ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗВОРЫКИНА - Дом, в котором родился «отец телевидения», нуждается в помощи
05.05.2010 21:00 Рубрика: Общество
Широко разрекламированный Первым каналом телевизионный фильм об уроженце нашего края, «отце телевидения» Владимире Зворыкине, по всей видимости, на минувшей неделе посмотрели многие. Захватывающий рассказ о том, как сын одного из богатейших в Муроме купцов вопреки воле родителя стал инженером, а затем уже вдали от Родины воплотил в жизнь свою юношескую мечту, мог стать сюжетом и для вполне художественного фильма. Но и полудокументальная лента получилась интересной. А главное - имя нашего соотечественника, талантливого ученого, который во всех цивилизованных странах известен как «отец телевидения», наконец-то и на его родине всплыло фактически из небытия.
Муромляне уже несколько лет вынашивают идею установить в Муроме памятник своему знаменитому земляку. Достигнута договоренность со скульптором, который взялся воплотить эту идею в камне. Изыскиваются средства. О месте, где должен стоять монумент, споров не было - конечно, около дома, в котором и родился Владимир Козьмич. Когда-то это трехэтажное здание дворцовой постройки, возведенное в самом начале XIX века купцом первой гильдии Зворыкиным, было самым большим в городе. После революции его, как и другие подобные строения, национализировали. В нем разместили только что открытый тогда городской музей, который здесь располагается и поныне. Однако, как ни крепка была постройка, время сделало свое дело. Всё-таки два века - не шутка. В городе несколько таких же старинных зданий, также являющихся памятниками архитектуры, «охраняемыми» государством, но отданных в свое время под квартиры, буквально разрушились на глазах. Вот и зворыкинский дом, а точнее - его усадебный комплекс с надворными постройками - уже срочно нуждается в капитальном ремонте, в противном случае он повторит судьбу своих «собратьев». Сейчас, после выхода фильма, поток гостей на родину «отца телевидения», несомненно, возрастет. Но вот сможет ли их принять музей, отметивший в прошлом году свое девяностолетие? Не придется ли его срочно закрывать? Это на непосвященный взгляд здесь не видно проблем, прекрасно оформленные экспозиции радуют глаз. Сотрудники же музея знают, что перекрытия здания давно нуждаются в замене, переплеты окон прогнили, требует капитального ремонта вся коммунальная система, электропроводка. Все ближе подступает к комплексу и овраг, окружающий его практически с трех сторон и грозящий оползнями.
О том, в какой критической ситуации находится один из крупнейших музейных объектов области, фонды которого насчитывают более 85000 единиц хранения, шел разговор и на заседании совета по культуре у губернатора. Но, каким бы странным это ни казалось, проблема упирается одновременно и в то, что здание - еще и памятник архитектуры, являющийся федеральной собственностью. А следовательно, никакие реставрационные работы нельзя проводить без предварительно разработанного и согласованного проекта. Об этом самом проекте директор музея Альбина Анучкина не может говорить без волнения.
Как пояснила Альбина Алексеевна, в начале двухтысячных годов музейный комплекс попал в федеральную программу Росстроя «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов России». Под нее для выполнения проекта выделили немалые деньги - порядка нескольких миллионов рублей. Оставалось только ждать, когда проект будет закончен и оформят все необходимые документы. После этого можно наконец-то начать реконструкцию. Но годы шли, а дело с мертвой точки не двигалось. Тогда сами сотрудники музея стали «искать концы» в этой затянувшейся истории. Оказалось, многострадальный проект передавали из одной компании в другую, пока он, наконец, не оказался во Владимирском проектно-исследовательском расчетном центре ПИРЦ. Когда обратились туда, в ответ услышали обнадеживающее: «Все отправлено на экспертизу в Тамбов». Однако спустя некоторое время через департамент по культуре муромскому музею передали несколько тетрадок… Это был скорее полуфабрикат, а не проект, по которому никаких работ вести нельзя. Вот и получилось, что немалые средства были затрачены, а конечный результат так и не достигнут.
В прошлом году департаментом по культуре области были выделены средства - на этот раз из областного бюджета, и возобновились работы над проектом реконструкции зворыкинского усадебного комплекса, в котором располагается Муромский историко-художественный музей. Но в год выделяется по два миллиона рублей, в то время как на полное завершение проекта необходимо почти в три раза больше. Следовательно, работы над ним растянутся как минимум на три года. Потом еще потребуются несколько десятков миллионов на саму реставрацию. А пока она идет, музей будет закрыт для посетителей. Правда, под его фонды город уже выделил здание - тоже памятник архитектуры XIX века.
Но и в это старинное строение музейщики сейчас переехать не могут, ибо оно не отвечает требованиям пожарной безопасности. Не считают они возможным рисковать фондами, среди которых - собрание уникальных икон, не менее уникальные археологические коллекции племени мурома, произведений древнерусского искусства и многое другое. Здесь, конечно, стараются с оптимизмом смотреть в будущее, но пока оптимизм зиждется лишь на том, что о проблемах муромского музея стало известно руководству области.
Но ведь и о том, что Зворыкин стал «отцом телевидения», судя по фильму, в Советском Союзе знали еще в 30-50-е годы. И даже уговаривали ставшего знаменитым сына муромского купца вернуться на Родину. Уговаривали-то уговаривали, но никто не удосужился даже разбитые надгробия родственников Зворыкина привести в порядок. Они до сих пор находятся в непотребном виде на старом Муромском кладбище…
Зворыкин не вернулся. Возвращается по-настоящему он только сегодня. И надо бы встретить знаменитого земляка, пусть уже и покойного, как подобает, чтобы и наше отечество по праву могло им гордиться.
Людмила Маурова.
Фото автора.
Муромляне уже несколько лет вынашивают идею установить в Муроме памятник своему знаменитому земляку. Достигнута договоренность со скульптором, который взялся воплотить эту идею в камне. Изыскиваются средства. О месте, где должен стоять монумент, споров не было - конечно, около дома, в котором и родился Владимир Козьмич. Когда-то это трехэтажное здание дворцовой постройки, возведенное в самом начале XIX века купцом первой гильдии Зворыкиным, было самым большим в городе. После революции его, как и другие подобные строения, национализировали. В нем разместили только что открытый тогда городской музей, который здесь располагается и поныне. Однако, как ни крепка была постройка, время сделало свое дело. Всё-таки два века - не шутка. В городе несколько таких же старинных зданий, также являющихся памятниками архитектуры, «охраняемыми» государством, но отданных в свое время под квартиры, буквально разрушились на глазах. Вот и зворыкинский дом, а точнее - его усадебный комплекс с надворными постройками - уже срочно нуждается в капитальном ремонте, в противном случае он повторит судьбу своих «собратьев». Сейчас, после выхода фильма, поток гостей на родину «отца телевидения», несомненно, возрастет. Но вот сможет ли их принять музей, отметивший в прошлом году свое девяностолетие? Не придется ли его срочно закрывать? Это на непосвященный взгляд здесь не видно проблем, прекрасно оформленные экспозиции радуют глаз. Сотрудники же музея знают, что перекрытия здания давно нуждаются в замене, переплеты окон прогнили, требует капитального ремонта вся коммунальная система, электропроводка. Все ближе подступает к комплексу и овраг, окружающий его практически с трех сторон и грозящий оползнями.
О том, в какой критической ситуации находится один из крупнейших музейных объектов области, фонды которого насчитывают более 85000 единиц хранения, шел разговор и на заседании совета по культуре у губернатора. Но, каким бы странным это ни казалось, проблема упирается одновременно и в то, что здание - еще и памятник архитектуры, являющийся федеральной собственностью. А следовательно, никакие реставрационные работы нельзя проводить без предварительно разработанного и согласованного проекта. Об этом самом проекте директор музея Альбина Анучкина не может говорить без волнения.
Как пояснила Альбина Алексеевна, в начале двухтысячных годов музейный комплекс попал в федеральную программу Росстроя «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов России». Под нее для выполнения проекта выделили немалые деньги - порядка нескольких миллионов рублей. Оставалось только ждать, когда проект будет закончен и оформят все необходимые документы. После этого можно наконец-то начать реконструкцию. Но годы шли, а дело с мертвой точки не двигалось. Тогда сами сотрудники музея стали «искать концы» в этой затянувшейся истории. Оказалось, многострадальный проект передавали из одной компании в другую, пока он, наконец, не оказался во Владимирском проектно-исследовательском расчетном центре ПИРЦ. Когда обратились туда, в ответ услышали обнадеживающее: «Все отправлено на экспертизу в Тамбов». Однако спустя некоторое время через департамент по культуре муромскому музею передали несколько тетрадок… Это был скорее полуфабрикат, а не проект, по которому никаких работ вести нельзя. Вот и получилось, что немалые средства были затрачены, а конечный результат так и не достигнут.
В прошлом году департаментом по культуре области были выделены средства - на этот раз из областного бюджета, и возобновились работы над проектом реконструкции зворыкинского усадебного комплекса, в котором располагается Муромский историко-художественный музей. Но в год выделяется по два миллиона рублей, в то время как на полное завершение проекта необходимо почти в три раза больше. Следовательно, работы над ним растянутся как минимум на три года. Потом еще потребуются несколько десятков миллионов на саму реставрацию. А пока она идет, музей будет закрыт для посетителей. Правда, под его фонды город уже выделил здание - тоже памятник архитектуры XIX века.
Но и в это старинное строение музейщики сейчас переехать не могут, ибо оно не отвечает требованиям пожарной безопасности. Не считают они возможным рисковать фондами, среди которых - собрание уникальных икон, не менее уникальные археологические коллекции племени мурома, произведений древнерусского искусства и многое другое. Здесь, конечно, стараются с оптимизмом смотреть в будущее, но пока оптимизм зиждется лишь на том, что о проблемах муромского музея стало известно руководству области.
Но ведь и о том, что Зворыкин стал «отцом телевидения», судя по фильму, в Советском Союзе знали еще в 30-50-е годы. И даже уговаривали ставшего знаменитым сына муромского купца вернуться на Родину. Уговаривали-то уговаривали, но никто не удосужился даже разбитые надгробия родственников Зворыкина привести в порядок. Они до сих пор находятся в непотребном виде на старом Муромском кладбище…
Зворыкин не вернулся. Возвращается по-настоящему он только сегодня. И надо бы встретить знаменитого земляка, пусть уже и покойного, как подобает, чтобы и наше отечество по праву могло им гордиться.
Людмила Маурова.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru