Автохлам в обмен на бонус
18.01.2010 17:40 Рубрика: Общество
К 8 марта правительство России сделало согражданам подарок. В аккурат в Международный женский день в нашей стране повсеместно должны заработать пункты приема старых автомобилей. За сдачу в утиль машины-старушки автовладельцам полагается бонус при покупке нового железного коня. Такое решение принял премьер-министр РФ Владимир Путин и подписал соответствующее постановление о выделении госсредств на проведение эксперимента.
Согласно документу, из казны на программу будет выделено порядка 11 млрд рублей.
Заметим, что на встрече с премьером, состоявшейся сразу после затяжных выходных, глава Минпромторга России предлагал сдвинуть сроки начала проекта по утилизации:
- Мы рассчитываем, что уже с 15 марта пункты утилизации смогут принимать технику, - сказал было руководитель министерства Виктор Христенко.
- Почему с 15-го? Давайте с 8-го, - неожиданно предложил премьер.
Христенко долго уговаривать не пришлось, хотя у потенциальных участников программы - счастливых обладателей стареньких машин и автодилеров - немало вопросов, на разрешение которых у правительства времени совсем не осталось.
Напомним, разговоры о том, что россияне должны иметь возможность обменять старые машины на новые, шли давно. В конце концов, чем мы хуже других?! Подобные программы обмена действуют во Франции, Италии, Испании, Германии и США. Например, в Германии с 1 января прошлого года начали выдавать по 2500 евро за утилизацию автохлама любому гражданину, покупающему новый автомобиль. К июлю в стране было продано на 30% машин больше, чем годом ранее. По мнению специалистов, именно автопром помог удержать в кризис ведущую европейскую экономику на плаву. Помимо очевидного экономического эффекта, специалисты отмечали и позитивные экологические последствия (новые машины соответствуют экостандартам «Евро-4» и «Евро-5», поэтому в разы меньше выбрасывают вредных веществ).
Удивительно, что российские власти до последнего момента делали вид, что пойдут, подобно юному Ленину, другим путём. Однако ситуация августа, когда не только АвтоВАЗ, но и большинство иностранных автозаводов в России остановили конвейеры, заставила российских руководителей поторопиться.
Сначала было объявлено, что программа по утилизации будет действовать в пилотном режиме лишь на отдельных территориях, а не по всей стране. В «везунчики» определили жителей Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областей - всего 19 регионов. Основным критерием отбора стало количество машин в субъекте Федерации. Владимирская область до необходимой транспортной плотности не дотянула, и теперь оказалась в числе малоподготовленных к внедрению новшества. По сути дела, утилизация оказалась лакомым кусочком на пока недосягаемом расстоянии. Между тем, все нужно сделать (и подготовить базу, и запустить процесс) оперативно. Ведь программа будет работать лишь с 8 марта по 1 ноября 2010 года.
Рискнем предположить, что большая часть отведенного срока уйдет на всякого рода согласования. Кроме того, радость владельцев многих ретромобилей преждевременна: уже сейчас известны некоторые ограничения. Например, программа по утилизации будет касаться только комплектных автомобилей массой до 3,5 тонны и возрастом свыше 10 лет. Причём хозяин, решивший избавиться от автохлама, должен владеть на правах собственности машиной не меньше года - имея генеральную доверенность на машину, сдать ее в утиль не удастся.
Автомобиль должен быть на ходу и зарегистрирован, на него должен быть полный пакет документов. При этом, если даже ваш «Жигуль» подошел по всем вышеуказанным параметрам, наличные деньги вы все равно не получите. Сдав старую машину на утилизацию, владелец получит ваучер на 50 тыс. рублей, который можно использовать только для покупки нового автомобиля любой отечественный марки либо иностранный бренд, произведенный в России. Если один человек утилизирует по программе несколько машин, скидка не суммируется.
Предполагаемая схема получения сертификата на данный момент представляет собой «одно окно»: потребитель приходит к дилеру, у которого намеревается приобрести новый автомобиль. Оформляется доверенность, дилер снимает машину с учета, везет на разборку и получает сертификат на 50 тысяч рублей. Именно на эту сумму потребителю будет предоставлена скидка на новый автомобиль.
По желанию, всю эту процедуру потребитель может пройти сам, но это обойдется дороже. При обращении к дилеру владельцу утилизированного авто нужно будет только оплатить оформление доверенности, услуги дилера и утилизацию машины. Сумма, как утверждают разработчики программы, не будет превышать трех тысяч рублей за все.
«Проектная мощность» программы - 200 тысяч машин. Это, конечно, подспорье для умирающего российского автопрома, но отнюдь не эликсир молодости и здоровья.
В принципе, любая компания сможет получить статус утилизатора, в том числе и частная. Главное, чтобы дилер отвечал требованиям, оглашение которых также еще впереди. Рабочий вариант требований уже существует, а окончательный вариант будет представлен в ближайшее время. Пока же дилеры находятся в том же положение, что и автовладельцы - правила игры им никто не объяснил.
Мы связались с представителем одного из крупных автосалонов Владимира.
- Как всегда, на словах и в теории все просто, да и сама идея утилизации старого автомобильного хлама очень интересна и полезна для нашей страны, в которой, по оценке независимых экспертов, таких машин более миллиона. Однако на практике все выглядит иначе, - прокомментировали корр. «М» специалисты. - Помимо множества оргвопросов, на решение которых отведено слишком мало времени, непонятна система возмещения расходов дилерских центров по доставке старых авто для сдачи в утиль. При этом существует опасение, что наши граждане (в надежде на возможность сэкономить на покупке нового автомобиля) отложат его приобретение до дня сдачи в утиль старого. А возможность эта, по всем прогнозам, не наступит сразу после 8 марта. Все это, в свою очередь, может привести к еще большему падению объема продаж среди дилеров отечественного автопрома.
Из всего вышесказанного можно сделать лишь один вывод: как будет работать программа, пока не совсем понятно, и, вполне возможно, очередное благое начинание обернется крушением надежд.
Евгения АРЕФЬЕВА.
Фото из архива редакции.