о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Философские скульптуры Петра Мавшова

29.06.2010 08:10 Рубрика: Общество


Скульптурные работы Петра Мавшова в последние годы стали одним из брендов областной художественной выставки - его небольшие по размеру бронзовые статуэтки хорошо узнаваемы.

Печальные, чуть отрешенные лица персонажей, удлиненные, словно в полете, фигуры в его кажущихся незатейливыми композициях наполнены философским смыслом, который хочется разгадать зрителю. Поэтому посетители выставок долго рассматривают странных героев молодого скульптора, выпускника владимирского худграфа, гадая, что за чудаковатый с завязанными в хвостик волосами человек пытается взлететь и в чем секрет счастья на доске-качелях детства.

Петру Мавшову чуть за тридцать, но его можно назвать художником со стажем - с профессией он четко, по наитию, определился с детского сада, всем заявляя, что хочет быть скульптором. Университетский наставник Петра Юрий Григорьевич Колов, слушая рассказы ученика, подметил, что художники нередко очень тонко ощущают космос как мир интуиций, в котором многое предопределено. История П.Мавшова о пластилине, который родители купили мальчику лишь после объяснения воспитательницы, насколько полезны для ребенка занятия мелкой пластикой, достойна стать сказкой или рассказом для детей и взрослых. Петр вспоминает с тонким юмором и вкусными подробностями, как мама боялась, что сын испортит мебель и ковер - а они ведь импортные! А потом мама-папа и гости дарили ему пластилин, и он лепил очень аккуратно, сидя за маленьким столиком.

До университета П.Мавшов окончил училище по специальности «мастер по изготовлению сувениров». Первое образование в какой-то мере определило его приверженность к малой пластике. К тому же настоящую мастерскую он получил недавно, а до этого работал дома, где монументалистике произрасти негде. «Дома нужно работать аккуратно, скромно, и это влияет на размер», - поясняет скульптор. Теперь, обживая мастерскую, он собирается начать работу над большой скульптурой: «Это будет девочка-подросток, пока гадкий утенок, но с одухотворенным лицом». У обаятельного, с милой улыбкой Петра Мавшова позитивный взгляд на наш несовершенный мир. Его кредо - концентрировать в героях как можно больше положительных эмоций, без примеси негатива.

Персонажи молодого скульптора, при всей их экзотичности, - соседи, которых можно встретить во дворе дома, или сам автор. Автопортрет скульптора можно было увидеть на одной из последних областных выставок. Эта работа - об ощущении человека неприземленного, который стоит на холме, над и под которым так много неба, что хочется взлететь. «На таком плавном, как у птицы, полете - без шума и жужжания, - уточняет скульптор. - Название работы длинное - «Полетел бы я птицею, да крыльев нет». Я сделал фигуру своего персонажа статичной, корпус чуть наклонен, а руки опущены, и лицо грустное, обреченное».

На последней областной выставке молодой скульптор удивил посетителей своими бронзовыми фигурками соседских девчонок. Эта серия работ П.Мавшова носит название «Дворовые истории». «У всех этих девчонок-подростков на лицах ангельское смирение, но их внешность обманчива. Одна из сидящих на скамейке, с вытянутыми вперед ногами - явно шпанистая, но при этом вражды во дворе нет. Я хотел передать сложные взаимоотношения трех подружек, с визгом и эмоциями, и при этом рассказать обо всех девчонках вообще, - объясняет скульптор. - Две другие девчонки, на доске-качалке - это воплощение счастья. У той, что взлетела вверх, от восторга зажмурены глаза. А девчонка внизу ждет своего полета».

Работа «Дорогой детства» из той же серии, с мчащимся на велосипеде подростком - не просто бытовая сценка из жизни, а аллегория. Велосипед, не по возрасту, трехколесный, и при этом стилизованный под старинный, а дорожка, по которой он едет, узенькая. «Повзрослеть все равно каждому придется - окружение состарит, и с годами прибавляется ответственности, но остается узенькая дорожка в детство, в его ощущения и радости», - говорит П.Мавшов. Примечательно, что у некоторых девчонок - повторяющиеся лица, хотя, на первый взгляд, они друг на дружку не похожи. В этом тоже заложен смысл вселенского Двора из детства скульптора. Которое, кстати, у Петра прошло на улице Асаткина в г.Владимире, где жила семья, переехавшая на родину мамы из Омска.

Серию «Дворовых историй» со временем пополнят мальчишки, бабушки, которым все известно, и даже дворник. Дворник, заинтриговывает Петр Мавшов, будет не похожий на других дворников: «С моего двора». Эта тема так захватила скульптора, что у него созрел очередной замысел, с разделом «Девчонки моего двора». Философски размышляя, будут ли девчонки (числом семь) стоять или сидеть, он склонился к тому, что лучше увековечить подружек на лавочке: «Так они не устанут и смогут хоть тысячу лет просидеть, если их не перельют на пушки».

Почти все скульптуры Петра Мавшова пребывают в разъездах, на выставках в разных городах. В небольшой коллекции фигурок, оставшихся в мастерской, присутствуют лишь статуэтки для сугубо домашнего пользования. Например, одно из воплощений лягушонка Митрофана, сделанного в подарок для мамы - любительницы земноводных. Не покидают своего автора и «Луноликие» - пузатые коренастые человечки. «Я делаю только то и только потому, что я не могу этого не делать», - говорит Петр Мавшов.
Кира МАРТОВА.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости