Торговать по закону
28.07.2009 16:30 Рубрика: Общество
Идеи о государственном регулировании торговли высказываются в нашем обществе давно. Их сторонники - прежде всего производители продуктов питания. До последнего времени законопроект (точнее - разные его варианты, подготовленные Госдумой, правительством и несколькими негосударственными организациями) лежал под сукном. Но вот 24 июня премьер Путин заявил, что через десять дней его необходимо внести на рассмотрение в парламент.
Думается, что многие люди, следящие за экономической жизнью страны, помнят этот день. Видеокадры с совещания, посвящённого проекту федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» обошли все телеканалы, а канал «Вести» даже транслировал встречу власти, производителей и владельцев торговых сетей в прямом эфире. Главное, чего просил Путин, - соблюдение баланса интересов всех звеньев цепочки: от производителей до потребителей.
- У каждого участника процесса товародвижения - своя правда, - заявил премьер.
Производители высказались против бонусов, которые требуют с них торговцы за вхождение товара в сеть, и пожаловались на задержки платежей за поставленные товары. Сетевикам не нравится, что на них слишком сильно давят налоги и Федеральная антимонопольная служба. А ведь при отсутствии прибыли нельзя развиваться: открывать новые магазины и строить оптово-логистические центры.
Торгово-промышленная палата Владимирской области предоставила редакции «М» законопроект, который обсуждался на совещании 24 июня. Следует сразу отметить, что взаимоотношение производителей и ритейлеров - далеко не единственный аспект, который он затрагивает. Во-первых, документ определяет основные торговые понятия (стационарный торговый объект, торговая сеть, развозная торговля и др.). Во-вторых, - разграничивает и детализирует права и обязанности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере торговли. В-третьих, - регламентирует антимонопольное и техническое регулирование. В-четвёртых, - определяет «особенности отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и отечественными производителями продовольственных товаров». В основном, это - недопустимость задержек платежей за поставленные товары. Максимальный срок оплаты - 30 дней, по социально значимым товарам - 14 дней. Неустойка - одна трёхсотая ставки рефинансирования Центробанка за день просрочки. Такую же ответственность несёт и поставщик за задержку поставки. Правила вхождения в сеть должны быть вывешены на сайте сети или в торговых залах (видимо, это и есть намёк на отмену бонусов, потому что больше о них ни слова).
Документ дорабатывался больше отпущенных премьером десяти дней, и в Госдуму его внесли перед самым уходом депутатов на каникулы. Кардинальной переделке подвергся раздел, посвящённый взаимоотношениям производителей и торговцев. Прежде всего, авторы дифференцировали сроки оплаты поставленных товаров, в целом их увеличив и привязав к нормативным срокам реализации. Так, товары, срок годности которых менее десяти дней, а также замороженное мясо нужно оплатить в течение десяти рабочих дней. Следующая категория (по аналогии) - до тридцати дней, потом - до сорока пяти. Алкоголь, табачная продукция и консервы - до семидесяти пяти дней. Но при этом штраф за просрочку платежей в проекте не прописан.
Внесли в документ и запрет на «бонусы». Приведём цитату: «Запрещается навязывать контрагенту условия, предусматривающие внесение хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки товаров, платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть». Но при этом есть и другой пунктик, говорящий о неких «премиях», выплачиваемых «покупателю в связи с приобретением покупателем у поставщика определённого количества продовольственных товаров». Возможно, «бонусы» просто хотят подать под другим соусом? В проекте также сказано, что органы власти и производители товаров должны в обязательном порядке оплачивать размещение в торговых залах объявлений и рекламной информации.
Однако однозначно сказать, что законопроект скорректирован в угоду ритейлерам, нельзя. Он запрещает им требовать плату с поставщиков «за изменение ассортимента товаров» и за нереализованный товар. Сетевикам также запрещают открывать новые магазины в тех городских округах и муниципальных районах, где их доля товарооборота превышает 25%.
В проекте закона чётко прописано, что определение цены на товар - полное право продавца. Власти не могут ограничивать торговые наценки. Их функции - создание благоприятных условий для развития торговли и контроль над ней. Органы местного самоуправления будут разрабатывать схемы размещения объектов торговли, поддерживать потребительские кооперативы, закупающие продукты на селе, и создадут «целевые программы развития торговли». С полным текстом можно познакомиться на сайте Министерства экономического развития и торговли.
Законодатели рассмотрят проект в лучшем случае осенью. Если его одобрят, он вступит в силу с 1 января 2010 года.
Думается, что многие люди, следящие за экономической жизнью страны, помнят этот день. Видеокадры с совещания, посвящённого проекту федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» обошли все телеканалы, а канал «Вести» даже транслировал встречу власти, производителей и владельцев торговых сетей в прямом эфире. Главное, чего просил Путин, - соблюдение баланса интересов всех звеньев цепочки: от производителей до потребителей.
- У каждого участника процесса товародвижения - своя правда, - заявил премьер.
Производители высказались против бонусов, которые требуют с них торговцы за вхождение товара в сеть, и пожаловались на задержки платежей за поставленные товары. Сетевикам не нравится, что на них слишком сильно давят налоги и Федеральная антимонопольная служба. А ведь при отсутствии прибыли нельзя развиваться: открывать новые магазины и строить оптово-логистические центры.
Торгово-промышленная палата Владимирской области предоставила редакции «М» законопроект, который обсуждался на совещании 24 июня. Следует сразу отметить, что взаимоотношение производителей и ритейлеров - далеко не единственный аспект, который он затрагивает. Во-первых, документ определяет основные торговые понятия (стационарный торговый объект, торговая сеть, развозная торговля и др.). Во-вторых, - разграничивает и детализирует права и обязанности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере торговли. В-третьих, - регламентирует антимонопольное и техническое регулирование. В-четвёртых, - определяет «особенности отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и отечественными производителями продовольственных товаров». В основном, это - недопустимость задержек платежей за поставленные товары. Максимальный срок оплаты - 30 дней, по социально значимым товарам - 14 дней. Неустойка - одна трёхсотая ставки рефинансирования Центробанка за день просрочки. Такую же ответственность несёт и поставщик за задержку поставки. Правила вхождения в сеть должны быть вывешены на сайте сети или в торговых залах (видимо, это и есть намёк на отмену бонусов, потому что больше о них ни слова).
Документ дорабатывался больше отпущенных премьером десяти дней, и в Госдуму его внесли перед самым уходом депутатов на каникулы. Кардинальной переделке подвергся раздел, посвящённый взаимоотношениям производителей и торговцев. Прежде всего, авторы дифференцировали сроки оплаты поставленных товаров, в целом их увеличив и привязав к нормативным срокам реализации. Так, товары, срок годности которых менее десяти дней, а также замороженное мясо нужно оплатить в течение десяти рабочих дней. Следующая категория (по аналогии) - до тридцати дней, потом - до сорока пяти. Алкоголь, табачная продукция и консервы - до семидесяти пяти дней. Но при этом штраф за просрочку платежей в проекте не прописан.
Внесли в документ и запрет на «бонусы». Приведём цитату: «Запрещается навязывать контрагенту условия, предусматривающие внесение хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки товаров, платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть». Но при этом есть и другой пунктик, говорящий о неких «премиях», выплачиваемых «покупателю в связи с приобретением покупателем у поставщика определённого количества продовольственных товаров». Возможно, «бонусы» просто хотят подать под другим соусом? В проекте также сказано, что органы власти и производители товаров должны в обязательном порядке оплачивать размещение в торговых залах объявлений и рекламной информации.
Однако однозначно сказать, что законопроект скорректирован в угоду ритейлерам, нельзя. Он запрещает им требовать плату с поставщиков «за изменение ассортимента товаров» и за нереализованный товар. Сетевикам также запрещают открывать новые магазины в тех городских округах и муниципальных районах, где их доля товарооборота превышает 25%.
В проекте закона чётко прописано, что определение цены на товар - полное право продавца. Власти не могут ограничивать торговые наценки. Их функции - создание благоприятных условий для развития торговли и контроль над ней. Органы местного самоуправления будут разрабатывать схемы размещения объектов торговли, поддерживать потребительские кооперативы, закупающие продукты на селе, и создадут «целевые программы развития торговли». С полным текстом можно познакомиться на сайте Министерства экономического развития и торговли.
Законодатели рассмотрят проект в лучшем случае осенью. Если его одобрят, он вступит в силу с 1 января 2010 года.
Роман КОМОВ.