о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

На велосипедах в гости к писателю

18.05.2010 11:10 Рубрика: Общество


Владимирский велотурклуб «Велес» свою традиционную акцию - открытие сезона - в этом году наполнил богатой экскурсионной начинкой. Двухколесный десант (49 человек!) прокатился до села Буланова, что под Радужным. Там сохранился дом, где провел детство писатель Иван Наживин.

Кроме писательского гнезда, мы побывали в сельском храме, где нас гостеприимно встретил его настоятель отец Герман. Он и двое местных краеведов - тележурналист Дмитрий Артюх (историк по образованию) и Вячеслав Лосев рассказали туристам о писателе и его дальнем родственнике, купце Владимире Тарасове. Дом писателя и купеческие постройки сохранились довольно прилично.

Не стоит село без церкви
Встретил нас отец Герман, с «санкции» которого велосипедистов пропустили к церкви и к другим зданиям. Сегодня все они за охраняемым забором, за которым наши секретные физики производят нечто очень научно-оборонное. Впрочем, владимирцам все эти «радужные» секреты известны давным-давно.

Лично для меня стала открытием «военной тайны» …дача министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Она расположена рядом с церковью, и, по местным легендам, большой военачальник бывал здесь аж два раза. Ее мы обозрели с колокольни, куда батюшка пустил нас и даже разрешил позвонить в колокола. Перед восхождением на колокольню священник напутствовал нас антишпионской инструкцией - не направлять фотоаппараты в сторону Радужного…

Но при взгляде в противоположную сторону, на северо-запад, глаз охватывает далекую перспективу и ширь: над лесами и полями «небоскребами» высятся другие церкви. И видна даже та, что в поселке Ставрово!

В булановском храме отец Герман провел небольшую историко-религиозную лекцию. Снаружи церковь хорошо сохранилась, хотя в советское безбожное время ей пришлось побывать колхозным складом. В послевоенные годы в ней задумали открыть музей и даже концертный зал с органом!

Построена церковь в 1913 году на деньги Тарасова, он похоронен рядом с ней в 1923 году. Человек он был интересный: 13-летним мальчишкой за непокорный нрав родитель изгнал Володю из дома. Но тот не пропал, а выбился «в люди» и разбогател на торговле лесом. На старости лет, по русской купеческой традиции, Тарасов нажитый капитал начал возвращать народу: кроме церкви, построил в Буланове кирпичные школу и больницу. Лечебное и образовательное учреждения служили по своему назначению до 60-х годов прошлого века.

Интерьеры храма поражают своими просторами, но стены церкви «голые», почти лишенные убранства и росписи. Батюшка объяснил почему:

- Мал приход. По благословению владимирского архиепископа Евлогия я выстроил храм в Радужном, жители предпочитают посещать его. Мне на два прихода не разорваться, служу только по праздникам. Но, Бог даст, и здесь скоро все обновится. Вот поставили калориферное отопление - на Пасху в таком большом храме температура была 20 градусов!

посмотреть увеличенное изображениеВ церкви очень интересное паникадило (подкупольная большая люстра). Его стеклянные части обработали лазерным лучом. А кто, где и когда, - я вам не скажу, вдруг нашу газету читают натовские разведчики.

Отец Герман по внешнему облику - «классический» типаж священника - крупный и даже грузный мужчина. При духовном сане он не чужд внимания к своей плоти:

- Я вот полный, чтобы мышцы нагрузить и сердце тренировать, стараюсь больше ходить. Но похудеть не получается. А вы молодцы, что занимаетесь таким полезным спортом. Но человек должен думать не о теле, а о душе и обязательно жить осмысленно. (Вот если бы батюшка взял пример с необычных велоприхожан и прикатил на службу не на Фольксвагене, а на велике, глядишь бы и «похудел». Впрочем, это я отклонился в сторону).

Далее он плавно перешел к религиозным темам. Каюсь: я, несмотря на активные призывы властей предержащих к народу расейскому о дружном вхождении в церковное лоно, так и остался на позициях циничного атеизма: «Почем опиум?..». Но послушать отца Германа было интересно. Среди прочих, изрек он интересную мысль о ментальности русского народа - мы, оказывается, близки… евреям. А именно: в совмещении своих лучших черт с худшими. Стоит нам только забыть Бога, так мы такого можем наворотить!.. ХХ век богато и кроваво подтвердил эту истину…

Попрощавшись с отцом Германом, от «дома Бога» мы отправились к другим архитектурным достопримечательностям Буланова. Благо, что рядом с церковью видны «тарасовские» больница и школа. Ну а от них, почему-то через дыру в заборе (так короче), цепочка велосипедистов отправилась к писательскому дому.

Писательские пенаты
Полагаю, читатели, как и я, книги Наживина не очень хорошо знают. Литератора-эмигранта в СССР не печатали и даже с приходом эры гласности издали очень скупо. Например, его трехтомный роман о Распутине до сих пор не опубликован на родине. В советской литературной энциклопедии о нем говорят в стиле соцреализма: «…сын кулака… злобно отнесся к советской власти». Не очень лестно отзывался об одной его книге Горький: «…на протяжении двух третей скучной, торопливо и небрежно написанной». При этом «буревестник революции» все же признал: «Иван Наживин - имя довольно видное в литературе нашей». «Видный» литератор написал ни много ни мало 41 том (!), которые сегодня не… читают. Но в истории Иван Наживин все же остался. Родился он в 1874 году в ныне стертой с карты деревне Пантюки. Но часть его детства прошла в Буланове, где и сейчас стоит крепкий двухэтажный «наживинский» дом. Любопытная деталь: на стене сохранились хорошо видимые знаки дореволюционного страхового общества! Сейчас тут живут уже не потомки писателя, хотя во Владимире есть его дальние родственники.

Отец Наживина был вовсе не «кулак» (крепкий крестьянин), а купец (о чем свидетельствует хотя бы фамилия: по семейной легенде, кто-то из предков хорошо «нажился» на нижегородской ярмарке). Но купеческий сын не захотел пойти по торговой части, а избрал делом жизни литературу. В свое время он плотно общался со Львом Толстым (издав впоследствии книгу воспоминаний), а после революции оказался на юге, куда бежал «от голода и крови». Был у белых пропагандистом, печатаясь в газетах. Далее вполне логично он оказался в эмиграции и 4 апреля 1940 года умер в Брюсселе.

Революцию оценил так: «Банкротство левых деятелей», а живя на Западе, разочаровался в эмиграции («…болото и мертвечина…») и в монархизме (о царе Николае II говорил: «Хотелось бы вырвать из нашего прошлого»).

На склоне лет Наживин хотел вернуться на родину: «Самая заветная теперь мечта моя - это какая-нибудь глухая дыра, где можно спрятаться от всего». Он даже в 1926 году просил предоставить ему советское гражданство. А в одной из книг обращался к Сталину: «Сил у меня осталось немного, но я все их отдам служению Родине». Увы, «послужить» ему не дали, хотя, к примеру, Александру Куприну вернуться все же позволили.

Местные краеведы ведут разговоры о мемориальной табличке на доме в Буланове, но пока такой не наблюдается. Хорошо, что память о писателе поддерживают владимирские СМИ.
Виталий КЕПИН.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости