С новым курсом!
09.04.2010 10:50 Рубрика: Общество
"Основы мировых религиозных культур и светской этики" - именно так называется новый предмет курса общеобразовательной школы. Учебники еще сыроваты, программа не наработана, а эксперимент уже начался. С апреля в школах 19-ти субъектов Российской Федерации четвероклассники разбились по группам и в обязательном порядке - хотя и без оценок - стали постигать сущность добра и зла. Но так ли уж необходимо придавать этому познанию религиозную окраску? И не рано ли - для детей десяти лет? Все-таки это обязательный предмет, а не факультатив.
Светлана ТИХОНОВА, преподаватель истории лицея-интерната №1 г. Владимира: «Если кто-то из родителей желает, чтобы ребенок постиг основы той или иной религии - есть воскресные школы, есть церковные школы. Они туда его могут вполне отдать - именно с этих позиций там будет вестись преподавание».
Алексей САЛОВ, главный редактор газеты "Аргументы недели - Владимир": Если мы говорим о том, что хотим воспитать в людях толерантность, понимание, транспарентность, то тогда необходим возрастной порог увеличить. И нужно программы разрабатывать для людей 25+, то есть, для тех, что старше 25 лет, когда они осмысленно понимают, чего же они хотят».
Валентина АВРАМЕНКО, представитель всероссийского общественного движения "Родительское собрание": «Мы дали все, что угодно. Мы информировали о всех негативах очень подробно. Но мы не даем добра, не даем чистоты, не даем идеальных образцов. А ребенок должен воспитываться не на негативе - для меня это однозначный ответ».
отец Иннокентий, пресс-секретарь Владимиро-Суздальской епархии: «Это фундамент, на котором все зиждется. И вот в этот фундамент если будет заложен хотя бы маленький кирпичик того, о чем мы говорим... любым способом - даже через этику. В конце концов, этика - вещь хорошая».
На выбор детям, а точнее их родителям, предложили 6 разных курсов. Большинство участников эксперимента предпочли изучение светской этики. Чуть менее - православия. И совсем незначительная часть остановила выбор на истории мировых религий или отдельно взятых конфессий. Но возникает вопрос: научатся ли дети толерантности, если, допустим, в Казани они будут изучать азы одного лишь ислама, в Биробиджане - иудаизма, а во Владимире - православия? Может быть, имело бы смысл просто объединить изучение светской этики и мировых религий, чтобы дети с малых лет учились уважать другую культуру?
Светлана ТИХОНОВА, преподаватель истории лицея-интерната №1 г. Владимира: «В каждой школе мы можем встретить мусульман, где-то есть и буддисты. Снова вопрос: а кто будет преподавать именно эти предметы? У нас специалистов... по исламу, насколько я знаю, во Владимире один. Поэтому к чему такая некомпетентность? Лишь бы ввести...»
Нина ДАВЕДЬЯНОВА, доцент кафедры педагогики ВГГУ: «Есть случаи, когда родители-мусульмане просят классных руководителей, чтобы их детей не отстраняли от познания православной культуры. Они говорят: "Вы идете в православный храм на экскурсию? И моего ребенка возьмите! Он должен знать культуру народа, в котором он живет".
отец Иннокентий, пресс-секретарь Владимиро-Суздальской епархии: «Если вы получаете вместе со знаниями понятия о добре и зле, то вы, конечно, выбираете добро. Добро никогда не позволит быть нетерпимым или утверждаться за счет низведения какой-то другой веры».
Алексей САЛОВ, главный редактор газеты "Аргументы недели - Владимир": «Почему эта программа внесена, на мой взгляд? Потому что всегда считается, что детьми легче манипулировать. У них как бы свободное сознание, оно еще не захламлено чем-то, и вот в эту пустоту надо набросать как раз именно то, что поможет государству получить людей, которые будут "правильно" мыслить».
Современный школьный курс и без того достаточно плотный, очевидно, учителю придётся очень сильно постараться, чтобы заинтересовать маленьких непосед. Ведь каждый лишний урок для них - наказание. Тем более, в школьной программе уже есть предметы, которые так или иначе связаны с нравственным воспитанием и культурологией - это и история, и обществознание, и краеведение. Да и вообще по определению школа учит разумному, доброму, вечному. Оправдает ли новый урок возложенные на него ожидания, и так ли уж велика в нем необходимость?
Нина ДАВЕДЬЯНОВА, доцент кафедры педагогики ВГГУ: «Центром человека является его душа. О проблемах души, духовности человека - у нас нет ни одного предмета, где бы мы говорили об этом в соответствии с определенной программой, с определенными ценностями, принципами педагогическими. С помощью специально подготовленных профессиональных людей. У нас нет такого предмета!»
Светлана ТИХОНОВА, преподаватель истории лицея-интерната №1 г. Владимира: «Добавляется еще один час. Расходуются средства на приобретение учебников, на оплату преподавателям, которых подготовят, но это не будут специалистами в этой сфере, безусловно. Курсовая подготовка - это не вузовская подготовка».
Если эксперимент признают удачным, возможно со следующего года предмет "Основы мировых религиозных культур и светской этики" станет обязательным уже во всех школах страны. А пока он вызывает большей частью лишь споры. Но как-то не верится, что минобрнауки даст задний ход. Так уже было с ЕГЭ - недовольных до сих пор очень много, но сегодня - это единственный путь в вуз.
Источник публикации: 6 канал
www.vladimironline.ru