Владимирские рожечники покорили Париж
09.07.2010 09:00 Рубрика: Общество
Ровно 140 лет назад летом 1870 года талантливый организатор и музыкант уроженец деревни Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии Николай Васильевич Кондратьев (1843-1936) создал первый в России хор рожечников.
Так тогда называли любые ансамбли. Вот такой, как бы сегодня сказали, творческий коллектив Кондратьеву удалось создать, правда не сразу, из пастухов соседних с Мишневом деревень - Суслово, Горки, Берково…
Стоит заметить, что еще десятилетним мальчиком Николай был отдан в подпаски и стал учиться играть на рожке. Обладая хорошим голосом, он всегда был запевалой в хороводах. В пятнадцать лет отец Николая, который трудился пастухом, отдал его учеником на столяра в город Ковров, а через пять лет Кондратьев уехал работать на Сормовский завод в Нижний Новгород и поступил в столярный цех железнодорожных мастерских. С рожком он не расставался никогда и мечтал создать ансамбль из музыкантов, играющих на этом инструменте. Его мечта осуществилась, когда он вернулся в свою родную деревню Мишнево. Пастухи-рожечники, а всего их удалось собрать в ансамбль двенадцать, начали играть на народных гуляньях, свадьбах и ярмарках во Владимире, Муроме, Нижнем Новгороде. Об их искусной игре разнеслась хорошая слава, расширялась известность ансамбля.
В 1883 г. он был приглашен в Петербург, где выступил в увеселительном саду «Ливадия». Получил самую высокую оценку своего выступления композитора и ученого-химика Александра Бородина. Успех владимирских рожечников был настолько огромен, что в Петергофе музыкантов показали даже царю Александру III. Он слушал их на свежем воздухе под липами петергофского парка со всей своей семьей. Играли недолго, заслужив похвалу императора и получив от него в конверте сто пятьдесят рублей ассигнациями.
Вскоре владимирских рожечников увидели и услышали парижане. В столице Франции они выступили на Всемирной промышленной выставке, где в своей концертной программе исполнили «Марсельезу». «Хор владимирских рожечников, - как писали тогда в газетах, - имел бешеный успех».
Они удивили парижан не только необычностью своей музыки, но и своим внешним видом. Двенадцать бородатых мужиков-пастухов, одетых в кафтаны, в лапти, и в высоких шляпах воспринимались как чудо. Последовали приглашения на гастроли в Брюссель, Лондон и Берлин. И, конечно же, после Парижа было много выступлений в России - Петербурге, Москве и других городах.
В 1896 г. хор владимирских рожечников выступил на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде, где их услышал молодой Максим Горький. В своей статье «Беглые заметки», напечатанной в газете «Нижегородский листок», он, в частности, отмечал: «Они, бесспорно, играют с большим искусством и замечательно верно передают напевы русских песен». А вот что писала о владимирских рожечниках собирательница народных песен Евгения Линева: «Они играют до такой степени выразительно, что иногда представляется, что они выговаривают слова».
После 1917 года хор рожечников выступал на владимирских губернских совещаниях и конференциях, в клубах, а в 1923 г. - в Москве на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, позднее - в начале 30-х годов там же в Парке культуры и отдыха имени Горького.
Большинство рожечников прожили долгую жизнь и похоронены на Владимирской земле. Но их искусство продолжает жить, так что история рожечников не кончается. Ее, например, в наши дни бережно сохраняет и продолжает ансамбль «Владимирские рожечники» под руководством Александра Лебедева областных Центра народного творчества и музыкального колледжа. Ансамбль успешно выступает на всех больших областных и городских праздниках, дает регулярно концерты во Владимирском доме фольклора, ему аплодировали в разных городах России. Так что дело Николая Кондратьева в надежных руках.
Михаил КОНШИН.
Фото из архива редакции.
Так тогда называли любые ансамбли. Вот такой, как бы сегодня сказали, творческий коллектив Кондратьеву удалось создать, правда не сразу, из пастухов соседних с Мишневом деревень - Суслово, Горки, Берково…
Стоит заметить, что еще десятилетним мальчиком Николай был отдан в подпаски и стал учиться играть на рожке. Обладая хорошим голосом, он всегда был запевалой в хороводах. В пятнадцать лет отец Николая, который трудился пастухом, отдал его учеником на столяра в город Ковров, а через пять лет Кондратьев уехал работать на Сормовский завод в Нижний Новгород и поступил в столярный цех железнодорожных мастерских. С рожком он не расставался никогда и мечтал создать ансамбль из музыкантов, играющих на этом инструменте. Его мечта осуществилась, когда он вернулся в свою родную деревню Мишнево. Пастухи-рожечники, а всего их удалось собрать в ансамбль двенадцать, начали играть на народных гуляньях, свадьбах и ярмарках во Владимире, Муроме, Нижнем Новгороде. Об их искусной игре разнеслась хорошая слава, расширялась известность ансамбля.
В 1883 г. он был приглашен в Петербург, где выступил в увеселительном саду «Ливадия». Получил самую высокую оценку своего выступления композитора и ученого-химика Александра Бородина. Успех владимирских рожечников был настолько огромен, что в Петергофе музыкантов показали даже царю Александру III. Он слушал их на свежем воздухе под липами петергофского парка со всей своей семьей. Играли недолго, заслужив похвалу императора и получив от него в конверте сто пятьдесят рублей ассигнациями.
Вскоре владимирских рожечников увидели и услышали парижане. В столице Франции они выступили на Всемирной промышленной выставке, где в своей концертной программе исполнили «Марсельезу». «Хор владимирских рожечников, - как писали тогда в газетах, - имел бешеный успех».
Они удивили парижан не только необычностью своей музыки, но и своим внешним видом. Двенадцать бородатых мужиков-пастухов, одетых в кафтаны, в лапти, и в высоких шляпах воспринимались как чудо. Последовали приглашения на гастроли в Брюссель, Лондон и Берлин. И, конечно же, после Парижа было много выступлений в России - Петербурге, Москве и других городах.
В 1896 г. хор владимирских рожечников выступил на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде, где их услышал молодой Максим Горький. В своей статье «Беглые заметки», напечатанной в газете «Нижегородский листок», он, в частности, отмечал: «Они, бесспорно, играют с большим искусством и замечательно верно передают напевы русских песен». А вот что писала о владимирских рожечниках собирательница народных песен Евгения Линева: «Они играют до такой степени выразительно, что иногда представляется, что они выговаривают слова».
После 1917 года хор рожечников выступал на владимирских губернских совещаниях и конференциях, в клубах, а в 1923 г. - в Москве на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, позднее - в начале 30-х годов там же в Парке культуры и отдыха имени Горького.
Большинство рожечников прожили долгую жизнь и похоронены на Владимирской земле. Но их искусство продолжает жить, так что история рожечников не кончается. Ее, например, в наши дни бережно сохраняет и продолжает ансамбль «Владимирские рожечники» под руководством Александра Лебедева областных Центра народного творчества и музыкального колледжа. Ансамбль успешно выступает на всех больших областных и городских праздниках, дает регулярно концерты во Владимирском доме фольклора, ему аплодировали в разных городах России. Так что дело Николая Кондратьева в надежных руках.
Михаил КОНШИН.
Фото из архива редакции.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru