о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

НАЗНАЧАТЬ ИЛИ ВЫБИРАТЬ? - 12 июля владимирцы на публичных слушаниях должны будут ответить на вопрос о формировании городской власти

07.07.2010 20:00 Рубрика: Общество


Напомним, что на июньском заседании Совета народных депутатов г. Владимира была инициирована процедура внесения изменений в Устав областного центра. Во-первых, предложено отменить прямые выборы градоначальника. Главу города избирать из состава депутатского корпуса; он же будет исполнять обязанности председателя горсовета. Предполагается также ввести должность главы администрации (или, как это сейчас модно говорить, «сити-менеджера»), назначаемого по контракту на четыре года. Кроме того, предложено изменить систему выбора городских депутатов с одномандатной на смешанную: половину выбирать по одномандатным округам, половину - по партийным спискам.

Возможность отказа от прямых выборов градоначальников и переход к сити-менеджерам заложена в федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (вступившем в силу в 2006 г.), в котором предусмотрена схема, согласно которой городскую администрацию может возглавлять наемный управляющий, нанятый по контракту.

По данным Минрегионразвития, к 2009 году почти в 40% муниципалитетов уже был «мэр по найму» (по другим оценкам - только в трети городов). Прямые выборы мэров отменены в Калининграде, Курске, Ульяновске, Пензе, Саратове, Великом Новгороде, Благовещенске. На стадии обсуждения - в Мурманске, Архангельске, Перми, Екатеринбурге, Волгограде и других городах.

Во Владимире, согласно действующему законодательству, проект изменений в Устав города, меняющих систему управления областным центром, вынесен на публичные слушания, которые состоятся 12 июля в здании горадминистрации. А в экспертной среде обсуждения уже начались: на прошлой неделе в зале Ученого совета Владимирского филиала РАГС собрались общественники, депутаты, политологи, научные сотрудники, чтобы выяснить плюсы и минусы грядущей реформы городской власти.

Генеральный директор Среднерусского консалтингового центра Дмитрий Петросян обнародовал результаты социологических исследований, проведенных центром во Владимирской области в феврале-марте этого года. Выяснилось, что, несмотря на явно выраженное недоверие респондентов к процедуре выборов, необходимость самих выборов не вызывает у них сомнения. Почти 55% считают, что глав городов надо выбирать на всеобщих выборах; 24% - что их надо назначать и 8% - что мэров надо избирать из состава депутатов. Примерно такая же картина складывается, если спрашивать у населения, как надо выбирать губернаторов: 50% - за прямые выборы и 24% готовы принять главу региона, назначенного «сверху». Интересно, что эти цифры практически не зависят от возраста и уровня доходов опрашиваемых. По мнению самого Дмитрия Петросяна, прямые выборы мэра надо сохранить, потому что «иначе это будет еще один шаг к отстранению людей от принятия властных решений и вообще от формирования власти».

Его поддержал Михаил Осокин, руководитель регионального отделения «Всероссийского общества инвалидов», который считает, что если люди готовы добровольно отказаться от права самим избирать градоначальника, то это означает, что в нашем обществе достаточно много людей, которые «готовы всячески переложить ответственность на кого-то другого».

По мнению депутата владимирского горсовета (фракция «Единой России») Андрея Нестерова, если городом управляет сити-менеджер, нанятый по контракту, то в случае плохой работы его вполне можно снять. Иное дело - всенародно избранный мэр, как, например, это было в Коврове.

- Четыре года человек находился у власти, - напомнил депутат. - В конце срока мы проводили опрос: как вы считаете, хорошо или плохо работает глава города? Семьдесят один процент ответили «плохо». Но поменять ничего нельзя было.

По словам Андрея Нестерова, глава города - это публичная, политическая фигура; он разрабатывает стратегию, а тактикой должен заниматься сити-менеджер, то есть хозяйственник, отвечающий за административно-хозяйственную деятельность.

Александр Илларионов, заместитель директора Владимирского филиала РАГС по научной работе, призвал «не бросаться в опасные крайности».

- Я всегда считал, что в городе Владимире сложилось удачное сочетание «сильный совет - сильный мэр», - сказал он. - А сейчас у меня возникает опасение, что мы можем получить ситуацию «слабый совет - и еще слабее мэр».

Кирилл Николенко, адъюнкт Российской академии естественных наук, предложил компромиссную модель формирования городской власти: депутатов выбирать только по партийным спискам, но при этом главой города становится «номер первый» в списке партии, набравшей большинство голосов на выборах. По его мнению, при такой системе избиратели, по крайней мере, будут знать, что они голосуют не просто за конкретную партию, но и за возможного будущего мэра.

Депутат владимирского горсовета, председатель регионального отделения партии «Яблоко» Дмитрий Кушпита полагает, что назначение мэра нельзя рассматривать в отрыве от выборов депутатов. По его мнению, при смешанной системе депутатских выборов у оппозиционных партий появляется реальная возможность усилить свои позиции в горсовете. В этом случае, полагает Дмитрий Кушпита, «возникает серьезный смысл выборов главы города из состава депутатов и назначения сити-менеджера».

Подводя итоги дискуссии, политолог Роман Евстифеев, член областной Общественной палаты, указал на определенные риски предлагаемой реформы муниципального управления. В частности, пока неясно, как будут регулироваться взаимоотношения между главой города - и наемным сити-менеджером. По мнению политолога, для минимизации политических и управленческих рисков необходимо прежде всего задуматься о разработке четкой стратегии развития города.
Елена ЛЕВИЦКАЯ.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости