Библиотеки парализованы - Сотни читателей остались без любимых журналов
25.09.2009 01:30 Рубрика: Общество
Начало учебного года и окончание сезона дачных работ обычно сказывается на посещаемости гражданами библиотек. Однако посетители отделов периодики, вернувшись из отпусков, испытали разочарование, сделав попытку ознакомиться, например, со свежими журналами. Начиная с июля, во все библиотеки г.Владимира не поступило ни одного свежего номера многих популярных изданий этой категории. Что случилось? Не выделили денег на подписку? Редакции журналов подняли цены в связи с кризисом и потребовали доплаты? Возникли какие-то неурядицы с доставкой? С этими вопросами корр. «М» отправился в библиотеки.
«Мы - исходя из суммы выделенных средств - должны были заключить муниципальный контракт на поставку периодических изданий по подписке на второе полугодие путем проведения конкурса котировочных заявок, - рассказала директор Центральной библиотеки г.Владимира Татьяна Черняшкина. - Самые низкие расценки предложило ООО «Коммерсант-Курьер». Более чем на 20% по сравнению с «Почтой России»! Эта фирма и выиграла конкурс. Когда нам перестали поступать журналы, мы направили претензию. Ответа не последовало. Сейчас готовим документы для обращения с иском в арбитражный суд о возмещении ущерба и вместе с управлением культуры ищем возможность возобновить подписку.
Городские библиотеки - публичные, их читателями являются как учащиеся школ, колледжей и вузов, так и малозащищенные слои населения. Пенсионеры привыкли приходить сюда за журналами по садоводству, приусадебному хозяйству, домоводству, вязанию, чтобы почитать периодику про здоровье, а также получить на руки литературно-художественные журналы для чтения дома. Покупать такие издания или выписывать их на дом многим не по карману. Всего городские библиотеки лишились во втором полугодии 250-ти наименований журналов.
Библиотеки центральной городской библиотечной сети (ЦГБ) пытаются частично решить «проблему периодики» - в пяти филиалах есть Интернет, и сотрудники помогают посетителям находить запрошенные работы и темы по базе электронных данных. Но отказы все равно есть - только в читальном зале головной библиотеки их зарегистрировано, по данным с 1 июля по 16 сентября - 60, что на 40% больше, чем было в первом полугодии. Через электронную базу доступны далеко не все журналы.
Аналогичная ситуация с подписными изданиями - во всех библиотеках города, включая университетскую (ВГГУ). В библиотеку ВНИИЗЖ журналы приходят, но с нарушением сроков. Институт заключил контракт не с «Коммерсант-Курьером», а с другим поставщиком. ВлГУ получает журналы через «Почту России» - на эти торги более «дешевых» заявок не было.
Областная научная библиотека им. М.Горького, право обеспечивать периодику для которой выиграло опять-таки ООО «Коммерсант-Курьер», в «мышеловку» попала не через котировки, а через тендер. В отличие от других библиотек, полностью оплативших поставку журналов на полгода вперед, областная научная перечислила «Коммерсант-Курьеру» 30-процентный аванс, а это более 300 тыс. руб. Теперь учреждение культуры пытается вернуть деньги через арбитражный суд.
В отделе периодики областной научной библиотеки читатели лишились почти 700 наименований периодических изданий. Пока было лето, за журналами посетители обращались реже.
- Теперь же, - рассказывает директор Нина Распутная, - читатели возмущаются, но утешить их нечем. У нас библиотека не просто для чтения - мы выполняем государственный заказ по привлечению читателей, выдаче документов. Сейчас читатели от нас уходят, поскольку мы не можем выполнить их заявки на журналы. Через базу данных в электронном виде можно получить электронные копии далеко не всех журналов. На выполнение нужного заказа по МБА (межбиблиотечному абонементу) уходит время, и актуальность информации утрачивается.
В библиотеках сетуют, что надежность поставщика не является обязательным критерием при проведении конкурсов. Президент и правительство говорят о поддержке малых предприятий, а эти малые предприятия, бывает, берут деньги и с ними «растворяются в воздухе» так, что и не сыщешь.
- Такое впечатление, что это было сделано сознательно, - говорят библиотекари.
И в такой ситуации они вновь вынуждены будут выставлять на торги подписку на первое полугодие будущего года. Единственное, что библиотеки в силах сделать, чтобы предотвратить новый обман - указать в условиях конкурса, что аванс выплачиваться не будет. «Нас все проверяют, как мы государственные деньги расходуем, - возмущаются хранители печатной книги, - на литературу и подписку гроши дают, и те невозможно потратить, чтобы для читателей была польза. Поставщики нас подводили и раньше, но не настолько серьезно - были задержки на несколько месяцев с получением журналов. Теперь мы оформляем электронную подписку, но она возможна всего на 160 наименований, да и не все читатели привыкли работать с компьютером». Одним словом, ситуация такая, что библиотеки и граждане остались обделенными.
Директор ООО «Коммерсант-Курьер» Владимир Нифантьев, с которым связался корр. «М», объяснил сложившуюся ситуацию тем, что не выполняет свои договорные обязательства поставщик, которому ООО, в свою очередь, оплатило услуги. Кто именно стоит в начале цепочки нарушения контрактов, В.Нифантьев назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. ООО «Коммерсант-Курьер», сообщил директор, выставило поставщику претензии. Вероятнее всего, дело решится тем, что через суд, по обратной цепочке, всем заказчикам будут возвращены деньги - шансов выполнить договорные обязательства, по предварительным данным, у неназванного недобросовестного поставщика нет.
Вернуть деньги - это полдела. А как возместить «потери» читателям? И не просто тем, кто проводил свой досуг с журналом в руках. В результате невыполнения обязательств по муниципальным и государственным контрактам оказался во многом парализован процесс получения молодыми людьми образования, специалистами - приобретения необходимой для работы информации и т.д. кто и чем компенсирует все это?
Римма АНДРЕЕВА.
Фото: Владимир Филимонов.
«Мы - исходя из суммы выделенных средств - должны были заключить муниципальный контракт на поставку периодических изданий по подписке на второе полугодие путем проведения конкурса котировочных заявок, - рассказала директор Центральной библиотеки г.Владимира Татьяна Черняшкина. - Самые низкие расценки предложило ООО «Коммерсант-Курьер». Более чем на 20% по сравнению с «Почтой России»! Эта фирма и выиграла конкурс. Когда нам перестали поступать журналы, мы направили претензию. Ответа не последовало. Сейчас готовим документы для обращения с иском в арбитражный суд о возмещении ущерба и вместе с управлением культуры ищем возможность возобновить подписку.
Городские библиотеки - публичные, их читателями являются как учащиеся школ, колледжей и вузов, так и малозащищенные слои населения. Пенсионеры привыкли приходить сюда за журналами по садоводству, приусадебному хозяйству, домоводству, вязанию, чтобы почитать периодику про здоровье, а также получить на руки литературно-художественные журналы для чтения дома. Покупать такие издания или выписывать их на дом многим не по карману. Всего городские библиотеки лишились во втором полугодии 250-ти наименований журналов.
Библиотеки центральной городской библиотечной сети (ЦГБ) пытаются частично решить «проблему периодики» - в пяти филиалах есть Интернет, и сотрудники помогают посетителям находить запрошенные работы и темы по базе электронных данных. Но отказы все равно есть - только в читальном зале головной библиотеки их зарегистрировано, по данным с 1 июля по 16 сентября - 60, что на 40% больше, чем было в первом полугодии. Через электронную базу доступны далеко не все журналы.
Аналогичная ситуация с подписными изданиями - во всех библиотеках города, включая университетскую (ВГГУ). В библиотеку ВНИИЗЖ журналы приходят, но с нарушением сроков. Институт заключил контракт не с «Коммерсант-Курьером», а с другим поставщиком. ВлГУ получает журналы через «Почту России» - на эти торги более «дешевых» заявок не было.
Областная научная библиотека им. М.Горького, право обеспечивать периодику для которой выиграло опять-таки ООО «Коммерсант-Курьер», в «мышеловку» попала не через котировки, а через тендер. В отличие от других библиотек, полностью оплативших поставку журналов на полгода вперед, областная научная перечислила «Коммерсант-Курьеру» 30-процентный аванс, а это более 300 тыс. руб. Теперь учреждение культуры пытается вернуть деньги через арбитражный суд.
В отделе периодики областной научной библиотеки читатели лишились почти 700 наименований периодических изданий. Пока было лето, за журналами посетители обращались реже.
- Теперь же, - рассказывает директор Нина Распутная, - читатели возмущаются, но утешить их нечем. У нас библиотека не просто для чтения - мы выполняем государственный заказ по привлечению читателей, выдаче документов. Сейчас читатели от нас уходят, поскольку мы не можем выполнить их заявки на журналы. Через базу данных в электронном виде можно получить электронные копии далеко не всех журналов. На выполнение нужного заказа по МБА (межбиблиотечному абонементу) уходит время, и актуальность информации утрачивается.
В библиотеках сетуют, что надежность поставщика не является обязательным критерием при проведении конкурсов. Президент и правительство говорят о поддержке малых предприятий, а эти малые предприятия, бывает, берут деньги и с ними «растворяются в воздухе» так, что и не сыщешь.
- Такое впечатление, что это было сделано сознательно, - говорят библиотекари.
И в такой ситуации они вновь вынуждены будут выставлять на торги подписку на первое полугодие будущего года. Единственное, что библиотеки в силах сделать, чтобы предотвратить новый обман - указать в условиях конкурса, что аванс выплачиваться не будет. «Нас все проверяют, как мы государственные деньги расходуем, - возмущаются хранители печатной книги, - на литературу и подписку гроши дают, и те невозможно потратить, чтобы для читателей была польза. Поставщики нас подводили и раньше, но не настолько серьезно - были задержки на несколько месяцев с получением журналов. Теперь мы оформляем электронную подписку, но она возможна всего на 160 наименований, да и не все читатели привыкли работать с компьютером». Одним словом, ситуация такая, что библиотеки и граждане остались обделенными.
Директор ООО «Коммерсант-Курьер» Владимир Нифантьев, с которым связался корр. «М», объяснил сложившуюся ситуацию тем, что не выполняет свои договорные обязательства поставщик, которому ООО, в свою очередь, оплатило услуги. Кто именно стоит в начале цепочки нарушения контрактов, В.Нифантьев назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. ООО «Коммерсант-Курьер», сообщил директор, выставило поставщику претензии. Вероятнее всего, дело решится тем, что через суд, по обратной цепочке, всем заказчикам будут возвращены деньги - шансов выполнить договорные обязательства, по предварительным данным, у неназванного недобросовестного поставщика нет.
Вернуть деньги - это полдела. А как возместить «потери» читателям? И не просто тем, кто проводил свой досуг с журналом в руках. В результате невыполнения обязательств по муниципальным и государственным контрактам оказался во многом парализован процесс получения молодыми людьми образования, специалистами - приобретения необходимой для работы информации и т.д. кто и чем компенсирует все это?
Римма АНДРЕЕВА.
Фото: Владимир Филимонов.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru