о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

ДЕНЬГИ В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕ - Грозит ли новый закон обрушением российской системы образования?

20.05.2010 00:30 Рубрика: Общество


Реформы в образовании длятся не первый год, не первое десятилетие. Уже сменилось несколько поколений школьников, а систему образования все никак не приведут в более-менее устойчивое состояние. Спору нет - в нашей школе многое достойно исправления, а может быть, и устранения как косное, отжившее свой век явление. Но беда в том, что постоянно меняющиеся «правила игры» приводят основных игроков - педагогов, родителей, учеников - в состояние, близкое к паническому, что отнюдь не способствует повышению качества образования. Сдается, что очередной виток реформ, спровоцированный новым законом - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений», - будет иметь те же болезненные последствия и, поговаривают, напрочь уничтожит бесплатное среднее образование. Однако не будем спешить, а постараемся без лишних эмоций разобраться в ситуации.

Совершенствование прав
Упомянутый закон, принятый Госдумой 23 апреля, одобренный Советом Федерации 28 апреля, подписанный президентом РФ 8 мая, предусматривает коренной пересмотр существующей системы финансирования бюджетных учреждений. «Совершенствование правового положения» предусматривает их разделение на три неравные части: казенные, бюджетные и автономные. Изменения касаются и образования, и культуры, и медицины, но в этой публикации мы сосредоточим свое внимание на среднем образовании.

Для казенных учреждений после вступления в силу нового закона практически ничего не изменится. Среди образовательных организаций такой статус будет у детдомов, спецшкол, школ при колониях и т. п. Любые операции с деньгами или имуществом казенных организаций будет, как и прежде, строго контролировать государство.

С автономными учреждениями образования тоже все вполне определенно - они уже существуют с 2006 года и действуют в рамках соответствующего закона. Это наиболее самостоятельный в экономическом плане сегмент - частные школы и лицеи. Однако таких учреждений мало, и «страшно далеки они от народа». Платное образование здесь уже существует по факту, и совершенствовать, в принципе, нечего. Они и так были более-менее свободны в финансовых операциях, но закон и вовсе открывает почти безграничные просторы автономного плавания в приходах и расходах.

Другое дело - обычные средние школы. Они - основной пласт бюджетных образовательных учреждений. Авторы реформ им тоже посулили некоторую независимость. Не такую, как «автономщикам», но все же… Например, у этих некоммерческих организаций появится право на коммерческую деятельность. При этом они будут самостоятельно распоряжаться прибылью.

А вот деньги от государства бюджетные школы будут получать в рамках субсидий, которые придут на смену существующему сметному финансированию. Субсидии будут предоставлять на выполнение соответствующих государственных (муниципальных) заданий, от которых нельзя будет отказываться. Это значит, что бюджет будет оплачивать все образовательные программы, содержание зданий и помещений, налоги, развитие школы и другие мероприятия, которые определит учредитель школы. Полученные средства дирекция школы может тратить самостоятельно, перебрасывая их со статьи на статью. Деньги, которые остались с прошлого года в учебных учреждениях, не списываются, а при необходимости переходят на следующий год.

Казалось бы, одни «плюсы»: к существующей системе добавляется некоторая финансовая вольница, направленная на улучшение положения школ, освобождающая их от зависимости от вышестоящих гороно, районо, облоно и проч. Кроме того, в законе нигде напрямую не сказано о платном среднем образовании, а ведь именно это беспокоит общественность. Что же вызывает беспокойство? Почему даже заверения президента, что бесплатное образование в России не исчезнет, вызывают сомнения?

Лукавые стандарты
Министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что «все, что попало в общеобразовательный стандарт, платным быть не может» и «разговоры о том, что бесплатными оставят только русский язык, математику и физкультуру, - это из анекдотов».

Но скажите, господа, что есть общеобразовательный стандарт? Простому смертному это понятие, простите за тавтологию, совершенно непонятно. Не намного лучше в этом разбираются и рядовые педагоги.

Кроме того, этот узаконенный стандарт, на который ссылается министр, может быть и пересмотрен, и кто сказал, что не в сторону сокращения учебной программы? Тем более, что в министерских кругах заявлено: обязательный набор учебных предметов будет определяться только в ходе начала «реформы» в октябре 2010 года. То есть сегодняшний стандарт может и не устоять перед экономически обоснованными расчетами. Причем, по прогнозам экспертов, в него попадет не так уж много предметов. Это, скорее всего, будут русский язык, литература, физика, химия, биология, математика. Все остальное может оказаться для ученика совсем «необязательным».

Субсидиарный принцип, заявленный в законе, исключает финансирование «по потребностям» и напрямую зависит от воли властей и размера казны муниципалитета или региона. Ведь всегда можно оправдаться отсутствием денег в бюджете или объяснить, что такое глубокое образование не нужно школьнику вообще.

Например, ребенок раньше учил алгебру пять часов в неделю, а ему теперь предлагают только два часа. Кто хочет более углубленное обучение, пусть платит за это деньги, ведь это уже за гранью госзаказа - муниципального задания. А остальные дисциплины, в основном развивающие курсы, которым «не повезло» попасть в стандарт, родителям учеников и вовсе без лишних предисловий предложат оплатить из собственного кармана. В число таких «дополнительных» дисциплин могут попасть изобразительное искусство, пение, информатика, иняз и проч.

При том жизненном уровне, что у нас сегодня, вряд ли семьи с низким доходом пойдут на то, чтобы отрывать «копеечку» на «углубление» обучения чада. Что делать, если семья, понимающая, что «дополнительное» равно «необязательное», просто не будет отдавать ребенка никуда, кроме базовых уроков? Что будет с детьми из неблагополучных семей, за них кто будет платить? Или эти дети сразу перейдут в разряд «второсортных»? А что делать учителям предметов эстетического цикла? Они запросто при таком раскладе могут остаться без работы, а в лучшем варианте без более-менее полной нагрузки, позволяющей сводить концы с концами.

Вот и выходит, что сейчас главное для родителей и учителей - бороться за сохранение образовательных стандартов и поиск ответов на поставленные вопросы.

Рентабельность под вопросом
Рискнем предположить, что размытое понятие «объема услуг в рамках образовательного стандарта» приведет к тому, что школы вместо «сеяния разумного, доброго, вечного» начнут жатву прибыли из всего, что возможно, и заботиться в большей степени о бухгалтерском балансе, чем об образовании. Директора школ (которые давно уже поневоле стали скорее менеджерами, чем педагогами) должны будут пройти дополнительное обучение, чтобы разбираться в логике нового закона и новых условий работы. Услужить бы по стандарту, обеспечить бы учителей нагрузкой, а остальное…

Поиск прибыльного дельца станет намного важнее успеваемости.

Заметим, в законе не оговорено, какой именно деятельностью, приносящей прибыль, будет заниматься школа, а посему креативным директорам-менеджерам может прийти в голову многое. Помимо платных уроков, без которых вряд ли можно будет со спокойной совестью выдать аттестат о среднем образовании, в ход пойдут любые «денежные» услуги. Например, бюджетное учреждение может предоставлять платный доступ в спортзал или бассейн в выходные дни. Или приютить в одном из помещений какую-нибудь «фирмочку». И это самые невинные предложения, укладывающиеся в сухую строку закона «бюджетное учреждение будет вправе сверх задания оказывать платные услуги гражданам и юрлицам».

Оплачено! Дважды!
Ученье - свет, а неученье - тьма. За свет сто процентов мы уже научились платить, за ученье пока только учимся. Но, простите, российское образование бесплатным не является и сейчас. Оно оплачивается из бюджета, куда каждый работающий гражданин РФ ежемесячно отчисляет налоги. Теперь, помимо налогов, нас подвигают и к оплате наличными. У кого же наличных нет, тот может «отдыхать».

Печально, но если самые пессимистические прогнозы сбудутся, если власти не найдут ответы на волнующие общественность вопросы, российская школа в ходе данной «реформы» рискует превратиться в аналог дореволюционной церковно-приходской. За бюджетный счет будут лишь учить читать, писать и считать. И перспектива эта вполне близка: закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года.
Евгения АРЕФЬЕВА.
Коллаж: Денис ВАСИЛЬЕВ.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости