о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Скромный служитель церкви

07.09.2010 13:50 Рубрика: Общество


Широкой публике постепенно открываются события и деяния, связанные с именами скромных служителей церкви. Долгие годы изучением их биографий практически никто не занимался. Вот и имя Дмитрия Александровича Крылова только сейчас входит в историю русского искусства. Что мы знаем об этом человеке, чем примечателен его жизненный путь?

Дмитрий Александрович родился 14 марта 1889 года в Москве, в большой многодетной семье протоиерея Иоакиманской церкви. Жила семья священника в Замоскворечье, на улице Якиманка. Дмитрий окончил церковноприходскую школу, затем - Заиконоспасское духовное училище, а в 1911 году - Московскую духовную академию. В течение двух лет был учителем церковноприходской школы в Москве, а потом получил назначение в Успенский собор в Звенигороде, где служил до 1932 года, до дня своего ареста. Два года Дмитрий Александрович провел в колымской ссылке. Вернулся, повезло - дали приход в Боголюбове, но не надолго. Пришлось священнику поработать и сторожем инвалидной сторожевой охраны, и мастером во владимирской сапожной артели им. Второй пятилетки. Во время Великой Отечественной войны отношение государства к церкви несколько изменилось. С сентября 1943 года Крылов снова начал служить, в сельских храмах Собинского и Владимирского районов. В декабре 1944 года открылся для богослужений Успенский кафедральный собор во Владимире. Отец Дмитрий стал его настоятелем, но что-то не сложилось, и через полгода Крылов уже в Суздале, затем - в Коврове, Вязниках, а 12 декабря 1956 года и вовсе «уволен за штат». Отставной священник переехал в Ивановскую область, где и скончался в 1966 году. По завещанию был погребён на Князь-Владимирском кладбище рядом с женой, Верой Константиновной.

Вот такая обычная биография, казалось бы, ничем не примечательная. Потомственный священнослужитель, родившийся не в то время, испытавший арест и ссылку, но избежавший более суровой участи - быть расстрелянным. Но таких в России были сотни, тысячи, миллионы в XX безбожном веке... Однако, оказывается, имя Д.А. Крылова можно поставить в один ряд с именами известных подвижников, и вот почему.

В 1918 году в Звенигород из Москвы приехала экспедиция Центральных реставрационных мастерских. Целью приезда была консервация обнаруженных незадолго до этого фресок, предположительно, написанных Андреем Рублёвым, в Успенском соборе на Городке. Члены экспедиции предприняли осмотр расположенных вблизи собора, который находился на ремонте, кладовок и сараев с целью обнаружения икон, которые помогли бы подтвердить принадлежность фресок кисти Андрея Рублёва. По бытовавшей официальной версии, член экспедиции Игорь Грабарь в одном из дровяных сараев обнаружил три доски, изображения на которых выдавали руку хорошего мастера и имели явное сходство с «Троицей» Андрея Рублёва.

Но, как выяснилось, не Грабарь или другие члены экспедиции нашли святыни. Иконы были «из рук в руки переданы московским реставраторам молодым интеллигентным священником о. Дмитрием» - Дмитрием Александровичем Крыловым. Молодой священник доверился искусствоведам и сам показал им иконы, понимая их большую художественную ценность. Эти иконы, известные как иконы «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил, Апостол Павел) принадлежат, по мнению многих учёных, кисти Андрея Рублёва. Иконы увезли в Москву. Но имя священника нигде не было названо. С одной стороны, оно умалчивалось по идеологическим причинам. С другой стороны, сам священник, прекрасно сознавая ценность этих шедевров древней живописи, рисковал своим положением, так как передал их в руки московских реставраторов без благословения благочинного или архиерея.

Видимо, из самых благих пожеланий - не испортить положение священнослужителя - и была придумана официальная версия о том, что Грабарь сам нашёл иконы под поленницей. Эта легенда воспроизводилась во всех советских публикациях, посвященных иконам «Звенигородского чина», на протяжении последних 80 лет. Только сейчас имя священника, который помог спасти бесценные сокровища древнерусской культуры, стало известно, а на его могиле совершаются богослужения и появляются цветы.
Валентина ТИТОВА,
заведующая отделом краеведческих исследований Центральной библиотеки г. Владимира.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости