ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ ВО ВЛАДИМИРСКОМ «ЦЕНТРАЛЕ» - Ученики иногда впервые постигают азбуку и таблицу умножения
02.09.2010 22:50 Рубрика: Общество
1 сентября все российские школьники после летних каникул вернулись в стены родных школ. Встречала первый день нового учебного года и Владимирская тюрьма № 2.
Кажется, что может быть общего между Днем знаний и владимирским «централом»? Какое отношение имеет светлый школьный праздник к мрачной атмосфере тюремных будней? Имеет, причем непосредственное. В известной тюрьме тоже есть свои ученики. Правда, выглядят они совершенно иначе, чем обычные школьники. Вместо праздничных костюмов одеты в казенные робы с порядковыми номерами, да и возраст, по школьным меркам, более чем солидный: от 18 до 30 лет.
Во владимирском «централе» открыт учебно-консультационный пункт (УКП) школы, которая существует при колонии № 5. Этой школе уже 47 лет. Открытый в «централе» УКП - уже пятый по счету филиал школы.
Впрочем, уместнее было бы написать не открытие, а возрождение. Раньше в «централе» заключенным давали хорошее образование в своей собственной школе. Но с началом перестройки она прекратила свое существование.
Вчера поздравить новых учеников с Днем знаний пришли директор школы Людмила Александрова, заведующая учебно-консультационным пунктом № 2 Валентина Алексеева, учителя, в том числе и заслуженный учитель России Игорь Мерман, а также представитель департамента образования Владимирской области Игорь Мальгин.
Собрав учеников в новом светлом классе, естественно, под надзором офицеров-воспитателей, преподаватели познакомились с ними, объяснили, что даже в местах заключения важность учебы неоспорима. Любой срок когда-нибудь заканчивается, а жизнь продолжается. И без базового образования «отмотавшему свое» к гражданской жизни адаптироваться будет невероятно сложно. Выступил перед заключенными и Игорь Мальгин, заметивший, что количество желающих получить образование в тюрьмах неизменно растет.
После вступительных речей Игорь Лазаревич Мерман открыл первое занятие, которое было посвящено правовому воспитанию. Слушали его с нескрываемым интересом.
Вопрос об организации учебного процесса в «централе» назревал давно. Это отмечают и администрация тюрьмы, и преподавательский состав. Но, как это обычно бывает, благим намерениям мешали различного рода проблемы. Прежде всего, изношенность зданий тюрьмы, из-за чего долго не могли подобрать помещение, соответствующее стандартам учебного заведения. Серьезным препятствием стали и финансовые трудности в связи с необходимостью создания материально-технической базы, без которой учебный процесс попросту невозможен.
Учредителем школы при главной владимирской тюрьме является не Управление федеральной службы исполнения наказаний, а департамент образования, поэтому и финансируется школа «из его кармана». Естественно, основные потоки бюджетных средств идут на обычных школьников, тюремной школе достается совсем немного. И это вполне понятно. Но с другой стороны, не все заключенные - злостные преступники-рецидивисты, которые о получении образования и не помышляют. Естественное стремление оступившихся людей к знаниям не должно ограничиваться самообучением. Заключенные имеют ограниченные, но равные с нами права, в том числе и на образование.
Психологи говорят, что человек, который провел за решеткой более трех лет, уже никогда не сможет вернуться к нормальной жизни. За это время рвутся все нити, связывающие его с внешним миром. И в этом смысле тюрьма не перевоспитывает и не исправляет, а изолирует от общества раз и навсегда. Поэтому школы, работающие в местах лишения свободы, дают заключенным нечто большее, чем просто образование.
Учитель тюремной школы обязан дать заключенному не только знания. Он должен помочь человеку увидеть мир в ином свете и может даже заставить его переосмыслить и поменять систему ценностей, далеких от общечеловеческих норм. Задача архисложная. Ведь все тюремные школьники - это взрослые сформировавшиеся личности, многие с тяжелым характером, озлобленные на жизнь и в большинстве своем не принимающие того, что идет с воли, не связанной с криминалом.
Соответственно, требования к преподавателям тюремных школ очень жесткие. В этом плане школе владимирского «централа» можно только позавидовать. Более 70% учителей имеют высшую категорию, это действительно профессионалы своего дела. Директор школы Людмила Александрова отмечает, что текучка кадров в рядах преподавательского состава минимальна.
В УКП тюрьмы № 2 занятия будут посещать в этом учебном году 50 человек. Все они разбиты на четыре группы и будут учиться по очереди: три дня первые две, три дня - вторые и т.д. А что делать, ведь для занятий выделено всего два помещения, каждое из которых с трудом вмещает двадцать человек! Самое главное, что учебников и канцелярских принадлежностей хватает всем. Благо, мир не без добрых людей, помогали кто чем мог.
- Конечно, хотелось бы большего, - сетует Людмила Алексеевна, имея в виду материально-техническое оснащение.
Предметом головной боли для руководства школы являются компьютеры, точнее их острая нехватка. В объявленный президентом инновационный период нельзя ударить в грязь лицом, да и без компьютерной грамотности на воле будет адаптироваться еще сложнее.
Но как преподавателя Людмилу Александрову больше беспокоит уровень обычных знаний своих питомцев. Он просто катастрофически низок. Учителям зачастую приходится первые занятия с заключенными посвящать изучению азбуки и таблицы умножения.
Работа преподавателям предстоит большая. Но они уверены, что справятся. Главное - заставить человека поверить в свои силы и хотя бы на время учебы забыть о том, что впереди долгие годы заключения. Ведь за ними обязательно начнется другая жизнь, настоящая.
Валерий БАЙБУСИНОВ.
Фото автора.
Кажется, что может быть общего между Днем знаний и владимирским «централом»? Какое отношение имеет светлый школьный праздник к мрачной атмосфере тюремных будней? Имеет, причем непосредственное. В известной тюрьме тоже есть свои ученики. Правда, выглядят они совершенно иначе, чем обычные школьники. Вместо праздничных костюмов одеты в казенные робы с порядковыми номерами, да и возраст, по школьным меркам, более чем солидный: от 18 до 30 лет.
Во владимирском «централе» открыт учебно-консультационный пункт (УКП) школы, которая существует при колонии № 5. Этой школе уже 47 лет. Открытый в «централе» УКП - уже пятый по счету филиал школы.
Впрочем, уместнее было бы написать не открытие, а возрождение. Раньше в «централе» заключенным давали хорошее образование в своей собственной школе. Но с началом перестройки она прекратила свое существование.
Вчера поздравить новых учеников с Днем знаний пришли директор школы Людмила Александрова, заведующая учебно-консультационным пунктом № 2 Валентина Алексеева, учителя, в том числе и заслуженный учитель России Игорь Мерман, а также представитель департамента образования Владимирской области Игорь Мальгин.
Собрав учеников в новом светлом классе, естественно, под надзором офицеров-воспитателей, преподаватели познакомились с ними, объяснили, что даже в местах заключения важность учебы неоспорима. Любой срок когда-нибудь заканчивается, а жизнь продолжается. И без базового образования «отмотавшему свое» к гражданской жизни адаптироваться будет невероятно сложно. Выступил перед заключенными и Игорь Мальгин, заметивший, что количество желающих получить образование в тюрьмах неизменно растет.
После вступительных речей Игорь Лазаревич Мерман открыл первое занятие, которое было посвящено правовому воспитанию. Слушали его с нескрываемым интересом.
Вопрос об организации учебного процесса в «централе» назревал давно. Это отмечают и администрация тюрьмы, и преподавательский состав. Но, как это обычно бывает, благим намерениям мешали различного рода проблемы. Прежде всего, изношенность зданий тюрьмы, из-за чего долго не могли подобрать помещение, соответствующее стандартам учебного заведения. Серьезным препятствием стали и финансовые трудности в связи с необходимостью создания материально-технической базы, без которой учебный процесс попросту невозможен.
Учредителем школы при главной владимирской тюрьме является не Управление федеральной службы исполнения наказаний, а департамент образования, поэтому и финансируется школа «из его кармана». Естественно, основные потоки бюджетных средств идут на обычных школьников, тюремной школе достается совсем немного. И это вполне понятно. Но с другой стороны, не все заключенные - злостные преступники-рецидивисты, которые о получении образования и не помышляют. Естественное стремление оступившихся людей к знаниям не должно ограничиваться самообучением. Заключенные имеют ограниченные, но равные с нами права, в том числе и на образование.
Психологи говорят, что человек, который провел за решеткой более трех лет, уже никогда не сможет вернуться к нормальной жизни. За это время рвутся все нити, связывающие его с внешним миром. И в этом смысле тюрьма не перевоспитывает и не исправляет, а изолирует от общества раз и навсегда. Поэтому школы, работающие в местах лишения свободы, дают заключенным нечто большее, чем просто образование.
Учитель тюремной школы обязан дать заключенному не только знания. Он должен помочь человеку увидеть мир в ином свете и может даже заставить его переосмыслить и поменять систему ценностей, далеких от общечеловеческих норм. Задача архисложная. Ведь все тюремные школьники - это взрослые сформировавшиеся личности, многие с тяжелым характером, озлобленные на жизнь и в большинстве своем не принимающие того, что идет с воли, не связанной с криминалом.
Соответственно, требования к преподавателям тюремных школ очень жесткие. В этом плане школе владимирского «централа» можно только позавидовать. Более 70% учителей имеют высшую категорию, это действительно профессионалы своего дела. Директор школы Людмила Александрова отмечает, что текучка кадров в рядах преподавательского состава минимальна.
В УКП тюрьмы № 2 занятия будут посещать в этом учебном году 50 человек. Все они разбиты на четыре группы и будут учиться по очереди: три дня первые две, три дня - вторые и т.д. А что делать, ведь для занятий выделено всего два помещения, каждое из которых с трудом вмещает двадцать человек! Самое главное, что учебников и канцелярских принадлежностей хватает всем. Благо, мир не без добрых людей, помогали кто чем мог.
- Конечно, хотелось бы большего, - сетует Людмила Алексеевна, имея в виду материально-техническое оснащение.
Предметом головной боли для руководства школы являются компьютеры, точнее их острая нехватка. В объявленный президентом инновационный период нельзя ударить в грязь лицом, да и без компьютерной грамотности на воле будет адаптироваться еще сложнее.
Но как преподавателя Людмилу Александрову больше беспокоит уровень обычных знаний своих питомцев. Он просто катастрофически низок. Учителям зачастую приходится первые занятия с заключенными посвящать изучению азбуки и таблицы умножения.
Работа преподавателям предстоит большая. Но они уверены, что справятся. Главное - заставить человека поверить в свои силы и хотя бы на время учебы забыть о том, что впереди долгие годы заключения. Ведь за ними обязательно начнется другая жизнь, настоящая.
Валерий БАЙБУСИНОВ.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru