Директор образцовой школы
17.08.2009 13:20 Рубрика: Общество
«Я напротив школы живу, она прямо перед моими окнами стоит. Вы любого спросите, вам мой дом покажут», - объясняла по телефону, как к ней проехать, постоянная читательница «М» Маргарита Дмитриевна Малышева. В микрорайоне Оргтруд с населением в пять тысяч человек председателя совета ветеранов, 27 лет проработавшую в школе директором и 10 лет завучем, действительно знают все.
Тем более, что школа была построена благодаря ее стараниям.
Старая школа в рабочем поселке Оргтруд Камешковского района в 60-х годах прошлого века не только обветшала, но и стала тесноватой с ростом рождаемости - дети учились в три смены. Маргарита Дмитриевна о строительстве нового здания хлопотала всюду. Выступала на райкомовских и обкомовских заседаниях, ее «обрезали», а она, как в пьесе Островского, парировала, что просит не для супружницы шаль, а школу новую. И аргументировала свои выступления собранными документами: сколько учеников из-за неудовлетворительного состояния классов с искривлениями позвоночника, сколько с испорченным зрением. Наконец решила вместе с родителями учеников дойти до Москвы, до Верховного Совета - Маргарита Дмитриевна всегда действовала по принципу, что если в одну дверь не пускают, нужно искать другую. Так ее дедушка учил.
Чтобы попасть на прием, оргтрудовцы приурочили свою поездку к сессии. Тут все было, как у Некрасова, уточняет Малышева: «И пошли они, солнцем палимы». Ходоки заняли оборону у парадного подъезда, куда их, конечно, не впустили. «А у нас не зря название поселка - Организованный Труд, мы и сели организованно на ступенечках, разложили яички, помидорчики. Охранник звонит, что мы не уходим, и нас в перерыве позвали», - с юмором рассказывает Маргарита Дмитриевна. На высшем уровне вопрос, наконец, решился. Тогда во Владимире должны были начать строить 36 школу, а из Москвы позвонили, что деньги нужно перебросить в Оргтруд. И построили в поселке школу «самую лучшую», на 964 места. Учеников было 1900, и школа стала работать не в три, а в две смены.
Создали школьный музей, где отражена история поселка и самой школы, выпускники которой стали известными людьми. Есть Герой Советского Союза, есть ученый-академик, работавший с конструктором Королевым и ставший изобретателем космического скафандра. Директора образцовой школы посылали обмениваться опытом за границу, и она в годы социализма побывала в Польше и Чехословакии. Рядом со школой - Малышева добилась - построили два учительских дома, а в школу провели газ.
«Я обманом сюда заманила проектировщиков Владимиргражданпроекта - послала им письма в организацию, чтобы явились в назначенный день в такой-то час, - рассказывает Маргарита Дмитриевна. - Они приехали, я им доложила, что нужно трубу увеличить в сечении и делать проект, и чтобы через месяц все было готово. Они все осмотрели, записали. А потом, когда я их на обед позвала, стали допытываться, кто же их вызвал в приказном порядке. Я и призналась, что я и вызвала. Они так смеялись, но все сделали».
Директора Малышеву знали все областные руководители, не говоря о районных. Ближе к концу года она ехала в финуправление - просила, чтобы не освоенные другими школами средства, которые бы просто с области сняли, перебросили в Оргтруд.
Маргарита Дмитриевна считает себя счастливой и в семейной жизни: вырастила двух дочерей. У нее пять внуков и шесть правнуков. Детей младшей дочери, рано умершей, она воспитала сама, и теперь они заботятся о бабушке, даже белье ей стирают. Правда, и она до сих пор, по привычке, готовит на всю большую семью, хотя живет одна - чтобы накормить всех, кто придет.
Ритуля, как называли ее в детстве, родилась во Владимире, на Зеленой улице. А когда ей было три года, ее бабушку, «красного директора» Елену Ивановну Чиркову, направили в Оргтруд директором школы, но она отказалась: образования у нее было четыре класса, как она могла себе позволить руководить педагогами-профессионалами? Бабушку тогда назначили руководителем яслей-сада. Когда началась война, Рите было 15 лет. Из-за плохого зрения ее не послали, как одноклассников, работать на фабрику, а направили в ясли. После войны она поступила в учительский институт, где подружилась с Игорем Дудкиным (потом преподавателем Владимирского пединститута, ныне активным читателем «М»). Перед распределением он, вспоминает Маргарита Дмитриевна, забеспокоился: а вдруг их пошлют туда, где не будет специализированной литературы, и предложил изучить иностранные политические термины - такие, как «милитаризм». И выучить историю города Владимира и его улицы и старинные здания. Маргариту распределили в Хабаровский край, потом были годы работы на Камчатке. Тогда она начала писать рассказы, о которых одобрительно отозвался Сергей Никитин. Писала о своих учениках, об участниках войны. Сейчас у нее уже почти готова повесть с названием «Выбор» - уже не документальная, а художественная.
Маргарита Дмитриевна говорит, что и во времена кризиса нужно тоже сделать правильный выбор: выращивать свои продукты и осваивать новые профессии. Ее внуки научились многое делать своими руками, хотя все с высшим образованием. А учительнице Малышевой из династии педагогов, «вместившей тысячу лет» (так про нее написали в одном сборнике), до сих пор есть до всего дело, и она обязательно вмешивается, если где-то видит несправедливость. Вот построили под самыми окнами учительских домов гараж. «Разве так можно - себе одному хорошо, а на других наплевать? Мы судимся, чтобы все было по закону. А в вашей газете консультацию прочитали. Она нам очень помогла», - говорит Маргарита Дмитриевна. Ей не дашь ее возраста - худенькая, с милым лицом, в очках с толстыми стеклами, она светится добротой.
Кира МАРТОВА.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.
Тем более, что школа была построена благодаря ее стараниям.
Старая школа в рабочем поселке Оргтруд Камешковского района в 60-х годах прошлого века не только обветшала, но и стала тесноватой с ростом рождаемости - дети учились в три смены. Маргарита Дмитриевна о строительстве нового здания хлопотала всюду. Выступала на райкомовских и обкомовских заседаниях, ее «обрезали», а она, как в пьесе Островского, парировала, что просит не для супружницы шаль, а школу новую. И аргументировала свои выступления собранными документами: сколько учеников из-за неудовлетворительного состояния классов с искривлениями позвоночника, сколько с испорченным зрением. Наконец решила вместе с родителями учеников дойти до Москвы, до Верховного Совета - Маргарита Дмитриевна всегда действовала по принципу, что если в одну дверь не пускают, нужно искать другую. Так ее дедушка учил.
Чтобы попасть на прием, оргтрудовцы приурочили свою поездку к сессии. Тут все было, как у Некрасова, уточняет Малышева: «И пошли они, солнцем палимы». Ходоки заняли оборону у парадного подъезда, куда их, конечно, не впустили. «А у нас не зря название поселка - Организованный Труд, мы и сели организованно на ступенечках, разложили яички, помидорчики. Охранник звонит, что мы не уходим, и нас в перерыве позвали», - с юмором рассказывает Маргарита Дмитриевна. На высшем уровне вопрос, наконец, решился. Тогда во Владимире должны были начать строить 36 школу, а из Москвы позвонили, что деньги нужно перебросить в Оргтруд. И построили в поселке школу «самую лучшую», на 964 места. Учеников было 1900, и школа стала работать не в три, а в две смены.
Создали школьный музей, где отражена история поселка и самой школы, выпускники которой стали известными людьми. Есть Герой Советского Союза, есть ученый-академик, работавший с конструктором Королевым и ставший изобретателем космического скафандра. Директора образцовой школы посылали обмениваться опытом за границу, и она в годы социализма побывала в Польше и Чехословакии. Рядом со школой - Малышева добилась - построили два учительских дома, а в школу провели газ.
«Я обманом сюда заманила проектировщиков Владимиргражданпроекта - послала им письма в организацию, чтобы явились в назначенный день в такой-то час, - рассказывает Маргарита Дмитриевна. - Они приехали, я им доложила, что нужно трубу увеличить в сечении и делать проект, и чтобы через месяц все было готово. Они все осмотрели, записали. А потом, когда я их на обед позвала, стали допытываться, кто же их вызвал в приказном порядке. Я и призналась, что я и вызвала. Они так смеялись, но все сделали».
Директора Малышеву знали все областные руководители, не говоря о районных. Ближе к концу года она ехала в финуправление - просила, чтобы не освоенные другими школами средства, которые бы просто с области сняли, перебросили в Оргтруд.
Маргарита Дмитриевна считает себя счастливой и в семейной жизни: вырастила двух дочерей. У нее пять внуков и шесть правнуков. Детей младшей дочери, рано умершей, она воспитала сама, и теперь они заботятся о бабушке, даже белье ей стирают. Правда, и она до сих пор, по привычке, готовит на всю большую семью, хотя живет одна - чтобы накормить всех, кто придет.
Ритуля, как называли ее в детстве, родилась во Владимире, на Зеленой улице. А когда ей было три года, ее бабушку, «красного директора» Елену Ивановну Чиркову, направили в Оргтруд директором школы, но она отказалась: образования у нее было четыре класса, как она могла себе позволить руководить педагогами-профессионалами? Бабушку тогда назначили руководителем яслей-сада. Когда началась война, Рите было 15 лет. Из-за плохого зрения ее не послали, как одноклассников, работать на фабрику, а направили в ясли. После войны она поступила в учительский институт, где подружилась с Игорем Дудкиным (потом преподавателем Владимирского пединститута, ныне активным читателем «М»). Перед распределением он, вспоминает Маргарита Дмитриевна, забеспокоился: а вдруг их пошлют туда, где не будет специализированной литературы, и предложил изучить иностранные политические термины - такие, как «милитаризм». И выучить историю города Владимира и его улицы и старинные здания. Маргариту распределили в Хабаровский край, потом были годы работы на Камчатке. Тогда она начала писать рассказы, о которых одобрительно отозвался Сергей Никитин. Писала о своих учениках, об участниках войны. Сейчас у нее уже почти готова повесть с названием «Выбор» - уже не документальная, а художественная.
Маргарита Дмитриевна говорит, что и во времена кризиса нужно тоже сделать правильный выбор: выращивать свои продукты и осваивать новые профессии. Ее внуки научились многое делать своими руками, хотя все с высшим образованием. А учительнице Малышевой из династии педагогов, «вместившей тысячу лет» (так про нее написали в одном сборнике), до сих пор есть до всего дело, и она обязательно вмешивается, если где-то видит несправедливость. Вот построили под самыми окнами учительских домов гараж. «Разве так можно - себе одному хорошо, а на других наплевать? Мы судимся, чтобы все было по закону. А в вашей газете консультацию прочитали. Она нам очень помогла», - говорит Маргарита Дмитриевна. Ей не дашь ее возраста - худенькая, с милым лицом, в очках с толстыми стеклами, она светится добротой.
Кира МАРТОВА.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru