Карлсоны на нашу голову - Воздушные авантюристы приватизировали небеса и раздражают даже детей
12.05.2009 20:10 Рубрика: Общество
![](/images/2714.jpg)
Трое из них, оседлав техническое чудо - мотопарапланы («парашют с заплечным двигателем»), в солнечные деньки парят прямо над историческим центром. Самые смелые (а точнее - наглые) - чуть ли не касаясь куполов Успенского и Дмитриевского соборов, летают буквально над головами зевак, гуляющих в сквере им.Пушкина. Картина сия зело дивная, но, по меркам цивилизованного человека, - дикая! Полеты любых аппаратов над городами в большинстве стран запрещены. И даже в России, где законопослушание для многих - понятие абстрактно-чуждое, есть соответствующие нормативы. В частности, федеральные авиационные правила по производству полетов однозначно диктуют: летать над населенными пунктами нельзя!
Честно признаюсь: взяться за написание этой статьи меня заставила не любовь к Закону (да простят правоохранители!), а просьбы читателей. Живут они на улице Урицкого во Владимире - она тянется вдоль железной дороги под соборными холмами. И лихие полеты проходят как раз над крышами их домов. Говорит Валерия Б.:
- Летают эти «карлсоны», наверное, уже третий год. Взлетают они с коммунаровского поля за Клязьмой, а потом кружат над рекой и над нами. Сначала нам, а особенно детишкам, все это нравилось: разноцветные парапланы смотрятся, как большие бабочки. Потом, когда полеты стали регулярными, это стало раздражать. Выйти во двор или в сад (а на этой улице - частные дома - авт.) невозможно: от моторов так шумно, что трудно разговаривать. Приходится кричать. А еще элементарно страшно - вдруг у этого пилота что-нибудь откажет, и он свалится нам на головы? Детям своим грохотом они тоже уже надоели, мой сын даже кидает в летунов камнями. Но не попадает - высоко. А сосед - хотел стрелять из пневматической винтовки, хорошо, что жена его остановила. Все-таки в небе живой человек. Летают они в хорошую погоду вечерами и по выходным. В воскресенье две недели назад я звонила в службу «05» и даже, по совету мужа, дежурному ФСБ. Супруг сказал, что полеты над городом должны согласовываться с этой службой. Но результат ноль: полеты продолжаются. Наверное, ждут, когда случится ЧП...
За комментариями к этим совершенно новым конфликтам я обратился к председателю областной федерации сверхлегкой авиации (СЛА) Ирине Ефремовой. Она выразила солидарность с жалобами жителей:
- Проблема эта давно назрела. Нам самим приходится страдать от воздушных авантюристов. Закон запрещает летать над населенными пунктами, но соблюдают его требования только пилоты, входящие в федерацию. Но кроме них, есть «вольные» мотопарапланеристы, так называемые «пилоты выходного дня». Они нигде не зарегистрированы и открыто говорят: «Где хочу, там и летаю». Не знают эти горе-воздухоплаватели, что небо не прощает наплевательского отношения к писаным и неписаным правилам. Например, в Муроме один энтузиаст полетов по имени Владимир - в сущности, откровенный авантюрист. Однажды он летал над головами компании, отдыхающей на природе. Что там случилось, мы не знаем, может, он их стал раздражать. Один из парней бросил в мотопарапланериста мяч и попал в мотор. Винт разрушился, его осколок ударил в стоящий автомобиль. Летчик не разбился, но хозяин машины предъявил ему претензию на 5 тысяч рублей. Володя начал жаловаться: мол, я не виноват! Мы же его «успокоили»: твое счастье, что осколки винта не попали в человека. Они легко могли бы и убить… А в другой раз этот же пилот на соревнованиях во Владимире при взлете опять задел машину. Тут урон был уже в 30 тысяч рублей, но его погасила страховка. Поскольку участники официальных состязаний обязательно имеют и личную страховку, и полис ответственности перед третьими лицами. И я очень сомневаюсь, что парни, летающие над Владимиром, получили такие документы. Ибо «пилоты выходного дня» в принципе игнорируют все правила.
«По вине одного такого «летуна», - продолжает свой рассказ Ирина Ефремова, - однажды меня даже задержали военные. Когда мы проводили соревнования, он стал летать близ Семязинского аэродрома. Наверное, ни для кого не секрет, что там базируется и военная авиация. Поэтому все полеты нужно согласовывать с военными. Они подумали, что это наш участник… Еще пример с трагическим исходом. Лет восемь назад под Владимиром насмерть разбился парень, которого на дельтаплане «затаскивали» в небо на лебедке. Полеты организовывал один молодежный клуб, который сейчас расформирован. Наша федерация тогда проводила экспертизу разбившегося аппарата и самой организации полетов. Выявили массу нарушений. После аварии было расследование, но до суда дело не дошло. А сейчас бывший руководитель этого клуба купил мотопараплан и продолжает летать в «диком режиме».
...Рассказ И.Ефремовой можно дополнить напоминанием еще об одной летной аварии во владимирском небе. Года два назад под Киржачом разбилась столичная парашютистка. История эта послужила сюжетом телефильма на одном из центральных каналов. И там тоже никто из бизнесменов, организующих прыжки, не понес уголовного наказания.
Коммерческий подход к увлечению людей небом не сопровождается контролем за регламентом полетов. Не первый год в поле за Содышкой людей за деньги «катают» на лебедочных парапланах. С помощью лебедки вас могут забросить на высоту в полкилометра! По сообщениям в Интернете, там тоже случались аварии - обошлось без жертв, но горе-пилоты «приземлялись» в больнице.
Владимирские небесные «экстремалы» обсуждают в сети пролет на мотопараплане под… клязьменским мостом! В итоге дискуссии сошлись, что высоты не хватает. Можно, конечно, занять циничную позицию: хотят люди риска - пусть бьются, это их дело. Но проблема, создаваемая «карлсонами» над центром Владимира, касается не только бесшабашных летунов. Тут пора бы и власть употребить.
Вот только непонятно, кто это должен сделать. Солидная служба - ФСБ - вроде бы, достаточно плотно курирует легкомоторную авиацию. На соревнованиях один из пилотов рассказывал мне, как с ним общался чекист-оперативник. Он выяснил, где хранится летательный аппарат, винт от него и кто может воспользоваться им. Любопытство «органов» вполне понятно: они бдят на всякий антитеррористический случай. Вдруг какой-нибудь придурок поднимется в небо с гранатой в руках!
Ну а если серьезно, то очевидно, что с неба можно разглядеть любой стратегический объект и сфотографировать его в лучшем виде. Хотя бы тот же железнодорожный узел: «наши» вольные пилоты барражируют над ним свободно. И почему-то никого это не волнует. А попробуй достать фотоаппарат на вокзале - рискуешь пообщаться с милицейским патрулем, как однажды случилось с фотокором «М», которого даже посадили в «обезьянник».
Речь об этом объекте я завел постольку, поскольку председатель федерации СЛА полагает, что контроль за дикими полетами должна осуществлять именно транспортная милиция. Пост ее расположен во владимирском железнодорожном вокзале… Но линейной милиции до летунов, похоже, дела нет.
…И пусть читатели не подумают, что я против романтиков неба. Наоборот, уважаю всяких экстремалов - хоть с мотором, хоть без него. Но, товарищи «клязьменские карлсоны», не надо забывать о прописной истине цивилизованного человека: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Жители владимирской улицы Урицкого и другие горожане, а также отдыхающие на природе и прочие законно полагают, что имеют право на тишину и спокойное небо над головой.
Виталий КЕПИН.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru