Время восстановить справедливость
06.04.2010 11:10 Рубрика: Общество
В 2007 году исполнилось 850 лет со времени перенесения великокняжеской столицы Древней Руси из Киева во Владимир. Это событие, ставшее, несомненно, одним из ключевых событий российской истории, заставило нас задуматься об историческом значении фигуры великого князя Андрея Боголюбского, личность и деяния которого долгие годы явно недооценивались официальной советской наукой, а то и представлялись ею в искаженном свете.
Но пришло время восстановить историческую справедливость - и вот три года назад на волне юбилейных торжеств было принято решение поставить во Владимире памятник Андрею Боголюбскому. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника, определен победитель, общественность бурно обсуждала, где именно должна стоять фигура великого князя. Однако задуманные планы до сих пор не реализованы - не удалось собрать необходимое количество денег. Но очень хочется верить, что эту проблему удастся решить к другой памятной дате: есть немало оснований полагать, что в 2011 году исполнится 900 лет со дня рождения Андрея Боголюбского. Но прежде чем перейти к сути вопроса, хочу напомнить основные факты, связавшие этого великого исторического деятеля с Владимирской землей.
Любимый сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, княживший в городе Вышгороде под Киевом, еще в 40-х годах XII века получил от отца во владение небольшой город Владимир Залешский в Суздальской земле. У него установились прочные контакты с ростово-суздальским боярством, под влиянием которых у князя Андрея созрело желание покинуть раздираемый кровавыми междоусобицами юг Руси. И, как гласит предание, однажды ночью, летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, князь Андрей - тайно, повинуясь лишь воле Божией. Судя по всему, он направлялся в Ростов, однако в десяти верстах от Владимира кони, везшие икону, вдруг остановились, и никаким способом их не удавалось заставить идти дальше. А ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями…
А на указанном Царицей Небесной месте был построен храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов. Там князь Андрей обустроил свою загородную резиденцию, в которой позже принял мученическую кончину. После смерти своего отца, Юрия Долгорукого, в 1157 году святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался во Владимире. Собором представителей «старейших» городов Ростова и Суздаля и «младших» - Владимира и Переяславля Залешского Андрей Юрьевич, по праву преемства наследовавший титул от отца, 4 июня 1157 года был избран великим князем. И эта дата, без сомнения, стала одной из важнейших в истории России. На северо-востоке страны было создано самостоятельное государственное образование, принявшее историческую эстафету от Киева - «матери городов русских». Именно здесь возникнет тот центр, вокруг которого на протяжении следующих столетий будут объединяться народы, населяющие одну шестую часть земной суши.
«Совершилось семь веков, как Великий Князь Андрей Георгиевич Боголюбский перенес сюда из Киева престол Великокняжеский, а Владимир стал столицею Великокняжения и центром государственного управления… Владимирскому княжению первому суждено было положить начало благодетельного самодержавия в России: Великий Князь Андрей Боголюбский первый из Князей Русских выразил в действиях своих идею единодержавия…» - так писал известный владимирский ученый-краевед К.Н. Тихомиров после окончания торжеств по случаю 700-летия перенесения великокняжеской столицы из Киева во Владимир, которое отмечалось 4 июля 1857 года, в день памяти святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. То есть достоверность и великое значение этого события были подтверждены историками более полутора веков назад.
Тем более странно, что в наши дни некоторые исследователи пытаются как бы переставить акценты, оценивая деяния далекого прошлого. Пытаются, к примеру, утверждать, что столицей Руси в те годы был не Владимир, а Боголюбово - поскольку именно там находилась резиденция великого князя. Но речь идет именно о загородной резиденции, пусть и любимой князем. Не приходит же никому в голову объявлять столицей СССР Горки Ленинские, Кунцево или Завидово - на том основании, что там любили проводить время вожди нового времени? И не вызывает сомнения тот факт, что князь Андрей сделал очень много для придания Владимиру столичного великолепия потому, что именно этот город он считал центром своих владений. Кроме белокаменного Успенского собора, обновленных Золотых ворот, украшением Владимира в годы его правления, несомненно, должен был стать и обустроенный княжеский двор. Определив место его нахождения, мы, по логике вещей, найдем и наилучшее место для установления памятника Андрею Боголюбскому.
Думаю, для размещения двора великого князя в те годы не было лучшего места, чем Спасский холм, прямо под которым тогда протекала Клязьма. Сейчас там находится Спасо-Преображенская церковь, построенная на месте храма XII века, упомянутого в летописях. А возведение этого храма наш замечательный ученый-земляк Н.Н. Воронин связывал именно с организацией нового двора Андрея Боголюбского в конце 50-х-начале 60-х годов XII века, т.е. Спасская церковь, по его мнению, была фактически домовым храмом великого князя.
Современный исследователь С.Заграевский характеризует местоположение церкви Спаса как уникальное: «она не только расположена очень близко к склону над Клязьмой (и благодаря этому прекрасно видна от реки и от Волжских ворот…), но и стоит на холме, значительно возвышающемся над прилегающими улицами. Это также подчеркивает значимость храма…». В связи с этим историк приходит к выводу, что церковь Спаса была «парадным храмом, господствовавшим над юго-западной частью «нового города» и призванным способствовать повышению имиджа Владимирского Великого княжества в глазах иноземных послов и гостей». Мысль о том, что Спасская церковь была скорее не домовым, а парадным храмом Андрея Боголюбского, представляется вполне логичной.
И столь же логично предположить в связи с этим, что Георгиевский и Спасский храмы, находящиеся на расстоянии в каких-то 150 м один от другого, вполне могли находиться в общем пространстве. То есть, унаследовав от отца, Юрия Долгорукого, выстроенный им ранее укрепленный двор с белокаменной Георгиевской церковью, князь Андрей, конечно же, не стал строить рядом новую резиденцию, а расширил уже имеющиеся укрепления, включив в них и вновь возведенный на месте сгоревшей деревянной церкви храм Спаса - как символ своего благочестия и могущества.
Возвращаясь к вопросу, где же должен стоять памятник Андрею Боголюбскому, хочу сказать, что лучше всего он, наверное, смотрелся бы возле Успенского собора. Но там сегодня хватает памятников. И единственное исторически точное место, где должен стоять святой великий князь, - это, конечно же, Спасский холм. Правда, сейчас пространство перед церковью выглядит не слишком приглядно - ржавая колонка, гараж, буйная растительность. Но городские власти могли бы найти средства, чтобы придать этому уголку Владимира достойный вид. И поскольку Спасская улица хорошо просматривается со стороны центральной трассы, всем проезжающим мимо открывался бы прекрасный вид на памятник великому князю Андрею Боголюбскому, стоящий на фоне храма.
Что касается идеи установки этого памятника на пересечении улиц Горького, Луначарского и Ерофеевского спуска, она представляется странной и нелогичной, поскольку это место никак не связано исторически с деяниями князя Андрея - возможно, он даже не бывал там ни разу. И очень хочется, чтобы историческая справедливость восторжествовала, а памятник Андрею Боголюбскому был воздвигнут там, где ему надлежит стоять, - на Спасском холме в граде Владимире. И чтобы произошло это в год 900-летия со дня рождения великого князя. Городские власти уже не раз доказывали делом свое внимание к прошлому Владимира и умение достойно отмечать великие даты его истории. Надеюсь, они и на сей раз не упустят возможности сделать доброе дело во славу родного города.
Протоиерей Георгий Горбачук,
ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасской церкви г. Владимира.
Но пришло время восстановить историческую справедливость - и вот три года назад на волне юбилейных торжеств было принято решение поставить во Владимире памятник Андрею Боголюбскому. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника, определен победитель, общественность бурно обсуждала, где именно должна стоять фигура великого князя. Однако задуманные планы до сих пор не реализованы - не удалось собрать необходимое количество денег. Но очень хочется верить, что эту проблему удастся решить к другой памятной дате: есть немало оснований полагать, что в 2011 году исполнится 900 лет со дня рождения Андрея Боголюбского. Но прежде чем перейти к сути вопроса, хочу напомнить основные факты, связавшие этого великого исторического деятеля с Владимирской землей.
Любимый сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, княживший в городе Вышгороде под Киевом, еще в 40-х годах XII века получил от отца во владение небольшой город Владимир Залешский в Суздальской земле. У него установились прочные контакты с ростово-суздальским боярством, под влиянием которых у князя Андрея созрело желание покинуть раздираемый кровавыми междоусобицами юг Руси. И, как гласит предание, однажды ночью, летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, князь Андрей - тайно, повинуясь лишь воле Божией. Судя по всему, он направлялся в Ростов, однако в десяти верстах от Владимира кони, везшие икону, вдруг остановились, и никаким способом их не удавалось заставить идти дальше. А ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями…
А на указанном Царицей Небесной месте был построен храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов. Там князь Андрей обустроил свою загородную резиденцию, в которой позже принял мученическую кончину. После смерти своего отца, Юрия Долгорукого, в 1157 году святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался во Владимире. Собором представителей «старейших» городов Ростова и Суздаля и «младших» - Владимира и Переяславля Залешского Андрей Юрьевич, по праву преемства наследовавший титул от отца, 4 июня 1157 года был избран великим князем. И эта дата, без сомнения, стала одной из важнейших в истории России. На северо-востоке страны было создано самостоятельное государственное образование, принявшее историческую эстафету от Киева - «матери городов русских». Именно здесь возникнет тот центр, вокруг которого на протяжении следующих столетий будут объединяться народы, населяющие одну шестую часть земной суши.
«Совершилось семь веков, как Великий Князь Андрей Георгиевич Боголюбский перенес сюда из Киева престол Великокняжеский, а Владимир стал столицею Великокняжения и центром государственного управления… Владимирскому княжению первому суждено было положить начало благодетельного самодержавия в России: Великий Князь Андрей Боголюбский первый из Князей Русских выразил в действиях своих идею единодержавия…» - так писал известный владимирский ученый-краевед К.Н. Тихомиров после окончания торжеств по случаю 700-летия перенесения великокняжеской столицы из Киева во Владимир, которое отмечалось 4 июля 1857 года, в день памяти святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. То есть достоверность и великое значение этого события были подтверждены историками более полутора веков назад.
Тем более странно, что в наши дни некоторые исследователи пытаются как бы переставить акценты, оценивая деяния далекого прошлого. Пытаются, к примеру, утверждать, что столицей Руси в те годы был не Владимир, а Боголюбово - поскольку именно там находилась резиденция великого князя. Но речь идет именно о загородной резиденции, пусть и любимой князем. Не приходит же никому в голову объявлять столицей СССР Горки Ленинские, Кунцево или Завидово - на том основании, что там любили проводить время вожди нового времени? И не вызывает сомнения тот факт, что князь Андрей сделал очень много для придания Владимиру столичного великолепия потому, что именно этот город он считал центром своих владений. Кроме белокаменного Успенского собора, обновленных Золотых ворот, украшением Владимира в годы его правления, несомненно, должен был стать и обустроенный княжеский двор. Определив место его нахождения, мы, по логике вещей, найдем и наилучшее место для установления памятника Андрею Боголюбскому.
Думаю, для размещения двора великого князя в те годы не было лучшего места, чем Спасский холм, прямо под которым тогда протекала Клязьма. Сейчас там находится Спасо-Преображенская церковь, построенная на месте храма XII века, упомянутого в летописях. А возведение этого храма наш замечательный ученый-земляк Н.Н. Воронин связывал именно с организацией нового двора Андрея Боголюбского в конце 50-х-начале 60-х годов XII века, т.е. Спасская церковь, по его мнению, была фактически домовым храмом великого князя.
Современный исследователь С.Заграевский характеризует местоположение церкви Спаса как уникальное: «она не только расположена очень близко к склону над Клязьмой (и благодаря этому прекрасно видна от реки и от Волжских ворот…), но и стоит на холме, значительно возвышающемся над прилегающими улицами. Это также подчеркивает значимость храма…». В связи с этим историк приходит к выводу, что церковь Спаса была «парадным храмом, господствовавшим над юго-западной частью «нового города» и призванным способствовать повышению имиджа Владимирского Великого княжества в глазах иноземных послов и гостей». Мысль о том, что Спасская церковь была скорее не домовым, а парадным храмом Андрея Боголюбского, представляется вполне логичной.
И столь же логично предположить в связи с этим, что Георгиевский и Спасский храмы, находящиеся на расстоянии в каких-то 150 м один от другого, вполне могли находиться в общем пространстве. То есть, унаследовав от отца, Юрия Долгорукого, выстроенный им ранее укрепленный двор с белокаменной Георгиевской церковью, князь Андрей, конечно же, не стал строить рядом новую резиденцию, а расширил уже имеющиеся укрепления, включив в них и вновь возведенный на месте сгоревшей деревянной церкви храм Спаса - как символ своего благочестия и могущества.
Возвращаясь к вопросу, где же должен стоять памятник Андрею Боголюбскому, хочу сказать, что лучше всего он, наверное, смотрелся бы возле Успенского собора. Но там сегодня хватает памятников. И единственное исторически точное место, где должен стоять святой великий князь, - это, конечно же, Спасский холм. Правда, сейчас пространство перед церковью выглядит не слишком приглядно - ржавая колонка, гараж, буйная растительность. Но городские власти могли бы найти средства, чтобы придать этому уголку Владимира достойный вид. И поскольку Спасская улица хорошо просматривается со стороны центральной трассы, всем проезжающим мимо открывался бы прекрасный вид на памятник великому князю Андрею Боголюбскому, стоящий на фоне храма.
Что касается идеи установки этого памятника на пересечении улиц Горького, Луначарского и Ерофеевского спуска, она представляется странной и нелогичной, поскольку это место никак не связано исторически с деяниями князя Андрея - возможно, он даже не бывал там ни разу. И очень хочется, чтобы историческая справедливость восторжествовала, а памятник Андрею Боголюбскому был воздвигнут там, где ему надлежит стоять, - на Спасском холме в граде Владимире. И чтобы произошло это в год 900-летия со дня рождения великого князя. Городские власти уже не раз доказывали делом свое внимание к прошлому Владимира и умение достойно отмечать великие даты его истории. Надеюсь, они и на сей раз не упустят возможности сделать доброе дело во славу родного города.
Протоиерей Георгий Горбачук,
ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасской церкви г. Владимира.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru