Девять дней и долгие годы сотворения мира и Кидекши
14.09.2009 17:10 Рубрика: Общество
В туристические маршруты Владимира и Суздаля входит Кидекша - село, где на высоком берегу Каменки князь Юрий Долгорукий воздвиг первый в Северо-Восточной Руси белокаменный храм, освященный во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
В 1992 году храм был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Начатые в церкви в 1994 году реставрационные работы прекратились из-за отсутствия финансирования. Состояние храма было критическим - появились трещины на внутреннем столбе и на фасадах, нуждалась в укреплении белокаменная кладка наружных стен. И лишь в 2004-м финансирование реставрации возобновилось. Были укреплены фундаменты. Разрушающиеся столб и алтарные апсиды были стянуты металлическими конструкциями. Наконец, наступила пора придать храму и достойный вид, приличествующий памятнику Всемирного наследия. О тонкостях реставрации и сделанных в ходе этих работ открытиях журналистам рассказали генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова и научный руководитель реставрационных работ профессор Александр Скворцов.
Когда с внутренних сводов, стен и столбов был снят толстый слой штукатурки XIX века, обнаружились фрески XII века. На южном столбе открылся вырезанный строителями храма крест, упирающийся в Голгофу с черепом Адама - трогательное свидетельство глубокой веры создателей церкви.
Много нареканий искусствоведов было к покрытию наружных стен церкви толстым слоем побелки, который скрывал фактуру белого камня. Сейчас уже очищены от побелки и грязи апсиды храма. Реставраторы с помощью спектрального анализа установили состав, которым покрывали стены древние строители: смесь белокаменной муки с известкой - более высокая по плотности, чем сам белый камень. Покрытие проникает в верхний слой камня, делая его более прочным, и не скрывает его фактуру и цветность. Стены смотрятся «живыми». После этого на камень наносится еще один прозрачный слой, защищающий стены от сырости и загрязнений. Уже очищен камень и на южном фасаде храма.
В притворе XIX века ведутся работы по реставрации фресок на своде - девяти медальонов композиции «Сотворение мира» - изображающих Адама и Еву в раю и их последующее изгнание. «Эти фрески, написанные в хорошем примитивном стиле - непреходящая ценность», - считает профессор Скворцов.
К храму ведет тропа, вымощенная каменными плитами. Оборудована парковка для туристского транспорта. Следующие этапы реставрационных работ - установка системы энергоснабжения, необходимой для поддержания температурно-влажностного режима и освещения памятника, реставрация фресок, полов, художественная подсветка.
Римма СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
В 1992 году храм был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Начатые в церкви в 1994 году реставрационные работы прекратились из-за отсутствия финансирования. Состояние храма было критическим - появились трещины на внутреннем столбе и на фасадах, нуждалась в укреплении белокаменная кладка наружных стен. И лишь в 2004-м финансирование реставрации возобновилось. Были укреплены фундаменты. Разрушающиеся столб и алтарные апсиды были стянуты металлическими конструкциями. Наконец, наступила пора придать храму и достойный вид, приличествующий памятнику Всемирного наследия. О тонкостях реставрации и сделанных в ходе этих работ открытиях журналистам рассказали генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова и научный руководитель реставрационных работ профессор Александр Скворцов.
Когда с внутренних сводов, стен и столбов был снят толстый слой штукатурки XIX века, обнаружились фрески XII века. На южном столбе открылся вырезанный строителями храма крест, упирающийся в Голгофу с черепом Адама - трогательное свидетельство глубокой веры создателей церкви.
Много нареканий искусствоведов было к покрытию наружных стен церкви толстым слоем побелки, который скрывал фактуру белого камня. Сейчас уже очищены от побелки и грязи апсиды храма. Реставраторы с помощью спектрального анализа установили состав, которым покрывали стены древние строители: смесь белокаменной муки с известкой - более высокая по плотности, чем сам белый камень. Покрытие проникает в верхний слой камня, делая его более прочным, и не скрывает его фактуру и цветность. Стены смотрятся «живыми». После этого на камень наносится еще один прозрачный слой, защищающий стены от сырости и загрязнений. Уже очищен камень и на южном фасаде храма.
В притворе XIX века ведутся работы по реставрации фресок на своде - девяти медальонов композиции «Сотворение мира» - изображающих Адама и Еву в раю и их последующее изгнание. «Эти фрески, написанные в хорошем примитивном стиле - непреходящая ценность», - считает профессор Скворцов.
К храму ведет тропа, вымощенная каменными плитами. Оборудована парковка для туристского транспорта. Следующие этапы реставрационных работ - установка системы энергоснабжения, необходимой для поддержания температурно-влажностного режима и освещения памятника, реставрация фресок, полов, художественная подсветка.
Римма СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru