ОНА ПОЕТ В ХОРЕ АНГЕЛОВ - Ветеран «Молвы» в студенческие годы аккомпанировал Валентине Толкуновой
05.04.2010 22:40 Рубрика: Общество
Очень трудно поверить в то, что из жизни ушла всенародная любимица, самая задушевная певица нашей эстрады народная артистка России Валентина Толкунова, которую многие называли за глаза просто Валечкой. Покоряли в ней простота, искренность, задушевность, строгая манера держаться на сцене. Она пела не только голосом, а еще душой и сердцем. Мне, автору этих строк, посчастливилось познакомиться с Валентиной Толкуновой, когда она была никому не известна. Музыкальный путь выбран ею еще в детстве.
Отслужив в армии, в 1963 г. я поступил на дирижерско-оркестровое отделение факультета культурно-просветительной работы Московского государственного института культуры, а через год, после десятого класса, сюда же, только на дирижерско-хоровое отделение поступила Валентина Толкунова - красавица, богиня, ангел. Когда она, как королева, проходила по коридорам института с лучезарной улыбкой, все взоры студентов были обращены на нее, а за спиной раздавались вздохи многочисленных поклонников. В их числе, признаюсь, был и я, сраженный достоинствами Валечки... Валечка не могла мне не понравиться, я стал за ней ухаживать - приглашать на концерты, спектакли, вернисажи. Правда, каждый раз наши с нею культпоходы расстраивались не по моей вине, но общение продолжалось. Часто это общение проходило на бегу по пути на лекции, семинары, индивидуальные занятия. Учебный процесс был для нас на первом месте.
На третьем курсе мне по программе нужно было сдать фортепианный аккомпанемент. И, конечно же, я обратился к Валечке, чтобы она на свой выбор спела что-нибудь, а я проаккомпанирую ей на рояле. Валечка выбрала популярную тогда песенку из кинофильма «Стрекоза», где были такие слова: «Светлый май, чудесный май, ты отраду сердцу дай». Она спела ее в моем фортепианном сопровождении, и за аккомпанемент мне поставили «отлично». А однажды я попросил у Валечки автограф, и она с удовольствием расписалась в моей записной книжке, которую я храню, как и все остальные, до сих пор.
В 1966 г. композитор и дирижер Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66» и пригласил в вокальную группу сопрано Валю Толкунову. Пройти мимо такой красавицы было невозможно - и вскоре Саульский стал ее мужем. Из этого тайны никто не делал. Пять лет Валентина Толкунова отдала оркестру, а затем поняла, что уже вполне готова для сольной карьеры. В 1967 г. я закончил Московский институт культуры и получил направление на работу во Владимирское культурно-просветительное училище в качестве преподавателя музыкально-теоретических предметов. В этом учебном заведении я проработал чуть более четверти века.
Сольный дебют Валентины Толкуновой состоялся в 1972 г. на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела трогательную песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа!». В 1973 году Толкунова стала солисткой Москонцерта, начала гастролировать по всему тогдашнему Советскому Союзу, участвовать в популярных ТВ-программах.
Я следил за творческим путем Толкуновой, а в моей памяти она осталась просто Валечкой.
В мае 1993 г. владимирские афиши известили о концерте в Танеевском зале народной артистки России Валентины Толкуновой. Конечно же, мне такое событие нельзя было пропустить.
С большим волнением и букетом красных роз я поехал на этот концерт, думая о том, узнает ли меня Валечка через 26 лет нашей разлуки, помнит ли она меня. И вот на сцену вышла она - красивая, обаятельная, статная, женственная и, как мне показалось, ничуть не изменившаяся внешне за эти два с половиной десятилетия. И полились песни, многие из которых давно известны всей России. Не обошлось и без «Носиков-курносиков», и без «Полустаночка». Прозвучало несколько новых песен.
Набравшись смелости, в волнении, я поднялся на сцену с букетом и, вручая его, спросил: «Валечка, ты узнаешь меня? Я тебе все написал в письме (о своей жизни после института), и оно в букете». От сильного волнения я почти не слышал ее слов, но мне показалось, что она меня узнала, и даже спросила о моих делах и жизни, на что я ответил универсальным словом «нормально». Поцеловал ей руку и спустился в зал, лелея мысли о нашей встрече. После концерта встретились мы не сразу. Толкунову окружили набежавшие со всех сторон многочисленные желающие получить автограф, а затем с вопросами корреспонденты СМИ. Тем не менее, мне удалось прорваться в артистическую и с помощью воспоминаний вернуть Валечку в те 60-е годы нашей совместной учебы. Я назвал несколько наших общих знакомых однокашников и перечислил самые яркие институтские вечера и встречи. Мы, как и почти тридцать лет назад, были на «ты», как будто ничего и не изменилось за это время. По причине волнения я совершенно забыл попросить у Валечки номер ее телефона и адрес.
Это свое желание я осуществил через десять лет. В канун Международного женского дня во Владимирской филармонии состоялся концерт Валентины Толкуновой. На календаре - начало марта 2003 г. Конечно же, я как на крыльях полетел в Танеевский зал на этот концерт с букетом, прихватив с собой свою студенческую записную книжку с автографом Валечки. После концерта я открыл страницу с ее росписью и попросил Валечку что-нибудь написать мне на память. И вот что она мне написала: «Мише через 38 лет желаю счастья. В. Толкунова, 2003 г.».
Свою фамилию Валя написала очень разборчиво, а затем по моей просьбе дала мне номер своего телефона и домашний адрес. С тех пор я ежегодно в письмах поздравлял ее с днем рождения. Оно у нее 12 июля, в нынешнем году ей исполнилось бы 64 года. Тогда, в марте 2003-го, Валечка пригласила меня и еще троих владимирцев в Москву на вечер «Счастье бывает разное», посвященный 100-летию со дня рождения кумира отечественной эстрады 30-40-х годов прошлого века Вадима Алексеевича Козина.
Воспоминаний о «магаданском соловье» было много. Они чередовались с исполнением песен и романсов из его репертуара. В музыкальной части вечера, проходившего в московском Центральном доме работников искусств в числе многих народных и заслуженных артистов России принимала участие и Валентина Толкунова. А еще один владимирец, бывший магаданец Анатолий Костырин, познакомил собравшихся с деятельностью владимирского общественного фонда памяти Вадима Козина, рассказал о своих встречах с певцом, а в заключение преподнес Валентине Толкуновой большую цветную фотографию Вадима Козина в рамке под стеклом. Этот подарок Толкунова тут же передала в дар Дому работников искусств.
Моя последняя встреча с Валентиной Толкуновой состоялась в конце января прошлого года в Санкт-Петербурге, где в те дни отмечалось 65-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В северную столицу я ездил в составе владимирской делегации бывших жителей блокадного Ленинграда.
В очень насыщенной программе мероприятий, посвященных этой дате, был и большой концерт, проходивший в Таврическом дворце, где выступали Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Николай Басков, Мария Пахоменко и, конечно же, Валентина Толкунова, спевшая несколько песен, в том числе «Мой милый, если б не было войны», во время исполнения которой у многих слушателей на глазах появились слезы.
Когда я в этот вечер подошел к Валечке и даже успел с нею сфотографироваться, она меня удивленно спросила: «Миша, а как ты сюда попал?». И тогда мне пришлось рассказать о том, что родился-то я в Ленинграде, еще за три года до войны. Вместе со всеми переживал здесь фашистскую блокаду. А когда появилась возможность, я с мамой по «дороге жизни» (35 километров по льду Ладожского озера в полуторке) был эвакуирован в город Новосибирск. К сожалению, все мы очень разобщены, мало общаемся и еще меньше знаем друг о друге…
Валентина Толкунова нашла свою дорогу к храму и говорила, что есть главный, иной мир, разумеется, не земной, к которому надо готовиться. В него она ушла с чистой и светлой душой. Валентина Толкунова была верующим человеком, о чем знали немногие. Видимо, в хоре ангелов не хватало ее уникального проникновенного и неповторимого голоса. Его мы запомнили навсегда.
Михаил КОНШИН.
Фото из архива автора.
Отслужив в армии, в 1963 г. я поступил на дирижерско-оркестровое отделение факультета культурно-просветительной работы Московского государственного института культуры, а через год, после десятого класса, сюда же, только на дирижерско-хоровое отделение поступила Валентина Толкунова - красавица, богиня, ангел. Когда она, как королева, проходила по коридорам института с лучезарной улыбкой, все взоры студентов были обращены на нее, а за спиной раздавались вздохи многочисленных поклонников. В их числе, признаюсь, был и я, сраженный достоинствами Валечки... Валечка не могла мне не понравиться, я стал за ней ухаживать - приглашать на концерты, спектакли, вернисажи. Правда, каждый раз наши с нею культпоходы расстраивались не по моей вине, но общение продолжалось. Часто это общение проходило на бегу по пути на лекции, семинары, индивидуальные занятия. Учебный процесс был для нас на первом месте.
На третьем курсе мне по программе нужно было сдать фортепианный аккомпанемент. И, конечно же, я обратился к Валечке, чтобы она на свой выбор спела что-нибудь, а я проаккомпанирую ей на рояле. Валечка выбрала популярную тогда песенку из кинофильма «Стрекоза», где были такие слова: «Светлый май, чудесный май, ты отраду сердцу дай». Она спела ее в моем фортепианном сопровождении, и за аккомпанемент мне поставили «отлично». А однажды я попросил у Валечки автограф, и она с удовольствием расписалась в моей записной книжке, которую я храню, как и все остальные, до сих пор.
В 1966 г. композитор и дирижер Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66» и пригласил в вокальную группу сопрано Валю Толкунову. Пройти мимо такой красавицы было невозможно - и вскоре Саульский стал ее мужем. Из этого тайны никто не делал. Пять лет Валентина Толкунова отдала оркестру, а затем поняла, что уже вполне готова для сольной карьеры. В 1967 г. я закончил Московский институт культуры и получил направление на работу во Владимирское культурно-просветительное училище в качестве преподавателя музыкально-теоретических предметов. В этом учебном заведении я проработал чуть более четверти века.
Сольный дебют Валентины Толкуновой состоялся в 1972 г. на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела трогательную песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа!». В 1973 году Толкунова стала солисткой Москонцерта, начала гастролировать по всему тогдашнему Советскому Союзу, участвовать в популярных ТВ-программах.
Я следил за творческим путем Толкуновой, а в моей памяти она осталась просто Валечкой.
В мае 1993 г. владимирские афиши известили о концерте в Танеевском зале народной артистки России Валентины Толкуновой. Конечно же, мне такое событие нельзя было пропустить.
С большим волнением и букетом красных роз я поехал на этот концерт, думая о том, узнает ли меня Валечка через 26 лет нашей разлуки, помнит ли она меня. И вот на сцену вышла она - красивая, обаятельная, статная, женственная и, как мне показалось, ничуть не изменившаяся внешне за эти два с половиной десятилетия. И полились песни, многие из которых давно известны всей России. Не обошлось и без «Носиков-курносиков», и без «Полустаночка». Прозвучало несколько новых песен.
Набравшись смелости, в волнении, я поднялся на сцену с букетом и, вручая его, спросил: «Валечка, ты узнаешь меня? Я тебе все написал в письме (о своей жизни после института), и оно в букете». От сильного волнения я почти не слышал ее слов, но мне показалось, что она меня узнала, и даже спросила о моих делах и жизни, на что я ответил универсальным словом «нормально». Поцеловал ей руку и спустился в зал, лелея мысли о нашей встрече. После концерта встретились мы не сразу. Толкунову окружили набежавшие со всех сторон многочисленные желающие получить автограф, а затем с вопросами корреспонденты СМИ. Тем не менее, мне удалось прорваться в артистическую и с помощью воспоминаний вернуть Валечку в те 60-е годы нашей совместной учебы. Я назвал несколько наших общих знакомых однокашников и перечислил самые яркие институтские вечера и встречи. Мы, как и почти тридцать лет назад, были на «ты», как будто ничего и не изменилось за это время. По причине волнения я совершенно забыл попросить у Валечки номер ее телефона и адрес.
Это свое желание я осуществил через десять лет. В канун Международного женского дня во Владимирской филармонии состоялся концерт Валентины Толкуновой. На календаре - начало марта 2003 г. Конечно же, я как на крыльях полетел в Танеевский зал на этот концерт с букетом, прихватив с собой свою студенческую записную книжку с автографом Валечки. После концерта я открыл страницу с ее росписью и попросил Валечку что-нибудь написать мне на память. И вот что она мне написала: «Мише через 38 лет желаю счастья. В. Толкунова, 2003 г.».
Свою фамилию Валя написала очень разборчиво, а затем по моей просьбе дала мне номер своего телефона и домашний адрес. С тех пор я ежегодно в письмах поздравлял ее с днем рождения. Оно у нее 12 июля, в нынешнем году ей исполнилось бы 64 года. Тогда, в марте 2003-го, Валечка пригласила меня и еще троих владимирцев в Москву на вечер «Счастье бывает разное», посвященный 100-летию со дня рождения кумира отечественной эстрады 30-40-х годов прошлого века Вадима Алексеевича Козина.
Воспоминаний о «магаданском соловье» было много. Они чередовались с исполнением песен и романсов из его репертуара. В музыкальной части вечера, проходившего в московском Центральном доме работников искусств в числе многих народных и заслуженных артистов России принимала участие и Валентина Толкунова. А еще один владимирец, бывший магаданец Анатолий Костырин, познакомил собравшихся с деятельностью владимирского общественного фонда памяти Вадима Козина, рассказал о своих встречах с певцом, а в заключение преподнес Валентине Толкуновой большую цветную фотографию Вадима Козина в рамке под стеклом. Этот подарок Толкунова тут же передала в дар Дому работников искусств.
Моя последняя встреча с Валентиной Толкуновой состоялась в конце января прошлого года в Санкт-Петербурге, где в те дни отмечалось 65-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В северную столицу я ездил в составе владимирской делегации бывших жителей блокадного Ленинграда.
В очень насыщенной программе мероприятий, посвященных этой дате, был и большой концерт, проходивший в Таврическом дворце, где выступали Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Николай Басков, Мария Пахоменко и, конечно же, Валентина Толкунова, спевшая несколько песен, в том числе «Мой милый, если б не было войны», во время исполнения которой у многих слушателей на глазах появились слезы.
Когда я в этот вечер подошел к Валечке и даже успел с нею сфотографироваться, она меня удивленно спросила: «Миша, а как ты сюда попал?». И тогда мне пришлось рассказать о том, что родился-то я в Ленинграде, еще за три года до войны. Вместе со всеми переживал здесь фашистскую блокаду. А когда появилась возможность, я с мамой по «дороге жизни» (35 километров по льду Ладожского озера в полуторке) был эвакуирован в город Новосибирск. К сожалению, все мы очень разобщены, мало общаемся и еще меньше знаем друг о друге…
Валентина Толкунова нашла свою дорогу к храму и говорила, что есть главный, иной мир, разумеется, не земной, к которому надо готовиться. В него она ушла с чистой и светлой душой. Валентина Толкунова была верующим человеком, о чем знали немногие. Видимо, в хоре ангелов не хватало ее уникального проникновенного и неповторимого голоса. Его мы запомнили навсегда.
Михаил КОНШИН.
Фото из архива автора.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru