Казанский храм села Овсянниково
01.04.2010 13:10 Рубрика: Общество
Пожалуй, одной из немногих хорошо сохранившихся за годы разорения церквей не только Ковровского района, но и всей Владимирской области является храм села Овсянниково. За 60 лет потеряв все маковки с крестами, он, между тем, почти полностью сохранил свой первоначальный вид и роспись холодного храма, что делает его по-своему уникальным в наши дни.
Еще во времена княжества Стародубского было известно село Овсянниково, а в нём - деревянная Никольская церковь. О храме «Николы Чудотворца в поместье Захарья Фомина сына Толмачева в сельце Овсянникове» рассказывают нам и более поздние источники - патриаршие казённые книги 1644 года. В 1670-е гг. эта церковь оказалась причислена к Суздальской епархии - «отдана Суздальскому архиепископу».
В середине XVIII века овсянниковский храм сменил своё посвящение. Новая деревянная церковь была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери (сама икона издавна хранилась в селе), а Никольским стал тёплый придел.
В начале 1820-х годов решили прихожане выстроить вместо деревянной каменную церковь, для чего тогдашний сельский священник Фёдор Григорьевич Юницкий в январе 1822 года направил прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению (Черткову): «В означенном селе Овсянникове деревянная во имя Казанской Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая церковь пришла уже в ветхость, вместо которой желаем мы построить новую каменную, в то же наименование с двумя теплыми приделами: первым - во имя Рождества святителя Иоанна Предтечи и вторым - святителя и чудотворца Николая, на приличном и удобном месте. На построение оной церкви приходские люди усердствуют от себя посильное вспомоществование».
Через два месяца было получено благословение Его Преосвященства на возведение каменного храма с разрешением сбора дополнительных средств, которое препоручалось отставному солдату Никифору Васильеву. В том же 1822 году строительство было начато и завершено четыре года спустя. Главный престол в холодном храме освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придельный - во имя святителя и чудотворца Николая, южный - в честь рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, не дожил до радостного дня освящения нового храма отец Фёдор Юницкий. Он скончался в 1823 году в возрасте 45 лет. Преемником его стал молодой иерей Григорий Никитич Ильинский, женившийся на дочери покойного батюшки Пелагее. Отец Григорий прослужил в Казанском храме до 1861 года. 5 ноября 1842 года священник Ильинский за содействие к прекращению пожара был награждён золотой медалью с надписью «За усердие», носимой в петлице на ленточке ордена св. Владимира.
Место у алтаря после о. Григория занял его племянник Фёдор Филиппович Дмитревский. При о. Фёдоре в 1872 году вокруг храма была выстроена каменная ограда. А сам настоятель за время служения (он умер летом 1885 года) был награждён набедренником, скуфьей и удостоен нескольких благословений от епархиального начальства и Святейшего Синода. Похоронили Фёдора Филипповича рядом с супругой Пелагеей Михайловной, скончавшейся двумя месяцами ранее.
В 1889 году в Овсянникове было открыто земское народное училище, разместившееся в доме, построенном на средства Конона Ивановича Китаева. Происходил он из крестьян приходской деревни Яблонцы (ныне уже не существующей). Разбогатев на офенской торговле, Конон Иванович записался в таганрогские купцы, но не потерял связи со своей малой родиной. Ежегодно Китаев выделял средства на ремонт и отопление здания училища. При училище была устроена однокомнатная квартира для учителя. Вместе с ним «коллектив педагогов» составляли и настоятели Казанского храма, преподававшие местным детишкам Закон Божий.
Первым учителем земского училища стал сын священника с. Алексино (ныне в Ивановской области) выпускник Владимирской духовной семинарии Владимир Васильевич Троицкий. Через год он был рукоположен во священника села Пьянгус Меленковского уезда, а ещё через два года снова вернулся в Овсянниково уже настоятелем Казанского храма, прослужив в селе до 1912 года. Примечательно, что о. Владимир стал ещё одним священником-огнеборцем, получив в 1891 году благословение от архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева) за спасение храма от пожара….
Помимо священника-настоятеля, при Казанской церкви по штату состоял псаломщик. Проживали члены причта в собственных домах, построенных на церковной земле, и получали на своё содержание от служб и требоисправлений до 850 рублей в год. При этом с середины 1870-х годов к овсянниковскому храму оказалась приписана находящаяся в трёх верстах Никольская церковь села Кувезино Вязниковского уезда, и казанскому причту приходилось проводить службы и в кувезинском храме. Объединённый приход этих двух сёл с 14 деревнями в конце XIX столетия составлял более 800 человек обоего пола в 154 дворах. Издавна в Казанской церкви хранились почитаемые местными жителями иконы из прежних деревянных храмов - Николая чудотворца и Казанской Божией Матери. Также предметом особого поклонения служил медный позолоченный крест с частицами мощей угодников Божиих (при этом о церкви в Кувезино писалось: «утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами… бедна»).
Всё это было утрачено при разорении церквей с приходом советской власти. Последним известным священником села Овсянниково стал Михаил Ефимович Белороссов. В начале 1930-х гг. он уже священствовал в Казанском и Никольском храмах Овсянниково и Кувезино. Перед Рождеством 1933 года - 6 января - о. Михаил был арестован и осужден на три года лишения свободы. Дальнейшая судьба священника неизвестна.
Одной из причин ликвидации обоих храмов стало как раз отсутствие священнослужителя при них. Решением Ивановского облисполкома от 15 апреля 1939 года была официально закрыта Казанская церковь. Примерно в это же время была закрыта и Никольская кувезинская церковь. Оба храма были обращены в складские помещения. Как уже говорилось выше, церковь в Овсянникове сохранилась довольно неплохо, потеряв лишь обитый железом деревянный шпиль на колокольне да пять глав. Была разобрана и церковная ограда со Святыми воротами. Храму в Кувезино «повезло» гораздо меньше: его колокольня полностью разобрана, придел без кровли обвалился, а местные жители у его стен нашли «идеальное» место для свалки мусора. Отдалённость Никольской церкви и её аварийное состояние с каждым годом оставляют всё меньше надежд на восстановление. А в Казанском храме села Овсянниково снова зазвучал голос священника, люди собираются на праздничные богослужения. Из церкви вынесен весь мусор, каменный пол выметен, и осталось совсем немного времени, когда старый храм со вновь возведённым шпилем и маковками, с залатанными дырами в стенах и побеленными колоннами вновь предстанет во всей своей первозданной красе.
Владимир Ушаков.
Фото автора.
Еще во времена княжества Стародубского было известно село Овсянниково, а в нём - деревянная Никольская церковь. О храме «Николы Чудотворца в поместье Захарья Фомина сына Толмачева в сельце Овсянникове» рассказывают нам и более поздние источники - патриаршие казённые книги 1644 года. В 1670-е гг. эта церковь оказалась причислена к Суздальской епархии - «отдана Суздальскому архиепископу».
В середине XVIII века овсянниковский храм сменил своё посвящение. Новая деревянная церковь была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери (сама икона издавна хранилась в селе), а Никольским стал тёплый придел.
В начале 1820-х годов решили прихожане выстроить вместо деревянной каменную церковь, для чего тогдашний сельский священник Фёдор Григорьевич Юницкий в январе 1822 года направил прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению (Черткову): «В означенном селе Овсянникове деревянная во имя Казанской Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая церковь пришла уже в ветхость, вместо которой желаем мы построить новую каменную, в то же наименование с двумя теплыми приделами: первым - во имя Рождества святителя Иоанна Предтечи и вторым - святителя и чудотворца Николая, на приличном и удобном месте. На построение оной церкви приходские люди усердствуют от себя посильное вспомоществование».
Через два месяца было получено благословение Его Преосвященства на возведение каменного храма с разрешением сбора дополнительных средств, которое препоручалось отставному солдату Никифору Васильеву. В том же 1822 году строительство было начато и завершено четыре года спустя. Главный престол в холодном храме освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придельный - во имя святителя и чудотворца Николая, южный - в честь рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, не дожил до радостного дня освящения нового храма отец Фёдор Юницкий. Он скончался в 1823 году в возрасте 45 лет. Преемником его стал молодой иерей Григорий Никитич Ильинский, женившийся на дочери покойного батюшки Пелагее. Отец Григорий прослужил в Казанском храме до 1861 года. 5 ноября 1842 года священник Ильинский за содействие к прекращению пожара был награждён золотой медалью с надписью «За усердие», носимой в петлице на ленточке ордена св. Владимира.
Место у алтаря после о. Григория занял его племянник Фёдор Филиппович Дмитревский. При о. Фёдоре в 1872 году вокруг храма была выстроена каменная ограда. А сам настоятель за время служения (он умер летом 1885 года) был награждён набедренником, скуфьей и удостоен нескольких благословений от епархиального начальства и Святейшего Синода. Похоронили Фёдора Филипповича рядом с супругой Пелагеей Михайловной, скончавшейся двумя месяцами ранее.
В 1889 году в Овсянникове было открыто земское народное училище, разместившееся в доме, построенном на средства Конона Ивановича Китаева. Происходил он из крестьян приходской деревни Яблонцы (ныне уже не существующей). Разбогатев на офенской торговле, Конон Иванович записался в таганрогские купцы, но не потерял связи со своей малой родиной. Ежегодно Китаев выделял средства на ремонт и отопление здания училища. При училище была устроена однокомнатная квартира для учителя. Вместе с ним «коллектив педагогов» составляли и настоятели Казанского храма, преподававшие местным детишкам Закон Божий.
Первым учителем земского училища стал сын священника с. Алексино (ныне в Ивановской области) выпускник Владимирской духовной семинарии Владимир Васильевич Троицкий. Через год он был рукоположен во священника села Пьянгус Меленковского уезда, а ещё через два года снова вернулся в Овсянниково уже настоятелем Казанского храма, прослужив в селе до 1912 года. Примечательно, что о. Владимир стал ещё одним священником-огнеборцем, получив в 1891 году благословение от архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева) за спасение храма от пожара….
Помимо священника-настоятеля, при Казанской церкви по штату состоял псаломщик. Проживали члены причта в собственных домах, построенных на церковной земле, и получали на своё содержание от служб и требоисправлений до 850 рублей в год. При этом с середины 1870-х годов к овсянниковскому храму оказалась приписана находящаяся в трёх верстах Никольская церковь села Кувезино Вязниковского уезда, и казанскому причту приходилось проводить службы и в кувезинском храме. Объединённый приход этих двух сёл с 14 деревнями в конце XIX столетия составлял более 800 человек обоего пола в 154 дворах. Издавна в Казанской церкви хранились почитаемые местными жителями иконы из прежних деревянных храмов - Николая чудотворца и Казанской Божией Матери. Также предметом особого поклонения служил медный позолоченный крест с частицами мощей угодников Божиих (при этом о церкви в Кувезино писалось: «утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами… бедна»).
Всё это было утрачено при разорении церквей с приходом советской власти. Последним известным священником села Овсянниково стал Михаил Ефимович Белороссов. В начале 1930-х гг. он уже священствовал в Казанском и Никольском храмах Овсянниково и Кувезино. Перед Рождеством 1933 года - 6 января - о. Михаил был арестован и осужден на три года лишения свободы. Дальнейшая судьба священника неизвестна.
Одной из причин ликвидации обоих храмов стало как раз отсутствие священнослужителя при них. Решением Ивановского облисполкома от 15 апреля 1939 года была официально закрыта Казанская церковь. Примерно в это же время была закрыта и Никольская кувезинская церковь. Оба храма были обращены в складские помещения. Как уже говорилось выше, церковь в Овсянникове сохранилась довольно неплохо, потеряв лишь обитый железом деревянный шпиль на колокольне да пять глав. Была разобрана и церковная ограда со Святыми воротами. Храму в Кувезино «повезло» гораздо меньше: его колокольня полностью разобрана, придел без кровли обвалился, а местные жители у его стен нашли «идеальное» место для свалки мусора. Отдалённость Никольской церкви и её аварийное состояние с каждым годом оставляют всё меньше надежд на восстановление. А в Казанском храме села Овсянниково снова зазвучал голос священника, люди собираются на праздничные богослужения. Из церкви вынесен весь мусор, каменный пол выметен, и осталось совсем немного времени, когда старый храм со вновь возведённым шпилем и маковками, с залатанными дырами в стенах и побеленными колоннами вновь предстанет во всей своей первозданной красе.
Владимир Ушаков.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru