Транспортный налог должен быть разумным
08.06.2010 09:50 Рубрика: Общество
Депутаты Законодательного собрания Владимирской области снова разошлись во мнениях с областной администрацией. На этот раз - по вопросу транспортного налога. Губернатор Николай Виноградов настаивает на его 50%-ном повышении, депутаты предлагают ограничиться увеличением ставок налога на 25 процентов.
Напомним нашим читателям, что проблема транспортного налога обсуждалась в Государственной Думе РФ еще в прошлом году, когда парламентарии попытались было увеличить базовую (минимальную) ставку налога в два раза по сравнению с 2008-м. После волны протестов, прокатившейся по всей стране, депутаты Госдумы передали право увеличивать ставки налога региональным властям, ограничив лишь «верхнюю планку» - не более чем в десять раз.
Администрацией Владимирской области был разработан законопроект «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Закона Владимирской области «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» и признании утратившим силу Закона Владимирской области от 29 сентября 2009 года № 122-ОЗ». За этим малопонятным для рядового автомобилиста названием скрывалось решение, которое должно было сильно повлиять на кошельки владельцев всех транспортных средств, зарегистрированных на территории нашего региона. Законопроект неоднократно обсуждался в ЗС, в частности, на заседании в апреле этого года профильного комитета по бюджетной и налоговой политике, который возглавляет депутат Максим Васенин.
Предлагая повысить транспортный налог на 50 процентов, областные чиновники мотивировали это, в частности, тем, что он не повышался в регионе с 2006 года. А за это время - по данным территориального управления Росстата - денежные доходы населения увеличились почти в три раза. Главная цель повышения ставок транспортного налога, как сообщил на заседании профильного комитета ЗС директор областного департамента транспорта и дорожного хозяйства, - это «пополнение доходной части консолидированного бюджета в период кризисных явлений в экономике области». По расчетам, областная казна, в случае 50-процентого повышения налога, получила бы дополнительно около 200 млн рублей.
Члены профильного комитета ЗС закон о повышении транспортного налога поддержали. Тем более что затягивать с его принятием - совсем не в интересах региона. Дело в том, что чем раньше будет принято решение о новых налоговых ставках, тем скорее можно будет приступить к переговорам с федеральной властью о финансовой поддержке нашей области. В частности, о выделении дополнительных средств на ремонт дорог.
Но согласившись с тем, что налог с 2011 г. надо увеличивать (тем более что платить по новым ставкам мы будем лишь в 2012 году), депутаты внесли в закон, предложенный областной администрацией, существенные поправки. Ключевой из них была поправка, в соответствии с которой предлагается увеличить налоговые ставки не на 50 процентов, а на 25. То есть владельцы легковушек с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил будут платить 25 рублей за каждую л.с., от 100 до 150 л.с. - 35 рублей, от 150 до 200 л.с. - 50 рублей, от 200 до 250 л.с. - 75 рублей.
Поправки коснулись и льготников. Так, владельцам автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., с года выпуска которых прошло более 13 лет, предоставлена 50-процентная скидка по уплате налога. При этом депутаты исходили из тех соображений, что 13 лет - это «возраст» массовых «Москвичей» и «Жигулей», на которых на свои дачные участки ездят наши граждане.
Также депутаты решили уменьшить налоговую ставку на грузовые автомобили и автобусы сельхозтоваропроизводителей. При одном условии: доля дохода от реализации сельхозпродукции должна составлять не менее чем 70 процентов от объема реализации всей продукции за год.
Были сохранены льготы по уплате налога, предоставляемые пенсионерам и инвалидам - владельцам автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. От уплаты налога освобождены Герои Советского Союза и Российской Федерации, участники и инвалиды войны, узники концлагерей, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации.
В конце апреля на очередном заседании Законодательного собрания Владимирской области закон об увеличении ставок транспортного налога на территории Владимирской области с 2011 года на 25 процентов был принят. Казалось бы, вопрос решен. Но в начале июня областные парламентарии были вынуждены снова вернуться к транспортному налогу: губернатор Николай Виноградов вернул законопроект, принятый областным парламентом, без подписания.
Так что же будет с транспортным налогом и к чему надо готовиться автовладельцам?
За разъяснением ситуации «Молва» обратилась к председателю комитета по налоговой и бюджетной политике ЗС Владимирской области Максиму Васенину.
- Максим Сергеевич, как губернатор Николай Виноградов аргументирует свою позицию?
- Ничего нового не прозвучало. Как и прежде, аргументацию областной администрации можно свести к нескольким моментам. Прежде всего, речь идет о том, что во время кризиса необходимо по максимуму мобилизовать доходные источники для пополнения бюджетов, как местных, так и областного. Кроме того, губернатор полагает, что увеличение ставки на 50% будет в целом соответствовать уровню инфляции за истекший период времени. Депутаты ЗС с этим подходом не совсем согласны. С этим и связано повторное обращение к вопросу ставок транспортного налога. По словам губернатора, наши поправки лишают областную казну 82 миллионов рублей. Но при увеличении транспортного налога даже на 25% мы собираем в общей сложности порядка 600 миллионов рублей, из которых 450 миллионов поступает в бюджеты городских и сельских поселений.
- Можно ли сказать, что камнем преткновения явилось не само по себе повышение налоговых ставок, поскольку против этого никто не возражал, а именно процент повышения - 50, как предложил губернатор, или 25, как настаивают депутаты?
- Да, именно в этом пункте - наше основное расхождение в позициях с областной администрацией. Напомню, что Госдума дала регионам право повышать ставки транспортного налога до десяти раз. Разумеется, мы не могли пойти на столь радикальное увеличение. Еще в прошлом году мы предлагали увеличить ставки на 25%, но тогда наше предложение также не было поддержано губернатором. Поэтому мы приняли решение перенести этот вопрос на 2010 год, с тем, чтобы налог увеличился с 2011 года. При этом депутаты сохранили те льготы, которые ранее предоставлялись автовладельцам… В первую очередь депутаты беспокоятся о том, чтобы не вызвать на территории Владимирской области определенного социального взрыва. Мы с вами помним, как это произошло в начале 2010 года в Калининградской области, когда необдуманное поспешное решение об увеличении транспортного налога в два раза привело к протестным выступлениям граждан.
- Сейчас в Государственной Думе обсуждается возможность перехода на новую схему взимания транспортного налога. Ваше отношение к этому нововведению?
- Действительно, в течение ближайших месяцев Госдума будет рассматривать, в частности, вариант включения транспортного налога в стоимость бензина. По сути, этот принцип уже в какой-то мере в России реализован: например, существуют акцизы на горючесмазочные материалы, и на бензин, и на дизтопливо, и на моторные масла. То есть в цене горючесмазочных материалов определенная сумма на какие-то конкретные цели уже заложена. А сейчас идет речь о том, чтобы полностью отказаться от транспортного налога, но включить его в стоимость бензина.
Конечно, здесь есть плюсы и минусы. Например, с точки зрения здравого смысла, будет, наверное, правильным, если больше заплатит налога тот, кто больше ездит, больше пользуется дорогами и дорожной инфраструктурой. С другой стороны, при ныне существующем способе налогообложения автовладельцев лучше соблюдается принцип социальности. Потому что на сегодняшний день сама схема взимания транспортного налога позволяет часть налогового бремени переложить на владельцев дорогих мощных автомобилей. Возьмем, к примеру, «Жигули»: в зависимости от мощности двигателя, их владельцы сейчас платят 1,5-2 тысячи рублей в год. А владелец мощного «Мерседеса» - до 50 тысяч в год. Если мы будем транспортный налог закладывать в стоимость бензина, то расходы владельцев автотранспортных средств будут распределяться более равномерно, в зависимости от того, кто сколько ездит. Конечно, есть владельцы недорогих машин, у которых годовой пробег относительно невелик. Но в то же время достаточно много людей, которые не обладают дорогими машинами, но пользуются ими часто.
- Ясно, что противоречия, возникшие между региональными законодательной и исполнительной ветвями власти придется как-то разрешать. Какие вы видите варианты развития этой ситуации?
- Первый вариант - это не согласиться с мнением губернатора и отклонить его, снять с рассмотрения. Но это было бы слишком поспешным решением. Во-вторых, депутаты могут согласиться с губернатором и принять закон в варианте областной администрации, то есть повысить ставки транспортного налога на 50%. Но поймут ли нас избиратели, тем более сейчас, когда российская экономика еще не вышла из кризиса, а доходы многих людей существенно сократились? Депутаты также могут, набрав достаточное количество голосов, преодолеть вето губернатора и настоять на своем варианте закона. Наконец, мы можем создать согласительную комиссию и попытаться найти компромиссное решение. На мой взгляд, вариант с согласительной комиссией является наиболее разумным. В любом случае надо постараться избежать противостояния двух ветвей власти и найти «золотую середину».
Наталья Синицына.
Фото из архива редакции.
Напомним нашим читателям, что проблема транспортного налога обсуждалась в Государственной Думе РФ еще в прошлом году, когда парламентарии попытались было увеличить базовую (минимальную) ставку налога в два раза по сравнению с 2008-м. После волны протестов, прокатившейся по всей стране, депутаты Госдумы передали право увеличивать ставки налога региональным властям, ограничив лишь «верхнюю планку» - не более чем в десять раз.
Администрацией Владимирской области был разработан законопроект «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Закона Владимирской области «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» и признании утратившим силу Закона Владимирской области от 29 сентября 2009 года № 122-ОЗ». За этим малопонятным для рядового автомобилиста названием скрывалось решение, которое должно было сильно повлиять на кошельки владельцев всех транспортных средств, зарегистрированных на территории нашего региона. Законопроект неоднократно обсуждался в ЗС, в частности, на заседании в апреле этого года профильного комитета по бюджетной и налоговой политике, который возглавляет депутат Максим Васенин.
Предлагая повысить транспортный налог на 50 процентов, областные чиновники мотивировали это, в частности, тем, что он не повышался в регионе с 2006 года. А за это время - по данным территориального управления Росстата - денежные доходы населения увеличились почти в три раза. Главная цель повышения ставок транспортного налога, как сообщил на заседании профильного комитета ЗС директор областного департамента транспорта и дорожного хозяйства, - это «пополнение доходной части консолидированного бюджета в период кризисных явлений в экономике области». По расчетам, областная казна, в случае 50-процентого повышения налога, получила бы дополнительно около 200 млн рублей.
Члены профильного комитета ЗС закон о повышении транспортного налога поддержали. Тем более что затягивать с его принятием - совсем не в интересах региона. Дело в том, что чем раньше будет принято решение о новых налоговых ставках, тем скорее можно будет приступить к переговорам с федеральной властью о финансовой поддержке нашей области. В частности, о выделении дополнительных средств на ремонт дорог.
Но согласившись с тем, что налог с 2011 г. надо увеличивать (тем более что платить по новым ставкам мы будем лишь в 2012 году), депутаты внесли в закон, предложенный областной администрацией, существенные поправки. Ключевой из них была поправка, в соответствии с которой предлагается увеличить налоговые ставки не на 50 процентов, а на 25. То есть владельцы легковушек с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил будут платить 25 рублей за каждую л.с., от 100 до 150 л.с. - 35 рублей, от 150 до 200 л.с. - 50 рублей, от 200 до 250 л.с. - 75 рублей.
Поправки коснулись и льготников. Так, владельцам автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., с года выпуска которых прошло более 13 лет, предоставлена 50-процентная скидка по уплате налога. При этом депутаты исходили из тех соображений, что 13 лет - это «возраст» массовых «Москвичей» и «Жигулей», на которых на свои дачные участки ездят наши граждане.
Также депутаты решили уменьшить налоговую ставку на грузовые автомобили и автобусы сельхозтоваропроизводителей. При одном условии: доля дохода от реализации сельхозпродукции должна составлять не менее чем 70 процентов от объема реализации всей продукции за год.
Были сохранены льготы по уплате налога, предоставляемые пенсионерам и инвалидам - владельцам автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. От уплаты налога освобождены Герои Советского Союза и Российской Федерации, участники и инвалиды войны, узники концлагерей, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации.
В конце апреля на очередном заседании Законодательного собрания Владимирской области закон об увеличении ставок транспортного налога на территории Владимирской области с 2011 года на 25 процентов был принят. Казалось бы, вопрос решен. Но в начале июня областные парламентарии были вынуждены снова вернуться к транспортному налогу: губернатор Николай Виноградов вернул законопроект, принятый областным парламентом, без подписания.
Так что же будет с транспортным налогом и к чему надо готовиться автовладельцам?
За разъяснением ситуации «Молва» обратилась к председателю комитета по налоговой и бюджетной политике ЗС Владимирской области Максиму Васенину.
- Максим Сергеевич, как губернатор Николай Виноградов аргументирует свою позицию?
- Ничего нового не прозвучало. Как и прежде, аргументацию областной администрации можно свести к нескольким моментам. Прежде всего, речь идет о том, что во время кризиса необходимо по максимуму мобилизовать доходные источники для пополнения бюджетов, как местных, так и областного. Кроме того, губернатор полагает, что увеличение ставки на 50% будет в целом соответствовать уровню инфляции за истекший период времени. Депутаты ЗС с этим подходом не совсем согласны. С этим и связано повторное обращение к вопросу ставок транспортного налога. По словам губернатора, наши поправки лишают областную казну 82 миллионов рублей. Но при увеличении транспортного налога даже на 25% мы собираем в общей сложности порядка 600 миллионов рублей, из которых 450 миллионов поступает в бюджеты городских и сельских поселений.
- Можно ли сказать, что камнем преткновения явилось не само по себе повышение налоговых ставок, поскольку против этого никто не возражал, а именно процент повышения - 50, как предложил губернатор, или 25, как настаивают депутаты?
- Да, именно в этом пункте - наше основное расхождение в позициях с областной администрацией. Напомню, что Госдума дала регионам право повышать ставки транспортного налога до десяти раз. Разумеется, мы не могли пойти на столь радикальное увеличение. Еще в прошлом году мы предлагали увеличить ставки на 25%, но тогда наше предложение также не было поддержано губернатором. Поэтому мы приняли решение перенести этот вопрос на 2010 год, с тем, чтобы налог увеличился с 2011 года. При этом депутаты сохранили те льготы, которые ранее предоставлялись автовладельцам… В первую очередь депутаты беспокоятся о том, чтобы не вызвать на территории Владимирской области определенного социального взрыва. Мы с вами помним, как это произошло в начале 2010 года в Калининградской области, когда необдуманное поспешное решение об увеличении транспортного налога в два раза привело к протестным выступлениям граждан.
- Сейчас в Государственной Думе обсуждается возможность перехода на новую схему взимания транспортного налога. Ваше отношение к этому нововведению?
- Действительно, в течение ближайших месяцев Госдума будет рассматривать, в частности, вариант включения транспортного налога в стоимость бензина. По сути, этот принцип уже в какой-то мере в России реализован: например, существуют акцизы на горючесмазочные материалы, и на бензин, и на дизтопливо, и на моторные масла. То есть в цене горючесмазочных материалов определенная сумма на какие-то конкретные цели уже заложена. А сейчас идет речь о том, чтобы полностью отказаться от транспортного налога, но включить его в стоимость бензина.
Конечно, здесь есть плюсы и минусы. Например, с точки зрения здравого смысла, будет, наверное, правильным, если больше заплатит налога тот, кто больше ездит, больше пользуется дорогами и дорожной инфраструктурой. С другой стороны, при ныне существующем способе налогообложения автовладельцев лучше соблюдается принцип социальности. Потому что на сегодняшний день сама схема взимания транспортного налога позволяет часть налогового бремени переложить на владельцев дорогих мощных автомобилей. Возьмем, к примеру, «Жигули»: в зависимости от мощности двигателя, их владельцы сейчас платят 1,5-2 тысячи рублей в год. А владелец мощного «Мерседеса» - до 50 тысяч в год. Если мы будем транспортный налог закладывать в стоимость бензина, то расходы владельцев автотранспортных средств будут распределяться более равномерно, в зависимости от того, кто сколько ездит. Конечно, есть владельцы недорогих машин, у которых годовой пробег относительно невелик. Но в то же время достаточно много людей, которые не обладают дорогими машинами, но пользуются ими часто.
- Ясно, что противоречия, возникшие между региональными законодательной и исполнительной ветвями власти придется как-то разрешать. Какие вы видите варианты развития этой ситуации?
- Первый вариант - это не согласиться с мнением губернатора и отклонить его, снять с рассмотрения. Но это было бы слишком поспешным решением. Во-вторых, депутаты могут согласиться с губернатором и принять закон в варианте областной администрации, то есть повысить ставки транспортного налога на 50%. Но поймут ли нас избиратели, тем более сейчас, когда российская экономика еще не вышла из кризиса, а доходы многих людей существенно сократились? Депутаты также могут, набрав достаточное количество голосов, преодолеть вето губернатора и настоять на своем варианте закона. Наконец, мы можем создать согласительную комиссию и попытаться найти компромиссное решение. На мой взгляд, вариант с согласительной комиссией является наиболее разумным. В любом случае надо постараться избежать противостояния двух ветвей власти и найти «золотую середину».
Наталья Синицына.
Фото из архива редакции.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru