частности. А учителей по-человечески жаль, ведь судьбы людей, от которых, по сути, зависит будущее нации, оказались в руках экономистов. А для них главная доминанта - выгода.
Валерий БАЙБУСИНОВ.
Коллаж: Денис Васильев.
Будет меньше, а лучше ли?
Сама идея сокращения школьных работников, в принципе, логична, если рассматривать ее через призму укрупнения школ. Данная реформа в системе образования идет, что называется, семимильными шагами. Эта, без преувеличения, глобальная проблема заслуживает отдельных слов.
Суть реформы сводится к тому, чтобы увеличить наполняемость классов в городских школах до 25 человек, в сельских - до 14. Школы, которые не дотягивают до этих нормативов, либо сливаются с такими же «недоборками», либо убираются вовсе. Такая политика мотивируется реформаторами экономической целесообразностью.
С детьми поступают, как со скотом, считая по головам, отсюда и иезуитский термин - подушевое финансирование. Хотя еще два года назад российский премьер Владимир Путин заявил, что, несмотря на ряд плюсов политики укрупнения средних школ, такой подход не является универсальным. «Там, где кроме школы ничего вообще нет, конечно, желательно ее сохранить. И в этом случае внедряемые информационные технологии сыграют свою положительную роль», - отметил он.
Выходит, даже высшее руководство осознает, что реструктуризация не должна проходить тотально, волевым решением сверху. Увы, зачастую на местах все выходит наоборот.
Размышления у парадного подъезда
Изначально реформаторам системы среднего образования казалось, что этот метод себя оправдает, однако вскоре выяснилось, что такая политика сопряжена с появлением отрицательных социальных последствий. Например, в сельской местности. Ни для кого не секрет, что школа несет не только образовательные функции, но и является культурным центром, закрытие которого усугубляет и без того тяжелое социальное положение села.
В свое время Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков высказал свое мнение о политике укрупнения сельских школ: «Укрупнение российских школ было предусмотрено программой модернизации российского образования, против которой эксперты выступают уже давно. Программа была принята Министерством образования еще в середине 90-х годов, причем ее помогали разрабатывать американские советники, а главными разработчиками выступали специалисты Высшей школы экономики. Практически на сегодня уже ясно, что следование положениям этой программы может привести нашу систему образования к полному краху. В рамках этой программы был раздел, который назывался «Реструктуризация сельской школы». Речь шла о том, что сельские малокомплектные школы предлагалось закрыть. Вместо них предлагалось создать укрупненные школы в региональных центрах, крупных городах и крупных селах, а детей туда либо возить, либо строить интернаты, с тем, чтобы переводить детей на интернатное положение».
Высказывание Комкова поддержали бывшие министры образования Эдуард Днепров, Евгений Ткаченко и Владимир Кинелев, ведущие ученые, профессора старейших вузов. По их мнению, Россия должна идти по другому пути. Надо развивать новые технологии обучения, подключать маленькие удаленные школы к сети дистанционного образования. И денег на это, кстати, потребуется меньше, чем тратят сейчас в России на подключение школ к Интернету.
На чем ездить будем?
Каковы реалии в той же Владимирской области? Попробуем разобраться, обратившись к сухим данным статистики.
В 2009 году из 266 сельских школ региона-33 было закрыто девять - пять основных и четыре начальных, а также реорганизовано одиннадцать общеобразовательных учреждений. С января по июль нынешнего уже закрыты восемь начальных и основных школ в Вязниковском, Гусь-Хрустальном, Ковровском и Петушинском районах, реорганизовано пятнадцать. До конца текущего года предстоит реструктуризация еще двадцати.
Чтобы дети из небольших населенных пунктов Владимирщины могли учиться, по президентской программе было приобретено 38 автобусов, 30 - за счет программы «Дети Владимирской области». Еще 13 автобусов закуплено на средства муниципалитетов. Однако этого количества недостаточно. Требуется еще полсотни автобусов.
Оставим без внимания вопрос удобства ежедневных поездок для школяров и их родителей. Хотя кому хочется, чтобы ребенок ездил неизвестно куда, по, мягко говоря, не особо хорошим дорогам. И вставать ученикам приходится раньше, а возвращаться, соответственно, позже. Но… Ничего личного и личностного, сплошная обезличенная экономика: рентабельно ли это? Автобусы ведь недешевые, а бюджеты скудные…
Ситуация в глубинке...
Как рассказала корр. «М» начальник управления образования Вязниковского района Галина Рогова, из восьми преданных забвению в нынешнем году школ области две пришлось на Вязниковский район. В следующем году планируется сократить еще две-три. В целом, за девять лет, что Рогова руководит образованием в районе, здесь было закрыто десять школ. На сегодняшний день работает 31. Средняя наполняемость класса в Вязниках - 22 школьника, в районе - еще меньше. Правда, есть исключения. Во Мстерской школе есть класс из 34 человек, который разбить на два никак не получается: норматив не позволяет.
Конечно, ситуация непростая. Родители в большинстве своем выступают против новшеств и порой весьма справедливо.
Но бывают перегибы и с их стороны. Яркий пример - ситуация вокруг школы № 11 города Вязники. Первоначально ее предполагалось закрыть полностью, но в ходе переговоров родителей с администрацией стороны сошлись на том, что уберут только десятый класс. Но уже после его закрытия родители снова взбунтовались и стали выступать против принятого решения. В ход пошли все возможные средства, вплоть до привлечения местного телеканала, который не поскупился на крепкие словечки в адрес управления образования, а оно, по сути, является всего лишь маленьким механизмом в системе российского образования.
…и во Владимире
Директор одной из владимирских школ, по понятным причинам попросивший не оглашать его фамилии, разрыхлил почву для раздумий. Согласно приведенным им данным, первое место в мире по уровню знаний сегодня занимает Финляндия, при этом средняя наполняемость класса там не более 10 человек. Естественно, чем больше учеников в отдельно взятом классе, тем хуже качество образования. И от педагога это никак не зависит.
Самое интересное, что демографическая ситуация у нас постепенно выравнивается. Количество детей неуклонно растет. А школы убирают. Парадокс. «Спасибо управлению образования, - говорит директор, - его усилиями наша школа «остается при своем», хотя по наполняемости классов мы не вписываемся в рамки проводимой реформы. У нас она составляет 22,8 человека».
Кстати, еще одно нововведение, спровоцированное законом об автономии бюджетных учреждений: директора и завучи отныне являются не педагогами, а менеджерами. Как раз совсем недавно вышеназванный директор прошел курсы по обучению специальности «менеджер». В данном случае комментарии излишни.
К социально негативным последствиям непродуманной реформы можно смело отнести и проблему с освободившимися зданиями школ. Во времена, когда все покупается и продается, возможность приобретения бывших школьных помещений частными лицами выглядит убедительно. Все лучше, чем придание зданий забвению. Все знают, как легко и непринужденно строения муниципалитетов уходят в частные руки. Яркий тому пример - ситуация вокруг зданий детских садов: когда-то их продали, а теперь пытаемся ликвидировать очереди на путевки в дошкольные учреждения образования.
…Вот таким оригинальным способом решило поздравить с профессиональным праздником педагогов школ доблестное Министерство образования и науки. Думается, что сюрприз с сокращением, оптимизацией расходов на школы не последний.
Конечно, демографический фактор нельзя сбрасывать со счетов, но заявления Фурсенко производят эффект неразорвавшейся бомбы. Последствия всего этого будем расхлебывать позже, и вряд ли непопулярный министр будет в то время «у руля». Сейчас (уже после возмущенных писем педагогов, публикаций в СМИ и проч.) Андрей Фурсенко пытается смягчить свои неосторожные слова о сокращении. На днях он сказал, что пресса все передергивает, и подчеркнул, что может «лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить… Главное, что этим людям сегодня есть куда идти». Тем самым в очередной (ох, боюсь, не в последний!) раз продемонстрировав знание как ситуации в российском образовании в целом, так и принципов работы подчиненных ему чиновников в частности. А учителей по-человечески жаль, ведь судьбы людей, от которых, по сути, зависит будущее нации, оказались в руках экономистов. А для них главная доминанта - выгода.
Валерий БАЙБУСИНОВ.
Коллаж: Денис Васильев.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru