Ковровские студенты сделали самую умную беспилотную Газель
23.07.2010 10:10 Рубрика: Общество
Ковровские студенты с победой вернулись с первых в России соревнований автомобилей-роботов. В нём участвовали Газели с беспилотным управлением на платформе спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
Мечта, наверное, каждого автомобилиста со стажем. После тяжелого рабочего дня вы садитесь в салон и вместо того чтобы крутить руль, открываете, к примеру, любимую книгу. Расслабляетесь. А машина сама мчит вас домой.
"Мчит", впрочем, это сильно сказано. Максимальная скорость беспилотной Газели - 20 километров в час. Если двигаться быстрее, бортовой компьютер не будет успевать правильно обрабатывать спутниковый сигнал. Вообще, ГЛОНАСС не слишком удобна, признается студент Денис Варабин. Погрешность при определении координат велика: плюс-минус 10 метров. После усовершенствования приемника навигационный коридор, по которому должна двигаться машина, сузился до 3-ех метров. Благодаря чему автомобиль научился совершать сложные маневры.
Денис Варабин, студент кафедры приборостроения КГТА, капитан команды "RED EYES" рассказал: "Мы используем точки спутниковой навигации, сначала проходим трассу и записываем эти точки, а по ним потом и едет Газель. Точки ставим раз в 10 метров, а на поворотах, еще на каких-то трудных участках чаще".
Во время робокросса на Селигере (так организаторы окрестили первые в России гонки машин-роботов) модифицированным автомобилям предстояло пройти несколько дистанций - с трудными поворотами, рытвинами и канавами. Детище ковровчан заработало наименьшее количество штрафных баллов. КГТА оставила позади себя ведущие вузы страны.
Дмитрий Лапыгин, инженер-конструктор ОАО КЭМЗ, консультант команды отметил: "Для решения здесь этой задачи - планирования путей - использовались формулы из морской навигации, так называемая навигация по дуге большого круга. Этих формул в широкой литературе нет. Команды-соперницы их просто не нашли или не знали что и где искать".
Правда, выпускать грузовик-беспилотник на трассу пока явно рановато. Ультразвуковой сканер плохо определяет преграды. Заказать из-за рубежа более совершенный банально не хватило времени. И недоработка едва не стала фатальной. В ходе тренировочных заездов Газель врезалась в елку.
Дмитрий Лапыгин добавил: " Человека она видит. Но скажем, так это испытывалось в статике. То есть мы проходили перед ней на разных расстояниях, смотрели, как реагирует система управления. В динамике, конечно, во время движения в автоматическом режиме выпускать человека - слишком большой риск".
А купить прибор так или иначе придется. В следующем году на Селигере намечаются гонки автомобилей-роботов уже не по полю, а по межпоселковой дороге. Дистанция ни много ни мало 30 километров. И выступать на них студенты КТГА будут на правах лучшей команды инженеров-робототехников в стране.
Мечта, наверное, каждого автомобилиста со стажем. После тяжелого рабочего дня вы садитесь в салон и вместо того чтобы крутить руль, открываете, к примеру, любимую книгу. Расслабляетесь. А машина сама мчит вас домой.
"Мчит", впрочем, это сильно сказано. Максимальная скорость беспилотной Газели - 20 километров в час. Если двигаться быстрее, бортовой компьютер не будет успевать правильно обрабатывать спутниковый сигнал. Вообще, ГЛОНАСС не слишком удобна, признается студент Денис Варабин. Погрешность при определении координат велика: плюс-минус 10 метров. После усовершенствования приемника навигационный коридор, по которому должна двигаться машина, сузился до 3-ех метров. Благодаря чему автомобиль научился совершать сложные маневры.
Денис Варабин, студент кафедры приборостроения КГТА, капитан команды "RED EYES" рассказал: "Мы используем точки спутниковой навигации, сначала проходим трассу и записываем эти точки, а по ним потом и едет Газель. Точки ставим раз в 10 метров, а на поворотах, еще на каких-то трудных участках чаще".
Во время робокросса на Селигере (так организаторы окрестили первые в России гонки машин-роботов) модифицированным автомобилям предстояло пройти несколько дистанций - с трудными поворотами, рытвинами и канавами. Детище ковровчан заработало наименьшее количество штрафных баллов. КГТА оставила позади себя ведущие вузы страны.
Дмитрий Лапыгин, инженер-конструктор ОАО КЭМЗ, консультант команды отметил: "Для решения здесь этой задачи - планирования путей - использовались формулы из морской навигации, так называемая навигация по дуге большого круга. Этих формул в широкой литературе нет. Команды-соперницы их просто не нашли или не знали что и где искать".
Правда, выпускать грузовик-беспилотник на трассу пока явно рановато. Ультразвуковой сканер плохо определяет преграды. Заказать из-за рубежа более совершенный банально не хватило времени. И недоработка едва не стала фатальной. В ходе тренировочных заездов Газель врезалась в елку.
Дмитрий Лапыгин добавил: " Человека она видит. Но скажем, так это испытывалось в статике. То есть мы проходили перед ней на разных расстояниях, смотрели, как реагирует система управления. В динамике, конечно, во время движения в автоматическом режиме выпускать человека - слишком большой риск".
А купить прибор так или иначе придется. В следующем году на Селигере намечаются гонки автомобилей-роботов уже не по полю, а по межпоселковой дороге. Дистанция ни много ни мало 30 километров. И выступать на них студенты КТГА будут на правах лучшей команды инженеров-робототехников в стране.
Источник публикации: ВладТВ. Общество
www.vladimironline.ru