о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

С новым курсом!

09.04.2010 10:50 Рубрика: Общество


"Основы мировых религиозных культур и светской этики" - именно так называется новый предмет курса общеобразовательной школы.  Учебники еще сыроваты, программа не наработана, а эксперимент уже начался.  С апреля в школах 19-ти субъектов Российской Федерации четвероклассники разбились по группам и в обязательном порядке - хотя и без оценок - стали постигать сущность добра и зла.  Но так ли уж необходимо придавать этому познанию религиозную окраску?  И не рано ли - для детей десяти лет?  Все-таки это обязательный предмет, а не факультатив.

Светлана ТИХОНОВА, преподаватель истории лицея-интерната №1 г. Владимира: «Если кто-то из родителей желает, чтобы ребенок постиг основы той или иной религии - есть воскресные школы, есть церковные школы.  Они туда его могут вполне отдать - именно с этих позиций там будет вестись преподавание».

Алексей САЛОВ, главный редактор газеты "Аргументы недели - Владимир": Если мы говорим о том, что хотим воспитать в людях толерантность, понимание, транспарентность, то тогда необходим возрастной порог увеличить.  И нужно программы разрабатывать для людей 25+, то есть, для тех, что старше 25 лет, когда они осмысленно понимают, чего же они хотят».

Валентина АВРАМЕНКО, представитель всероссийского общественного движения "Родительское собрание": «Мы дали все, что угодно.  Мы информировали о всех негативах очень подробно.  Но мы не даем добра, не даем чистоты, не даем идеальных образцов.  А ребенок должен воспитываться не на негативе - для меня это однозначный ответ».

отец Иннокентий, пресс-секретарь Владимиро-Суздальской епархии: «Это фундамент, на котором все зиждется.  И вот в этот фундамент если будет заложен хотя бы маленький кирпичик того, о чем мы говорим...  любым способом - даже через этику.  В конце концов, этика - вещь хорошая». 

На выбор детям, а точнее их родителям, предложили 6 разных курсов. Большинство участников эксперимента предпочли изучение светской этики.  Чуть менее - православия. И совсем незначительная часть остановила выбор на истории мировых религий или отдельно взятых конфессий.  Но возникает вопрос:  научатся ли дети толерантности, если, допустим, в Казани они будут изучать азы одного лишь ислама, в Биробиджане - иудаизма, а во Владимире - православия?  Может быть, имело бы смысл просто объединить изучение светской этики и мировых религий, чтобы дети с малых лет учились уважать другую культуру?

Светлана ТИХОНОВА, преподаватель истории лицея-интерната №1 г. Владимира: «В каждой школе мы можем встретить мусульман, где-то есть и буддисты.  Снова вопрос:  а кто будет преподавать именно эти предметы?  У нас специалистов...  по исламу, насколько я знаю, во Владимире один.  Поэтому к чему такая некомпетентность? Лишь бы ввести...»

Нина ДАВЕДЬЯНОВА, доцент кафедры педагогики ВГГУ: «Есть случаи, когда родители-мусульмане просят классных руководителей, чтобы их детей не отстраняли от познания православной культуры.  Они говорят:  "Вы идете в православный храм на экскурсию?  И моего ребенка возьмите!  Он должен знать культуру народа, в котором он живет".  

отец Иннокентий, пресс-секретарь Владимиро-Суздальской епархии: «Если вы получаете вместе со знаниями понятия о добре и зле, то вы, конечно, выбираете добро.  Добро никогда не позволит быть нетерпимым или утверждаться за счет низведения какой-то другой веры».

Алексей САЛОВ, главный редактор газеты "Аргументы недели - Владимир": «Почему эта программа внесена, на мой взгляд?  Потому что всегда считается, что детьми легче манипулировать.  У них как бы свободное сознание, оно еще не захламлено чем-то, и вот в эту пустоту надо набросать  как раз именно то, что поможет государству получить людей, которые будут "правильно" мыслить».

Современный школьный курс и без того достаточно плотный, очевидно, учителю придётся очень сильно постараться, чтобы заинтересовать маленьких непосед. Ведь каждый лишний урок для них - наказание. Тем более,  в школьной программе уже есть предметы, которые так или иначе связаны с нравственным воспитанием и культурологией - это и история, и обществознание, и краеведение.  Да и вообще по определению школа учит разумному, доброму, вечному. Оправдает ли новый урок возложенные на него ожидания, и так ли уж велика в нем необходимость?

Нина ДАВЕДЬЯНОВА, доцент кафедры педагогики ВГГУ: «Центром человека является его душа.  О проблемах души, духовности человека - у нас нет ни одного предмета, где бы мы говорили об этом в соответствии с определенной программой, с определенными ценностями, принципами педагогическими.  С помощью специально подготовленных профессиональных людей.  У нас нет такого предмета!»

Светлана ТИХОНОВА, преподаватель истории лицея-интерната №1 г. Владимира: «Добавляется еще один час.  Расходуются средства на приобретение учебников, на оплату преподавателям, которых подготовят, но это не будут специалистами в этой сфере, безусловно.  Курсовая подготовка - это не вузовская подготовка».

Если эксперимент признают удачным, возможно со следующего года предмет "Основы мировых религиозных культур и светской этики" станет обязательным уже во всех школах страны. А пока он вызывает большей частью лишь споры. Но как-то не верится, что минобрнауки даст задний ход. Так уже было с ЕГЭ - недовольных до сих пор очень много, но сегодня - это единственный путь в вуз.






Источник публикации: 6 канал



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости