Оценку ставят ученики
02.10.2009 13:00 Рубрика: Общество
На вопрос, кого из своих педагогов он хотел бы по случаю профессионального праздника отметить особо, директор промышленно-коммерческого лицея г. Владимира, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Валерий Евгеньевич Емельянов ответил, что самое страшное в этой ситуации - о ком-то забыть: «У нас абсолютно все педагоги - очень достойные люди».
Большинство учителей работают в лицее со дня его основания - только 4-5 человек пришли позднее, пройдя тщательную проверку временем: по нескольку лет работали по совместительству с неполной нагрузкой, прежде чем были зачислены в штат. Кстати, из 33-х педагогических работников на штатной основе трудятся всего 18. Остальные - кандидаты и доктора наук из двух владимирских университетов, которые читают профильные дисциплины. А это уже говорит о качестве преподавания.
Особо подчеркнем - промышленно-коммерческий лицей в г. Владимире не имеет ни малейшего отношения к системе профессионально-технического образования. И создан он был еще за год до того, как большинство российских ПТУ были переименованы в профессиональные лицеи. Тогда, в начале 90-х, Валерий Евгеньевич Емельянов заведовал кафедрой педагогики на технико-экономическом факультете ВГПУ (ныне ВГГУ) и работал над созданием системы довузовской подготовки при педуниверситете. Возникла идея создать продвинутое учебное заведение по типу коммерческих школ, которых по всей дореволюционной России было немногим более 600. Так совместными усилиями управления образования и педуниверситета в 1992 году в областном центре был создан промышленно-коммерческий лицей. Сегодня это - многопрофильное общеобразовательное учебное заведение, где получают среднее образование 200 учащихся 10-11-х классов. Наряду с обычными школьными предметами, ребята изучают дисциплины повышенного уровня по четырем профилям: экономическому, экономико-правовому, технологии управления, математики и информатики. После окончания лицея выпускники получают не только обычный школьный аттестат о среднем образовании, но и свидетельство о начальной профессиональной подготовке по профессиям «коммерческий агент», «бухгалтер», «секретарь-референт», «оператор ЭВМ». Правда, судя по всему, во взрослой жизни эти свидетельства мало кому пригодились: практически все лицеисты продолжили свое образование в лучших вузах страны. И за всю историю лицея считанные единицы выпускников не стали поступать в первый год, а продолжили учебу позже.
- В этом году 37 процентов наших выпускников поступили в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, - с гордостью рассказывает директор лицея. - И это только на бесплатное обучение, мы отчитываемся именно по этим показателям. А всего из 102-х ребят выпуска 2009 года только трое продолжили учебу на платных отделениях!
Для таких успешных результатов, несомненно, требуется как упорство и прилежание самих лицеистов, так и педагогическое мастерство их наставников.
- У нас сильна обратная связь, - подчеркивает директор. - Очень важно мнение родителей и особенно самих ребят. Каждый год я лично раздаю им анкеты, в которых они по 13-балльной шкале оценивают качество преподавания предмета. И оценивают, надо сказать, довольно объективно. Это, кстати, является достаточно жестким фильтром при подборе педагогов: у них должен быть контакт с учениками. Так что если у учителя средний балл - 8 и ниже, мы с ним расстаемся.
Но за все годы существования лицея, по словам В.Е. Емельянова, «отфильтровали» по этой причине только троих. Конечно, ушло значительно больше, но тут другая беда - низкая зарплата, которая не устраивает прежде всего мужчин. Вот и приходится директору не спать по ночам, ломая голову над тем, как бы еще приплатить педагогам за их героический труд. Правда, учителя здесь все-таки получают немного больше, чем в обычных школах - ведь около половины своего бюджета лицею дают дополнительные образовательные услуги - спецсеминары по математике, международный класс, обучение вождению автомобиля. Теперь к ним добавились еще и курсы по подготовке к ЕГЭ. Надо отметить, что единый госэкзамен лицеисты сдали очень достойно.
- Очень хорошие результаты по математике и русскому языку, обществознанию, немного хуже - по литературе, но все равно он выше, чем в среднем по городу, - уточняет директор.
При этом отношение к ЕГЭ у Валерия Евгеньевича неоднозначное: возможно, натаскать ребенка по готовым вопросам несложно, но как быть с глубинными проблемами образования, с формированием человеческой личности и ее мировоззрения? И как быть, если родители настаивают, чтобы педагоги не мудрили с программами и натаскивали детей на ЕГЭ? В общем, проблем сегодняшняя ситуация в образовании ставит немало. И самая больная из них - финансовая. Пришло время, когда приходится объяснять педагогам, как формируется бюджет учебного заведения, как распределяется фонд заработной платы, от чего зависят стимулирующие выплаты. Прежде эти вопросы волновали только директора и главного бухгалтера, но сегодня уже необходим курс экономического ликбеза и для педагогов: деньги - штука хитрая, и, живя в рыночной экономике, в них должны разбираться все, в том числе и учителя.
Но при этом Валерий Евгеньевич Емельянов уверен, что в его лицее работают люди, для которых материальные соображения никогда не смогут затмить главного - преданности своему делу, высокой миссии учителя.
- В День учителя я желаю своим педагогам прежде всего достойно пережить «эпоху великих перемен», - сказал директор в заключение нашей беседы. - Ведь коренную ломку сложившейся системы люди переносят обычно очень тяжело. И учителя, которые не предали детей, которые остались со своими учениками в самое тяжелое время, - это настоящие герои.
Елена БЕЛАЯ.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.
Большинство учителей работают в лицее со дня его основания - только 4-5 человек пришли позднее, пройдя тщательную проверку временем: по нескольку лет работали по совместительству с неполной нагрузкой, прежде чем были зачислены в штат. Кстати, из 33-х педагогических работников на штатной основе трудятся всего 18. Остальные - кандидаты и доктора наук из двух владимирских университетов, которые читают профильные дисциплины. А это уже говорит о качестве преподавания.
Особо подчеркнем - промышленно-коммерческий лицей в г. Владимире не имеет ни малейшего отношения к системе профессионально-технического образования. И создан он был еще за год до того, как большинство российских ПТУ были переименованы в профессиональные лицеи. Тогда, в начале 90-х, Валерий Евгеньевич Емельянов заведовал кафедрой педагогики на технико-экономическом факультете ВГПУ (ныне ВГГУ) и работал над созданием системы довузовской подготовки при педуниверситете. Возникла идея создать продвинутое учебное заведение по типу коммерческих школ, которых по всей дореволюционной России было немногим более 600. Так совместными усилиями управления образования и педуниверситета в 1992 году в областном центре был создан промышленно-коммерческий лицей. Сегодня это - многопрофильное общеобразовательное учебное заведение, где получают среднее образование 200 учащихся 10-11-х классов. Наряду с обычными школьными предметами, ребята изучают дисциплины повышенного уровня по четырем профилям: экономическому, экономико-правовому, технологии управления, математики и информатики. После окончания лицея выпускники получают не только обычный школьный аттестат о среднем образовании, но и свидетельство о начальной профессиональной подготовке по профессиям «коммерческий агент», «бухгалтер», «секретарь-референт», «оператор ЭВМ». Правда, судя по всему, во взрослой жизни эти свидетельства мало кому пригодились: практически все лицеисты продолжили свое образование в лучших вузах страны. И за всю историю лицея считанные единицы выпускников не стали поступать в первый год, а продолжили учебу позже.
- В этом году 37 процентов наших выпускников поступили в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, - с гордостью рассказывает директор лицея. - И это только на бесплатное обучение, мы отчитываемся именно по этим показателям. А всего из 102-х ребят выпуска 2009 года только трое продолжили учебу на платных отделениях!
Для таких успешных результатов, несомненно, требуется как упорство и прилежание самих лицеистов, так и педагогическое мастерство их наставников.
- У нас сильна обратная связь, - подчеркивает директор. - Очень важно мнение родителей и особенно самих ребят. Каждый год я лично раздаю им анкеты, в которых они по 13-балльной шкале оценивают качество преподавания предмета. И оценивают, надо сказать, довольно объективно. Это, кстати, является достаточно жестким фильтром при подборе педагогов: у них должен быть контакт с учениками. Так что если у учителя средний балл - 8 и ниже, мы с ним расстаемся.
Но за все годы существования лицея, по словам В.Е. Емельянова, «отфильтровали» по этой причине только троих. Конечно, ушло значительно больше, но тут другая беда - низкая зарплата, которая не устраивает прежде всего мужчин. Вот и приходится директору не спать по ночам, ломая голову над тем, как бы еще приплатить педагогам за их героический труд. Правда, учителя здесь все-таки получают немного больше, чем в обычных школах - ведь около половины своего бюджета лицею дают дополнительные образовательные услуги - спецсеминары по математике, международный класс, обучение вождению автомобиля. Теперь к ним добавились еще и курсы по подготовке к ЕГЭ. Надо отметить, что единый госэкзамен лицеисты сдали очень достойно.
- Очень хорошие результаты по математике и русскому языку, обществознанию, немного хуже - по литературе, но все равно он выше, чем в среднем по городу, - уточняет директор.
При этом отношение к ЕГЭ у Валерия Евгеньевича неоднозначное: возможно, натаскать ребенка по готовым вопросам несложно, но как быть с глубинными проблемами образования, с формированием человеческой личности и ее мировоззрения? И как быть, если родители настаивают, чтобы педагоги не мудрили с программами и натаскивали детей на ЕГЭ? В общем, проблем сегодняшняя ситуация в образовании ставит немало. И самая больная из них - финансовая. Пришло время, когда приходится объяснять педагогам, как формируется бюджет учебного заведения, как распределяется фонд заработной платы, от чего зависят стимулирующие выплаты. Прежде эти вопросы волновали только директора и главного бухгалтера, но сегодня уже необходим курс экономического ликбеза и для педагогов: деньги - штука хитрая, и, живя в рыночной экономике, в них должны разбираться все, в том числе и учителя.
Но при этом Валерий Евгеньевич Емельянов уверен, что в его лицее работают люди, для которых материальные соображения никогда не смогут затмить главного - преданности своему делу, высокой миссии учителя.
- В День учителя я желаю своим педагогам прежде всего достойно пережить «эпоху великих перемен», - сказал директор в заключение нашей беседы. - Ведь коренную ломку сложившейся системы люди переносят обычно очень тяжело. И учителя, которые не предали детей, которые остались со своими учениками в самое тяжелое время, - это настоящие герои.
Елена БЕЛАЯ.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru