Прорисованные души
11.12.2009 01:50 Рубрика: Общество
Совесть искусства - говорят о нём коллеги, а однажды в книге отзывов какой-то пятиклассник написал: "Он не прорисовывает глаза и руки, но прорисовывает душу и судьбы". Сегодня во Владимирском центре изобразительного искусства открылась выставка Петра Дика - народного художника России, жившего и творившего на владимирщине.
Этот год должен был стать для художника юбилейным - Петру Дику исполнилось бы 70. Но художника нет. За него остались работы.
Кира ДИК, вдова Петра Дика: "И появляются новые зрители, и я очень-очень рада. Те работы, которые здесь представлены - это работы последнего года жизни - 2002-го, и посвящены они Суздалю".
Хоть и немец по происхождению - Пётр Дик и родился в немецком поселении на Алтае - но но именно русский художник, ещё до открытия выставки настаивала вдова. Ведь большую часть жизни он жил и творил здесь, "одухотворённый мощными токами древнерусской культуры" - как сам говорил. Хотя...
Виктор БЫЧКОВ, член владимирского отделения Союза художников России: "Что-то всё равно присутствует - такой, может быть, аскетизм особый какой-то или скованность в цвете, красках, не свойственная может быть, особенно владимирским художникам, я думаю, тут всё-же что-то сказалось, наверное".
Бумага, часто наждачка, пастель, уголь - для Дика это почти неизменно. Высшее художественное училище он окончил на отделении "художественной обработки металла", вернувшись во Владимир даже успел поработать по специальности, но из-за тяжёлой болезни пришлось пересмотеть планы на будущее. И выбрать для себя графику. С тех пор лист для Дика - это нечто святое. "Живой организм, с которым ты вступаешь в контакт" - писал он.
Владимир СЕВОСТЬЯНОВ, заслуженный художник РФ: "Пётр относился, когда делал работу, как в последний раз. Это его требовательность совершенно, порой, такая жётская к себе".
Сергей СКУРАТОВ, член Союза фотохудожников России: "Большинство художников занимается ремеслом искусства: когда-то выучились и часто тиражируют. Пётр всегда занимался искусством ремесла".
Минимум цвета, причём чаще тёмные тона, минимум деталей - он писал обобщённо, любил большие пятна - говорят те, кто знал его лично. Может быть потому, что очень почитал японское искусство - те же хокку, где всего в трёх строчках выражается многое. Отказ от всего лишнего, или "вычитание случайностей", как сам говорил, - в этом весь Дик.
Александр ПЕТРОВ, график: "И он художник современный, даже может быть будущего ещё. То есть по-настоящему он только начинает своё шествие и воздействие".
Он прост, как ребёнок, могут сказать некоторые. Отнюдь. Сложен в своей простоте - отмечают коллеги, и добавляют - Дик - не для масс. И, пожалуй, единственный из владимирских, кто выставлялся и в Третьяковке, и в Русском музее...Он поставил высокую планку, став своеобразным мерилом.
Виктор БЫЧКОВ, член владимирского отделения Союза художников России: "О том, кто ты есть: выше или ниже вот определяешь себя"
Алла Павлова и Ильгар Юсупов.
Источник публикации: 6 канал
www.vladimironline.ru