Шедевры "русского Золингена"
09.10.2009 02:10 Рубрика: Общество
О городе Павлово Нижегородской области владимирцы знают, пожалуй, немного - гуси там хороши, ежегодно их привозят на бои в Суздаль, да автобусы местного производства можно иногда встретить на улицах Владимира. Теперь расширить свой кругозор позволит выставка, открывшаяся сегодня в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Все экспонаты сделаны руками кустарей-металлистов. Наш корреспондент Елена Масленникова убедилась - не зря город Павлово называют слесарной столицей России.
Замки начала 20 века, разных размеров и форм, все в рабочем состоянии - непременный аксессуар женщин того времени. Тогда на замки запирали практически все: шкатулки с украшениями, косметички, сумочки и даже собачьи ошейники. Сейчас такие экспонаты увидишь разве что на дачных сараях или амбарах.
Алиса АКСЕНОВА, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: "Вы смотрите, какой замчище огромный. Как можно повернуть ключ, я не знаю. А в этой витрине - замочек что-то полсантиментра, но он работает, открывает и закрывает неизвестно что".
Тогда было принято дарить всевозможные металлические изделия по поводу и без повода. Вот этот 30-килограммовый замок мастера изготовили к 10-летию Октябрьской революции для сельского комсомольского начальства. А вот эти маленькие складные ножи в виде утки, свиньи, самовара делали на заказ в подарок высшему руководству. Иосиф Сталин к примеру обладал эксклюзивной коллекцией.
Николай ФЕДОТОВ, директор Павловского музея (г. Павлово, Нижегородская область): "Вот здесь, например, можно увидеть 50-предметный нож-самовар, сделанный мастером Геннадием Владимировичем Ананьевым, а его дядя, Алексей Васильевич в 1951 году изготовил стопредметный сувенирный нож-свинку в фигуре свиньи. И вот второй экземпляр пошел в подарок вождю всех народов".
Мастера редко появлялись на заводе. Туда они приходили только за зарплатой. Практически все свое время они посвящали выполнению спецзаказов и работали у себя дома. Серийного производства сувенирной продукции не было. А если и было, то в исключительных случаях. Вот эти маникюрные ножи изготовили для Олимпиады, проходившей в Москве в 80-м. Элитная продукция продавалась в сети магазинов "Березка".
Николай ФЕДОТОВ, директор Павловского музея (г. Павлово, Нижегородская область): "Ну что такое "Березка"? Ну это не на рубли покупали, а на чеки. Вот. То есть сейчас это по современному курсу проделать достаточно сложно, математическую работу, чтобы сообразить, сколько это все стоило".
Оказывается, еще в начале 20 века на российских заводах знали, что реклама - двигатель торговли. Чтобы привлечь потенциальных покупателей, на заводе складных ножей "Октябрь" изготавливали рекламную продукцию для выставок.Типичный пример - 9-килограммовый топор. Гости подолгу задерживались у витрин. Двухмиллиметровый складной ножичек своими размерами сразил наповал даже бабушек. А вот профессионалы кузнечного дела, прославившиеся на всю страну - отец и сын Бородины, выковавшие топор Президенту для борьбы с мздоимцами, во мнении разошлись.
Алексей БОРОДИН, кузнец: "Нет искусства, здесь показано ремесло. Вот, допустим, здесь стоят кованые вещи. На выставку бы их не взяли. Вылизано здесь все. Ну как-то механические, хоть и красиво, но искусства своего нет. Ну, розочки, цветы, ну что это? Надо замысел какой-то".
Юрий БОРОДИН, кузнец: "С точки зрения ремесла это очень интересно. Ну вот казалось бы, замок сделан в форме самолета, а это, в принципе, идея. Не обязательно самолет, можно взять другую вещь, оформить жука".
Елена Масленникова, Ильгар Юсупов.
Источник публикации: 6 канал
www.vladimironline.ru