АВТОСТОП С АКЦЕНТОМ
20.08.2010 00:50 Рубрика: Общество
Две недели отпуска, на которые был запланирован парусный поход по Ладожскому озеру, грозили пролететь впустую: дешевых плацкартных билетов на поезд из Владимира до Санкт-Петербурга в кассах не было. Это стало для моей спутницы, имеющей опыт путешествия автостопом, последним аргументом. Решено: едем на попутках! Девушка Катя - спортсменка (чемпион города по баскетболу), студентка-дизайнер, красавица и почти комсомолка: участница последних молодежных форумов на Селигере. Она обещала, что мы доберемся до Питера бесплатно, без проблем и это будет незабываемым приключением. Девушка не ошиблась: менее чем через двое суток мы оказались на Невском проспекте. Дополнительный бонус - дорожное знакомство с интересными людьми. Газетный формат не позволяет описать всех водителей-благодетелей, которые помогли нам добраться до пункта назначения, поэтому ограничусь рассказом о самых колоритных автолюбителях. Перед выездом Катя проинструктировала: одеваться ярко, ничего серого и камуфлированного. Для девушек-автостопщиц есть дополнительные правила: избегать обтягивающей одежды и отказаться от косметики. Последние указания не лишние: нравственных путешественниц водители не должны путать с трассовыми проститутками. А еще каждому, кто соберется в круиз автостопом, нужны обязательная улыбка на лице и позитивный настрой в душе. Усвоили правила? Можно начинать «голосовать» поднятым большим пальцем.
«Читайте русскую литературу!» Первым нас подхватил немолодой водитель пассажирской «ГАЗели». Акцент выдавал в нем «лицо кавказской национальности». Шофер давно живет во Владимире, возит туристов по «Золотому кольцу». Ехал он до автобазы в Юрьевце и поэтому… извинялся, что не может подбросить дальше. В качестве компенсации предложил подвезти до поворота на Энергетик: «Там дальнобойщики на светофоре притормаживают, может, кто возьмет». Забегая вперед, скажу - ни одна «фура» нас не посадила, ехали мы преимущественно на легковушках. Наверное, третьей по счету машиной, что стала для нас средством передвижения, были скромные «Жигули» с кондиционером по-русски. В жару водилы полностью открывают задние окошки, создавая вокруг себя приятную прохладу. А во всем салоне бушуют воздушные потоки не хуже чем в аэродинамической трубе! Вел «аэромашину» смуглый парень лет 30 с правильной, но чуть замедленной речью. Оказалось, наполовину армянин (мать - русская). Покинуть родные края заставила война. Беженец не первый год живет в маленьком городке в Нижегородской области. - Может показаться странным, но я (кавказец и атеист) работаю водителем в… синагоге. Общаясь с религиозными людьми, убедился, что они живут гораздо спокойней, чем неверующие. Например, по делам не раз пересекался с казанскими татарами. Правильно у них заведено: высоко ценят семью и работу. Даже реклама у них такая же, с правильными ценностями и спокойная. - Вы говорите без акцента, наверное, учились в России? - поинтересовался я у водителя. - Нет, я пэтэушник, больше нигде не учился, но знаю рецепт: чтобы правильно говорить, надо больше читать. Я своим армянам так и говорю: «Читайте русскую литературу!». Хотя, честно признаться, она какая-то депрессивная… Но вот Венечка Ерофеев мне очень понравился. Его «Москва-Петушки» - это что-то! Но насчет водки так скажу: это замедленный суицид. По какому-то совпадению в это время мы как раз проезжали по Петушинскому району. - Дети мои учатся в «английской» школе, скоро на год поедут в Америку, вернутся с «языком», это в жизни пригодится, - продолжал свой рассказ шофер. - А вот показать родной Арарат я им не могу: дорого летать до Армении. (Железнодорожное сообщение с этой республикой фактически прервано еще со времен карабахского конфликта - авт.). Сейчас получается, что Арарат дешевле увидеть из Турции, но соотечественники считают, что это неправильно. Узнав, куда мы едем, поклонник творчества Ерофеева научил, что Москву лучше миновать. Во-первых, «голосовать» на МКАДе - дело рискованное (там все несутся как бешеные), да и безнадежное (никто не останавливается), а во-вторых, дальнобойщики едут в объезд столицы. И он оказался прав.
Женщина за рулем В районе Ногинска нас подобрала на китайском джипе марки «Тигр» московская татарка Дина. Известно пошлое изречение «Женщина за рулем - все равно, что обезьяна с гранатой». Наша водительница неслась по трассе, словно дикий мустанг. Какая граната?! Бомба с большим радиусом поражения! Дина (собранная, лет 25-30, с блестящими черными волосами) буквально летела по шоссе, безрассудно игнорируя правила движения. На скорости за сотню километров барышня отпускала баранку и начинала листать атлас дорог (искала для нас лучший маршрут). В это же время водительница еще и подолгу общалась по мобильнику (опять же выспрашивая у друзей вариант пути). В салоне джипа грохотали казацкие песни. Дина с удовольствием подпевала и дирижировала невидимому оркестру, периодически бросая руль… Полный цирк - опасный аттракцион начался в городе Клин. Мы влетели в субботнюю пробку (на дороге в основном застряли фуры), а наша водительница показала, как ездят столичные асы. Она смело выезжала на встречную полосу, наплевав на двойную запретительную полосу, легко взбиралась на бордюры и ехала по газонам и пешеходной части. Когда же мы попали в полный затор, то, перегородив движение, энергичными жестами скомандовав грузовикам остановиться, Дина развернулась и порулила обратно. При этом девушка «вкусно» материлась и приговаривала: «Ну, Тигрик, давай!». Ехала она вообще-то на дачу: - Дом строю, в Москве деньги зарабатывать хорошо, но жить там… Я сталкивалась под Ореховом (Орехово-Зуево - авт.) с разными людьми - другие они, не то что москвичи. Нам она купила хлеба с колбасой, через пробки вывезла-таки на Ленинградское шоссе, а при расставании призналась: - Я бы с вами сейчас махнула до Питера, да машина у меня ТО (техобслуживание) не прошла.
Строитель с Украины и серьезные людинеясной национальности… С десяток километров нас вез пожилой дядька с неясным акцентом на дряхлых «Жигулях». Оказалось - украинец, уже много лет работает в Москве: - Трудно сейчас стало, кризис, но у меня своя бригада, а специалисты ценятся. Снимаем дом в Подмосковье, так дешевле. А потом мы сели в иномарку к… бандитам. Конечно, я не могу утверждать, что эти граждане как-то связаны с криминалом. Однако именно таких типов показывают в кино «про братву». Оба (и водитель, и пассажир иномарки) - с литыми фигурами атлетов. Один - как «клон» актера Гоши Куценко: бритый сияющий череп, энергичное лицо с веселыми и наглыми глазами. Водитель - кавказец с недельной щетиной. Кто он по национальности?.. Не знаю, но в блатной музыке, исторгаемой магнитолой, слышался армянский дудук. Сам репертуар местами был двуязычный: куплет на русском сменялся горским пением. Водитель с Кавказа вел машину, как автогонщик: на скорости в 150 верст он втискивался в зазоры между машинами или обходил их. Если надо, обгонял справа и по встречке. После каждого рискового маневра кавказец тер правой рукой здоровенный крест с «камушками», что висел перед лобовым стеклом. Между собой «бандиты» не разговаривали, только однажды шофер тихо, но твердо сказал спутнику: - Надо сказать, что встречаем серьезного человека, чтобы на столе было все как надо. На что «Гоша Куценко» согласно кивнул головой. Остановились они у придорожного кафе, на наше «спасибо» ответили скупым «пожалуйста». Общительный таджик Абаз Ну а потом нас подхватил общительный таджик Абаз на почтовой «Газели» (работает он в Москве) и часов восемь развлекал нас этнографическими очерками. В Питер он ехал в командировку за странным на первый взгляд товаром - старыми швейными машинками с ножным приводом. Раньше во Владимире я видел объявления о скупке швейных раритетов и не понимал, кому нужна эта рухлядь. Оказалось, их «экспортируют» в Таджикистан. На стареньких «Чайках» шьют «эксклюзивную» одежду, в которой можно ходить тамошним женщинам. Китайский ширпотреб таджичкам не подходит: согласно местным канонам, у дам должны быть закрыты руки и щиколотки. Как говорил товарищ Сухов, «Восток - дело тонкое». Абазу 40 лет, у него четверо детей («это мало - у одноклассника уже восемь»). Живет он в горном ауле, где зимой электричество подают на два часа: «Продали свет на 20 лет вперед в Афганистан». Дома у него хранится автомат Калашникова: «Мужчина должен иметь оружие, чтобы защищать свою семью». Водитель хром на одну ногу: «у меня там пластина», и на отдельных пальцах руки не хватает фаланг. - Я два раза в армии служил. Первый раз призвали еще в 1991 году, попал в Казахстан, но через три месяца СССР развалился. Кормить нас перестали, и мы без документов отправились домой. Призвали меня уже в нашу, таджикскую, армию, и попал я в Афган, - вспоминает Абаз. - Так советские войска оттуда уже давно вывели… Что вы там делали? - удивился я. - Войска-то вывели, но осталось много советской техники. Вот мы за ней и ездили. - Это как? - Заезжаешь в кишлак, понятно, с оружием, видишь, стоят у дома четыре КамАЗа. Спрашиваешь: «Шурави машины оставили?». Местные отвечают: «Да». Мы им: «Ну ладно, два забирайте себе, два грузовика - наши». Потом КамАЗы перегоняли в Таджикистан и продавали. Большие деньги имели… Но надо было остановиться - опасно. Вот один раз получилось, что подорвались на собственных растяжках…
Женился Абаз в 20 лет на невесте, которую до свадьбы ни разу не видел. Суженую, по обычаю, выбрала мать. - Поехали знакомиться к родственникам. Думаю, народу будет много, как невесту узнать? К счастью, она была в фате, и я ее сразу узнал. В свои сорок (а по внешнему облику и пятьдесят - у Абаза большая лысина в обрамлении седых волос) он боится признаться родителям, что… курит. - У нас старших очень уважают. Когда я звоню домой по мобильнику, жена включает его на громкую связь - чтоб все дети слушали отца. Работать в России у таджиков очень престижно: - Старшего сына я от армии уже откупил. Служат парни на границе, их там наркобароны заманивают в свой черный бизнес. Из армии парни приезжают на своих машинах, но уже сами наркоманы. Нет, лучше пусть мой сын поедет в Россию работать. Рассказы Абаз подтверждал фотодоказательствами из телефона. Показал недостроенный, но большой дом, машину-иномарку, детей и русскую любовницу. - Я ей сказал, что жениться не могу, у меня есть семья, бросать детей нельзя. Отец узнал, что у меня есть женщина в России, сказал, привози, второй женой будет… И вот на таком приятном для мужского уха разговоре о гареме мы докатили до Невского проспекта. Так получилось, что из десятка водителей, взявших нас в попутчики, более половины оказались нерусскими, близкими нам по бывшей большой Родине - СССР. Лично меня такая интернациональная отзывчивость водителей-«иностранцев» заставила задуматься о ментальности соседей по СНГ. Вольно или невольно я убедился: малые народы душевнее и готовы прийти на помощь быстрее, чем соотечественники. Что же касается автостопа, то для меня дорога до Питера стала приключением, густо насыщенным «роскошью человеческого общения». И я убедился в верности слов своей спутницы: на дороге много хороших водителей, и подбирают попутчиков только такие! Виталий КЕПИН. Фото с сайтов: hiero.ru и oboi.uaclub.net
«Читайте русскую литературу!» Первым нас подхватил немолодой водитель пассажирской «ГАЗели». Акцент выдавал в нем «лицо кавказской национальности». Шофер давно живет во Владимире, возит туристов по «Золотому кольцу». Ехал он до автобазы в Юрьевце и поэтому… извинялся, что не может подбросить дальше. В качестве компенсации предложил подвезти до поворота на Энергетик: «Там дальнобойщики на светофоре притормаживают, может, кто возьмет». Забегая вперед, скажу - ни одна «фура» нас не посадила, ехали мы преимущественно на легковушках. Наверное, третьей по счету машиной, что стала для нас средством передвижения, были скромные «Жигули» с кондиционером по-русски. В жару водилы полностью открывают задние окошки, создавая вокруг себя приятную прохладу. А во всем салоне бушуют воздушные потоки не хуже чем в аэродинамической трубе! Вел «аэромашину» смуглый парень лет 30 с правильной, но чуть замедленной речью. Оказалось, наполовину армянин (мать - русская). Покинуть родные края заставила война. Беженец не первый год живет в маленьком городке в Нижегородской области. - Может показаться странным, но я (кавказец и атеист) работаю водителем в… синагоге. Общаясь с религиозными людьми, убедился, что они живут гораздо спокойней, чем неверующие. Например, по делам не раз пересекался с казанскими татарами. Правильно у них заведено: высоко ценят семью и работу. Даже реклама у них такая же, с правильными ценностями и спокойная. - Вы говорите без акцента, наверное, учились в России? - поинтересовался я у водителя. - Нет, я пэтэушник, больше нигде не учился, но знаю рецепт: чтобы правильно говорить, надо больше читать. Я своим армянам так и говорю: «Читайте русскую литературу!». Хотя, честно признаться, она какая-то депрессивная… Но вот Венечка Ерофеев мне очень понравился. Его «Москва-Петушки» - это что-то! Но насчет водки так скажу: это замедленный суицид. По какому-то совпадению в это время мы как раз проезжали по Петушинскому району. - Дети мои учатся в «английской» школе, скоро на год поедут в Америку, вернутся с «языком», это в жизни пригодится, - продолжал свой рассказ шофер. - А вот показать родной Арарат я им не могу: дорого летать до Армении. (Железнодорожное сообщение с этой республикой фактически прервано еще со времен карабахского конфликта - авт.). Сейчас получается, что Арарат дешевле увидеть из Турции, но соотечественники считают, что это неправильно. Узнав, куда мы едем, поклонник творчества Ерофеева научил, что Москву лучше миновать. Во-первых, «голосовать» на МКАДе - дело рискованное (там все несутся как бешеные), да и безнадежное (никто не останавливается), а во-вторых, дальнобойщики едут в объезд столицы. И он оказался прав.
Женщина за рулем В районе Ногинска нас подобрала на китайском джипе марки «Тигр» московская татарка Дина. Известно пошлое изречение «Женщина за рулем - все равно, что обезьяна с гранатой». Наша водительница неслась по трассе, словно дикий мустанг. Какая граната?! Бомба с большим радиусом поражения! Дина (собранная, лет 25-30, с блестящими черными волосами) буквально летела по шоссе, безрассудно игнорируя правила движения. На скорости за сотню километров барышня отпускала баранку и начинала листать атлас дорог (искала для нас лучший маршрут). В это же время водительница еще и подолгу общалась по мобильнику (опять же выспрашивая у друзей вариант пути). В салоне джипа грохотали казацкие песни. Дина с удовольствием подпевала и дирижировала невидимому оркестру, периодически бросая руль… Полный цирк - опасный аттракцион начался в городе Клин. Мы влетели в субботнюю пробку (на дороге в основном застряли фуры), а наша водительница показала, как ездят столичные асы. Она смело выезжала на встречную полосу, наплевав на двойную запретительную полосу, легко взбиралась на бордюры и ехала по газонам и пешеходной части. Когда же мы попали в полный затор, то, перегородив движение, энергичными жестами скомандовав грузовикам остановиться, Дина развернулась и порулила обратно. При этом девушка «вкусно» материлась и приговаривала: «Ну, Тигрик, давай!». Ехала она вообще-то на дачу: - Дом строю, в Москве деньги зарабатывать хорошо, но жить там… Я сталкивалась под Ореховом (Орехово-Зуево - авт.) с разными людьми - другие они, не то что москвичи. Нам она купила хлеба с колбасой, через пробки вывезла-таки на Ленинградское шоссе, а при расставании призналась: - Я бы с вами сейчас махнула до Питера, да машина у меня ТО (техобслуживание) не прошла.
Строитель с Украины и серьезные людинеясной национальности… С десяток километров нас вез пожилой дядька с неясным акцентом на дряхлых «Жигулях». Оказалось - украинец, уже много лет работает в Москве: - Трудно сейчас стало, кризис, но у меня своя бригада, а специалисты ценятся. Снимаем дом в Подмосковье, так дешевле. А потом мы сели в иномарку к… бандитам. Конечно, я не могу утверждать, что эти граждане как-то связаны с криминалом. Однако именно таких типов показывают в кино «про братву». Оба (и водитель, и пассажир иномарки) - с литыми фигурами атлетов. Один - как «клон» актера Гоши Куценко: бритый сияющий череп, энергичное лицо с веселыми и наглыми глазами. Водитель - кавказец с недельной щетиной. Кто он по национальности?.. Не знаю, но в блатной музыке, исторгаемой магнитолой, слышался армянский дудук. Сам репертуар местами был двуязычный: куплет на русском сменялся горским пением. Водитель с Кавказа вел машину, как автогонщик: на скорости в 150 верст он втискивался в зазоры между машинами или обходил их. Если надо, обгонял справа и по встречке. После каждого рискового маневра кавказец тер правой рукой здоровенный крест с «камушками», что висел перед лобовым стеклом. Между собой «бандиты» не разговаривали, только однажды шофер тихо, но твердо сказал спутнику: - Надо сказать, что встречаем серьезного человека, чтобы на столе было все как надо. На что «Гоша Куценко» согласно кивнул головой. Остановились они у придорожного кафе, на наше «спасибо» ответили скупым «пожалуйста». Общительный таджик Абаз Ну а потом нас подхватил общительный таджик Абаз на почтовой «Газели» (работает он в Москве) и часов восемь развлекал нас этнографическими очерками. В Питер он ехал в командировку за странным на первый взгляд товаром - старыми швейными машинками с ножным приводом. Раньше во Владимире я видел объявления о скупке швейных раритетов и не понимал, кому нужна эта рухлядь. Оказалось, их «экспортируют» в Таджикистан. На стареньких «Чайках» шьют «эксклюзивную» одежду, в которой можно ходить тамошним женщинам. Китайский ширпотреб таджичкам не подходит: согласно местным канонам, у дам должны быть закрыты руки и щиколотки. Как говорил товарищ Сухов, «Восток - дело тонкое». Абазу 40 лет, у него четверо детей («это мало - у одноклассника уже восемь»). Живет он в горном ауле, где зимой электричество подают на два часа: «Продали свет на 20 лет вперед в Афганистан». Дома у него хранится автомат Калашникова: «Мужчина должен иметь оружие, чтобы защищать свою семью». Водитель хром на одну ногу: «у меня там пластина», и на отдельных пальцах руки не хватает фаланг. - Я два раза в армии служил. Первый раз призвали еще в 1991 году, попал в Казахстан, но через три месяца СССР развалился. Кормить нас перестали, и мы без документов отправились домой. Призвали меня уже в нашу, таджикскую, армию, и попал я в Афган, - вспоминает Абаз. - Так советские войска оттуда уже давно вывели… Что вы там делали? - удивился я. - Войска-то вывели, но осталось много советской техники. Вот мы за ней и ездили. - Это как? - Заезжаешь в кишлак, понятно, с оружием, видишь, стоят у дома четыре КамАЗа. Спрашиваешь: «Шурави машины оставили?». Местные отвечают: «Да». Мы им: «Ну ладно, два забирайте себе, два грузовика - наши». Потом КамАЗы перегоняли в Таджикистан и продавали. Большие деньги имели… Но надо было остановиться - опасно. Вот один раз получилось, что подорвались на собственных растяжках…
Женился Абаз в 20 лет на невесте, которую до свадьбы ни разу не видел. Суженую, по обычаю, выбрала мать. - Поехали знакомиться к родственникам. Думаю, народу будет много, как невесту узнать? К счастью, она была в фате, и я ее сразу узнал. В свои сорок (а по внешнему облику и пятьдесят - у Абаза большая лысина в обрамлении седых волос) он боится признаться родителям, что… курит. - У нас старших очень уважают. Когда я звоню домой по мобильнику, жена включает его на громкую связь - чтоб все дети слушали отца. Работать в России у таджиков очень престижно: - Старшего сына я от армии уже откупил. Служат парни на границе, их там наркобароны заманивают в свой черный бизнес. Из армии парни приезжают на своих машинах, но уже сами наркоманы. Нет, лучше пусть мой сын поедет в Россию работать. Рассказы Абаз подтверждал фотодоказательствами из телефона. Показал недостроенный, но большой дом, машину-иномарку, детей и русскую любовницу. - Я ей сказал, что жениться не могу, у меня есть семья, бросать детей нельзя. Отец узнал, что у меня есть женщина в России, сказал, привози, второй женой будет… И вот на таком приятном для мужского уха разговоре о гареме мы докатили до Невского проспекта. Так получилось, что из десятка водителей, взявших нас в попутчики, более половины оказались нерусскими, близкими нам по бывшей большой Родине - СССР. Лично меня такая интернациональная отзывчивость водителей-«иностранцев» заставила задуматься о ментальности соседей по СНГ. Вольно или невольно я убедился: малые народы душевнее и готовы прийти на помощь быстрее, чем соотечественники. Что же касается автостопа, то для меня дорога до Питера стала приключением, густо насыщенным «роскошью человеческого общения». И я убедился в верности слов своей спутницы: на дороге много хороших водителей, и подбирают попутчиков только такие! Виталий КЕПИН. Фото с сайтов: hiero.ru и oboi.uaclub.net
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru