Бабушки против КГБ
15.06.2009 16:50 Рубрика: Общество
Право на свободу вероисповедания в СССР отстояли не диссиденты и священнослужители, а скромные воспитатели внуков и правнуков
Не так давно состоялось заседание Священного Синода РПЦ в Санкт-Петербурге, в возвращенном здании дореволюционного Святейшего Синода, на котором решались многие серьезные вопросы, в том числе и кадровые. Сегодня новый руководитель РПЦ серьезно занимается формированием собственной «команды». Некоторые ключевые должности уже заняли ее представители на предыдущем Синоде. Новый управделами (точнее, пока еще и. о.) архиепископ Саранский Варсонофий заявил, что одной из главных задач будет омоложение епископата. Должность главы отдела внешних связей занял 42-летний Иларион, возведенный в Пасхальные дни в сан архиепископа. В первую же ночь после Пасхи он стал героем одной из ТВ-передач. Обаятельный интеллектуал, в прошлом профессиональный музыкант, и ныне пишущий церковную музыку, владыка Иларион говорил и на тему праздника - Воскресения Христова, и отвечал на довольно острые вопросы. В том числе о взаимоотношениях церкви с КГБ. Оказалось, что владыка Иларион был рукоположен в священный сан в 1987 году в Литве и избежал там тесного общения с чекистами, будучи пропущен в духовенство по недосмотру уполномоченного, которого перехитрил местный архиерей, сославшийся на свой преклонный возраст. А вскоре пришли другие времена... Для многих телезрителей и читателей такие понятия как «уполномоченный» и даже «чекисты» (как «кураторы» Церкви) ни о чем не говорят. А ведь Церковь получила свободу всего-то двадцать лет назад, а лишилась «опекунов» еще позже.
«Опекуны» и «попечители»
При советской власти компартия вменяла КГБ и «попечительство» над инакомыслящими. В их числе были все активно верующие не в коммунизм. Для борьбы с Церковью создали специальный отдел КГБ. Соприкосновение советского человека с Церковью контролировалось от колыбели до могилы. На смену варварским методам, таким как уничтожение храмов и монастырей, пришли более утонченные и изощренные. Принесли крестить ребенка - извольте предъявить паспорта родителей. Специально назначенная властью бабушка из церковного совета отнесет данные в исполком. А там проведут расследование - кто это там такие несознательные граждане, которых надо воспитывать, а то и наказывать (если это военные, педагоги, врачи)!
Вся система воспитания и образования в советском государстве была построена на атеизме. И все равно через эти железобетонные стены пробивались ростки веры. Дети тайно крестились благодаря бабушкам, сумевшим упросить не требовать в церкви документы, узнавали первые молитвы от бабушек, произносивших их на память (ни о каких массовых изданиях церковной литературы, когда Библия объявлялась антисоветчиной, речи не шло). Затем - первые азы веры, первые походы в церковь (якобы сопроводить старенькую бабушку). Подростку надо уже что-то большее! «Внучек, подойди к батюшке!». Но вот вам случай из той жизни. Батюшка, очень заслуженный, добрым вкрадчивым голосом говорит мальчику: «Милый, а что ты пришел сюда, здесь ведь одни старушки, тебе надо к ребятам, ведь и в комсомол будешь вступать. Проводил бабушку - и беги, потом встретишь...»
Почерки бурсы
И здесь на помощь приходили радиоголоса. Сквозь вой глушилок «продвинутые» верующие молодые люди ловили каждое слово религиозных передач Би-би-си, «Голоса Америки» и «Радио Свобода». А самые смелые пользовались «сам» - и «там»-издатом - кто ищет, тот найдет. И все время свою веру надо было скрывать. Иначе не получить высшего образования: бывало, верующих студентов, «обнаруживших себя», выгоняли с последних курсов вузов. В храм открыто не пойдешь - кругом осведомители, на Пасху - кордоны из активных комсомольцев. Повенчаться могли только дети духовенства или те, кто не помышлял ни о какой карьере в советском государстве.
Но, допустим, верующий молодой человек умудрился себя не рассекретить и решил стать священником. Для этого ему лучше было быть рабочим, отслужившим в Советской Армии, имевшим в знакомых батюшку, который напишет рекомендацию. Затем лучше уйти в отпуск и, чтобы никто не знал, поехать подавать документы. Как только оказался в семинарии, последуют визиты чекистов с расспросами на работу, к соседям и родственникам... Так что готовиться ко всему нужно было заранее. Семинария - это отдельная песня. Главное было, если уж идти к намеченной цели, - поменьше болтать (везде «уши») и больше слушать, пользоваться семинарской библиотекой в полной мере, заводить связи. Бывало, преподаватели, примечавшие толковых верующих ребят, говорили им «не для записи» то, что выходило за границы программы. И вот учеба позади, выпускника семинарии ждет епархия. Однако больше, чем архиерей, кандидата в священный сан ждал уполномоченный по делам религий, «око и ухо» атеистического государства. Сначала для того, чтобы не допустить до рукоположения - уговорить уйти «в мир», обхитрить, запугать кандидата, пообещать неприятности архиерею и т. д. Получилось - кандидат будет скитаться по епархиям пока либо не надоест, либо не найдется смелый архиерей, не побоявшийся его взять в клир.
Путевка в жизнь
И вот рукоположение свершилось. Направляют на приход молодого священника указом архиерея. Однако настоящую «путевку в жизнь» - так называемую «регистрацию» - выдавал уполномоченный. От него молодой священник и получал последнее напутствие: поменьше торчи на приходе, почаще выезжай в город, веди культурную жизнь в театрах, ресторанах и т. д. При этом недоговаривалось: а уж мы за тобой присмотрим - чтобы молодежь к тебе в церковь не приходила, крещений чтоб поменьше, религиозность народа чтоб не росла. Если что, пригрозим лишением регистрации - и здесь уже никто не поможет. Для начала предупредят через архиерея не в меру ретивого батюшку, не поймет - деревень много, а уж если и там не успокоится, то отправят на «гражданку» с волчьим билетом.
Закусить со старостой…
На приходе церковный совет во главе со старостой объяснял правила поведения: веди себя хорошо, и тебе будет хорошо. И домик могут дать в пользование, и деньгами не обидят. Не затягивай службу (покороче говори проповеди), крести и венчай только в положенное время, не договаривайся совершать требы без документов, не отрывайся от коллектива (выпить-закусить со старостой приветствовалось, потом с «крючка» не слезешь). А за это налог тебе оплатим (который составлял 40 % от зарплаты), и с «праздничными» будет все в порядке. Не хочешь - как хочешь, рычагов воздействия предостаточно. Бывали и другие методы, особенно в городских соборах. Вызывали батюшку в военкомат, там ожидал старший офицер госбезопасности, который объяснял политику партии и склонял к сотрудничеству - посулами («тебе в академию поступать, карьеру делать») или угрозами («тебе с семьей в деревне-то не хочется оказаться»). В чем это сотрудничество заключалось? Информировать в основном об обстановке среди собратьев, прислушиваться, не ведутся ли антисоветские разговоры... Кто и как прошел или не прошел эти испытания - знает только Бог. Скажем только, что умные и подкованные батюшки имели свой запас «контрмер».
Кувыркколлегия
В 90-х годах по инициативе небезызвестного Глеба Якунина была создана комиссия по расследованию связи священнослужителей (в первую очередь епископата) с КГБ. Честно говоря, кроме как потешной ее не назовешь.
Во-первых, получалось, что младшие, по Якунину «незапятнанные», епископы должны были обличать старших, в том числе «синодалов». Где же церковная дисциплина и субординация? Во-вторых, можно ли было вообще делать какие-либо выводы на основе рассекреченных отчетов в КГБ того или иного священнослужителя под неким псевдонимом? Комиссия эта благополучно прекратила существование, не представив никаких документов.
* * *
Многое с той поры изменилось, да и государство теперь другое. Нет уже ни уполномоченных, ни других «кураторов». Некоторые их методы благополучно используются уже духовным начальством, например, переводы с прихода на приход как способ «смирения» ( или усмирения).
Зачем вспоминать прошлое? - Просто без его знания трудно разобраться в настоящем и предвидеть кое-что в будущем.
Мария Павлова.
Не так давно состоялось заседание Священного Синода РПЦ в Санкт-Петербурге, в возвращенном здании дореволюционного Святейшего Синода, на котором решались многие серьезные вопросы, в том числе и кадровые. Сегодня новый руководитель РПЦ серьезно занимается формированием собственной «команды». Некоторые ключевые должности уже заняли ее представители на предыдущем Синоде. Новый управделами (точнее, пока еще и. о.) архиепископ Саранский Варсонофий заявил, что одной из главных задач будет омоложение епископата. Должность главы отдела внешних связей занял 42-летний Иларион, возведенный в Пасхальные дни в сан архиепископа. В первую же ночь после Пасхи он стал героем одной из ТВ-передач. Обаятельный интеллектуал, в прошлом профессиональный музыкант, и ныне пишущий церковную музыку, владыка Иларион говорил и на тему праздника - Воскресения Христова, и отвечал на довольно острые вопросы. В том числе о взаимоотношениях церкви с КГБ. Оказалось, что владыка Иларион был рукоположен в священный сан в 1987 году в Литве и избежал там тесного общения с чекистами, будучи пропущен в духовенство по недосмотру уполномоченного, которого перехитрил местный архиерей, сославшийся на свой преклонный возраст. А вскоре пришли другие времена... Для многих телезрителей и читателей такие понятия как «уполномоченный» и даже «чекисты» (как «кураторы» Церкви) ни о чем не говорят. А ведь Церковь получила свободу всего-то двадцать лет назад, а лишилась «опекунов» еще позже.
«Опекуны» и «попечители»
При советской власти компартия вменяла КГБ и «попечительство» над инакомыслящими. В их числе были все активно верующие не в коммунизм. Для борьбы с Церковью создали специальный отдел КГБ. Соприкосновение советского человека с Церковью контролировалось от колыбели до могилы. На смену варварским методам, таким как уничтожение храмов и монастырей, пришли более утонченные и изощренные. Принесли крестить ребенка - извольте предъявить паспорта родителей. Специально назначенная властью бабушка из церковного совета отнесет данные в исполком. А там проведут расследование - кто это там такие несознательные граждане, которых надо воспитывать, а то и наказывать (если это военные, педагоги, врачи)!
Вся система воспитания и образования в советском государстве была построена на атеизме. И все равно через эти железобетонные стены пробивались ростки веры. Дети тайно крестились благодаря бабушкам, сумевшим упросить не требовать в церкви документы, узнавали первые молитвы от бабушек, произносивших их на память (ни о каких массовых изданиях церковной литературы, когда Библия объявлялась антисоветчиной, речи не шло). Затем - первые азы веры, первые походы в церковь (якобы сопроводить старенькую бабушку). Подростку надо уже что-то большее! «Внучек, подойди к батюшке!». Но вот вам случай из той жизни. Батюшка, очень заслуженный, добрым вкрадчивым голосом говорит мальчику: «Милый, а что ты пришел сюда, здесь ведь одни старушки, тебе надо к ребятам, ведь и в комсомол будешь вступать. Проводил бабушку - и беги, потом встретишь...»
Почерки бурсы
И здесь на помощь приходили радиоголоса. Сквозь вой глушилок «продвинутые» верующие молодые люди ловили каждое слово религиозных передач Би-би-си, «Голоса Америки» и «Радио Свобода». А самые смелые пользовались «сам» - и «там»-издатом - кто ищет, тот найдет. И все время свою веру надо было скрывать. Иначе не получить высшего образования: бывало, верующих студентов, «обнаруживших себя», выгоняли с последних курсов вузов. В храм открыто не пойдешь - кругом осведомители, на Пасху - кордоны из активных комсомольцев. Повенчаться могли только дети духовенства или те, кто не помышлял ни о какой карьере в советском государстве.
Но, допустим, верующий молодой человек умудрился себя не рассекретить и решил стать священником. Для этого ему лучше было быть рабочим, отслужившим в Советской Армии, имевшим в знакомых батюшку, который напишет рекомендацию. Затем лучше уйти в отпуск и, чтобы никто не знал, поехать подавать документы. Как только оказался в семинарии, последуют визиты чекистов с расспросами на работу, к соседям и родственникам... Так что готовиться ко всему нужно было заранее. Семинария - это отдельная песня. Главное было, если уж идти к намеченной цели, - поменьше болтать (везде «уши») и больше слушать, пользоваться семинарской библиотекой в полной мере, заводить связи. Бывало, преподаватели, примечавшие толковых верующих ребят, говорили им «не для записи» то, что выходило за границы программы. И вот учеба позади, выпускника семинарии ждет епархия. Однако больше, чем архиерей, кандидата в священный сан ждал уполномоченный по делам религий, «око и ухо» атеистического государства. Сначала для того, чтобы не допустить до рукоположения - уговорить уйти «в мир», обхитрить, запугать кандидата, пообещать неприятности архиерею и т. д. Получилось - кандидат будет скитаться по епархиям пока либо не надоест, либо не найдется смелый архиерей, не побоявшийся его взять в клир.
Путевка в жизнь
И вот рукоположение свершилось. Направляют на приход молодого священника указом архиерея. Однако настоящую «путевку в жизнь» - так называемую «регистрацию» - выдавал уполномоченный. От него молодой священник и получал последнее напутствие: поменьше торчи на приходе, почаще выезжай в город, веди культурную жизнь в театрах, ресторанах и т. д. При этом недоговаривалось: а уж мы за тобой присмотрим - чтобы молодежь к тебе в церковь не приходила, крещений чтоб поменьше, религиозность народа чтоб не росла. Если что, пригрозим лишением регистрации - и здесь уже никто не поможет. Для начала предупредят через архиерея не в меру ретивого батюшку, не поймет - деревень много, а уж если и там не успокоится, то отправят на «гражданку» с волчьим билетом.
Закусить со старостой…
На приходе церковный совет во главе со старостой объяснял правила поведения: веди себя хорошо, и тебе будет хорошо. И домик могут дать в пользование, и деньгами не обидят. Не затягивай службу (покороче говори проповеди), крести и венчай только в положенное время, не договаривайся совершать требы без документов, не отрывайся от коллектива (выпить-закусить со старостой приветствовалось, потом с «крючка» не слезешь). А за это налог тебе оплатим (который составлял 40 % от зарплаты), и с «праздничными» будет все в порядке. Не хочешь - как хочешь, рычагов воздействия предостаточно. Бывали и другие методы, особенно в городских соборах. Вызывали батюшку в военкомат, там ожидал старший офицер госбезопасности, который объяснял политику партии и склонял к сотрудничеству - посулами («тебе в академию поступать, карьеру делать») или угрозами («тебе с семьей в деревне-то не хочется оказаться»). В чем это сотрудничество заключалось? Информировать в основном об обстановке среди собратьев, прислушиваться, не ведутся ли антисоветские разговоры... Кто и как прошел или не прошел эти испытания - знает только Бог. Скажем только, что умные и подкованные батюшки имели свой запас «контрмер».
Кувыркколлегия
В 90-х годах по инициативе небезызвестного Глеба Якунина была создана комиссия по расследованию связи священнослужителей (в первую очередь епископата) с КГБ. Честно говоря, кроме как потешной ее не назовешь.
Во-первых, получалось, что младшие, по Якунину «незапятнанные», епископы должны были обличать старших, в том числе «синодалов». Где же церковная дисциплина и субординация? Во-вторых, можно ли было вообще делать какие-либо выводы на основе рассекреченных отчетов в КГБ того или иного священнослужителя под неким псевдонимом? Комиссия эта благополучно прекратила существование, не представив никаких документов.
* * *
Многое с той поры изменилось, да и государство теперь другое. Нет уже ни уполномоченных, ни других «кураторов». Некоторые их методы благополучно используются уже духовным начальством, например, переводы с прихода на приход как способ «смирения» ( или усмирения).
Зачем вспоминать прошлое? - Просто без его знания трудно разобраться в настоящем и предвидеть кое-что в будущем.
Мария Павлова.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru