о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Постой, паровоз... - Скоро мы все будем вынуждены скинуться на бедность новым претендентам в список журнала «Форбс»

15.09.2009 18:00 Рубрика: Общество


Благодаря заботам мудрого руководства в России никогда не бывает скучно. Наш народ с 1917 года перманентно живет под знаком бодрящих перемен. Революции, перестройки, реформы - любимые слова наших вождей. И все эта корежащая жизнь народа карусель продолжается до сих пор. Очередным свежим полем для новаций становится железнодорожный транспорт: до 2010 года в регионах должны быть созданы пригородные пассажирские компании. 31 августа состоялось учредительное собрание ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», территориально «накрывающая» Владимирщину. В состав ее учредителей вошли ОАО «РЖД» (у него 50 процентов капитала минус 2 акции) и администрации двух губерний - Нижегородской и Кировской (у них по 25 процентов акций). Руководство же нашего региона почему-то решило не вступать в новую компанию. И это может иметь печальные последствия - для тех, кто путешествует до Москвы или на дачу не на служебной иномарке или собственной автомашине, а на электричке или на древнем «рабочем поезде», получившем в постсоветское время лихую кличку «тарзан».

В зону действия новой компании попадет участок желдорсети от Гороховца до Петушков плюс две одноколейные ветки: Ковров-Муром и Владимир-Тумская. Сейчас от областного центра в сторону столицы по будням ходит 14 пар («туда-сюда») поездов. (В выходные на три больше). На Ковров бегают 6 пар электричек по рабочим дням и 8 по субботам и воскресеньям. Здесь все более или менее в порядке, хотя в последние годы пассажиры почувствовали… репрессии. Особенно не везет ковровчанам и владельцам дач по этой ветке: железнодорожники сокращают количество электропоездов, а во Владимире вообще ликвидировали остановку «Автоприбор» в одну сторону. Хотя добрая половина пассажиров пользовались как раз ею. Но, не в силах победить страшного зверя по имени «заяц», железнодорожное начальство взяло да и лишило всех пассажиров права садиться в поезд там, где им удобно, где они привыкли.

Так же несладко живется несчастным путешественникам на ветке Владимир-Тумская. Старая однопутная и неэлектрифицированная дорога в этом году лишилась одной пары из трех поездов! Да и что это за поезда - по три вагона так называемых «самолетов» с сидячими местами. Колеса отстучали уже по 25 лет! Им место на свалке или в музее транспорта. Правда, после многочисленных жалоб в августе одну пару вернули, но погоды это не делает. Представьте себе воскресный «поезд» состоящий всего из двух вагонов (третий - сломался). В «составе» едут дачники, иногородние учащиеся, грибники…

Не надо быть экономистом, чтобы понять, почему такое происходит. Пригородное сообщение - априори убыточное, а серьезных вложений подотрасль не знает с начала реформ. Хотя железнодорожники получают дотацию от областной администрации - она призвана компенсировать 50% стоимости проезда по выходным дням в дачный сезон. Скажем, в этом году железнодорожники получили из бюджета области 8 млн рублей, а просили 12 млн.

Для сравнения приведу цифры из отчета начальника Горьковский железной дороги Сергея Козырева. Администрация Нижегородской области в 2008 году компенсировала железнодорожникам 150 млн рублей «выпадающих» доходов, а на этот год запланировала поднять эту сумму до 180 млн! И, по его словам, «не все регионы такие ответственные» - Владимирская область не рассчиталась в полном объеме за 2008 год. Некорректно сравнивать Владимирскую и Нижегородскую области, тем не менее, понятно, кого «железные дорожники» считают полноценным партнером, а кого так… сбоку припека.

Финансовый «недокорм» владимирских властей отражается на стоимости проезда. Например, во Владимирской области одна «зона» стоит 16 рублей, у москвичей - 12 целковых, а в Татарстане - всего 8 рублей! (Ох уж этот Татарстан! Оазис в российской пустыне, а еще, говорят, налоговый рай для бюджета субъекта федерации…).

Владимирский пассажир очень нуждается в новом подвижном составе, подобном «рельбусу», начавшему курсировать от Коврова до Иванова. Но к его закупке бюджет области, увы, отношения не имеет. Точно такой же состав был бы очень кстати на линии Владимир-Тумская, его приобретение планировалось еще в 2004 году. Но прошлые планы вряд ли сбудутся даже в ближайшем будущем. Так что «до Гуся» пассажирам придется «летать» на «тарзане».

Теперь о сути реформ. С давних пор на железнодорожном транспорте существует перекрестное финансирование. Прибыли от транспортировки грузов компенсируют убытки пассажирских перевозок. В 2010 году эту практику ждет «стоп-кран». Собственно, процесс уже пошел: на базе РЖД созданы компании по грузовым перевозкам. И скоро, наверное, мы узнаем о новых русских железнодорожниках, попавших в список журнала «Форбс». Но это тема отдельная, мы же вернемся к нашим баранам, то есть пригородным поездам.

С 1 октября новая пригородная компания начнет работать в качестве агента по продаже билетов, а с середины следующего года, получив лицензию, - станет перевозчиком пассажиров, путешествующих на короткие расстояния. Как следует из проспекта, выпущенного ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», это сулит нижегородцам много чего хорошего. Новый перевозчик обещает снизить нагрузку на региональный бюджет на 10-15 млн рублей в год. И при этом «отработка взаимодействия между компанией и Нижегородской областью… обеспечит снижение темпов роста тарифа до уровня инфляции (с 20 процентов до 6,4 процента)».

И в этом же документе есть откровенный намек: «В случае отказа власти Нижегородской области окажутся в роли «стороннего наблюдателя» при создании и дальнейшей деятельности пригородной компании». Напомню, Владимирская область уже оказалась в «роли стороннего наблюдателя»…

К чему это приведет, неизвестно. Официально владимирские руководители железнодорожного ведомства возможные перспективы не комментируют: «У нас требуется все согласовывать с руководством дороги». Но приватно мне рассказали, что летом в «белом доме» проходило совещание, на котором работники транспорта ставили острые вопросы. Но поскольку губернатор был в отпуске, то никаких принципиальных решений так и не приняли.

Так что, дорогие земляки, будьте готовы к росту тарифов «выше уровня инфляции» и «чувству локтя» соседа в поезде Владимир-Тумская и в других до боли знакомых «тарзанах».
Виталий КЕПИН.
Фото: Владимир Филимонов.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости