Пост завершился, вопросы остались
27.04.2009 15:50 Рубрика: Общество
Закончился Великий пост, может быть, самый необычный за всю историю российского Православия. Сменился Предстоятель Церкви, начались определенные перемены, особенно под конец поста. Реорганизаций структуры управления Церкви было немало - и при князьях, и при царях, и при императорах, и при Советах. Однако вряд ли когда было, чтобы буквально сразу со сменой Предстоятеля начинала действовать оппозиция внутри самой РПЦ.
Некоторые священники перестали (или не начинали) поминать за богослужением имя нового Патриарха. Кто-то из них уже дисциплинарно наказан, кому-то дано время на размышление. Однако наряду с этим в некоторых известных монастырях почти открыто распространяются литература и видеоматериалы, направленные против Патриарха Кирилла и других архиереев. Причем создается впечатление, что те, кому положено на это как-то реагировать, совершенно равнодушны: они либо ничего не знают, либо не знают что сказать - неизвестно, что хуже. Народ же православный порой просто в смятении. Вроде бы, все выдвигают серьезные аргументы: и отстаивающие «чистоту веры» авторы нашумевшего видеофильма «Православие или смерть», и сам Патриарх, по ТВ разъясняющий ошибочность подобных радикальных подходов. Но, увы, Патриарх один, не всякий его услышит и увидит…
Еще одно явление, происходившее в посту, некоторые СМИ уже назвали «сексуальной революцией». Накануне Партриарх на одной из встреч с молодежью сказал о ценности гармоничных брачных отношений, в том числе и плотского начала как великого дара Божьего (под дружные аплодисменты аудитории). Дело в том, что у части служителей Церкви (в большинстве монашествующих) бытует отношение к этой стороне жизни исключительно как к продолжению рода человеческого со всеми вытекающими последствиями и запретами. Говорят, раньше на эти темы любили дискутировать семинаристы. «Как, мол, живете с женой?» - «По-скотски» - «То есть?» - «Раз в год». Так оно и получалось: четыре многодневных поста плюс однодневные - итого почти 200 в году, дальше - под воскресенья, под праздники, затем физиологические ограничения... Поскольку планирование семьи допускалось только тоже чисто физиологическое - подразумевались либо вновь воздержание, либо постоянная беременность (опять же во время плодоношения и кормления грудью ни-ни!). Иногда разрешали уступить «ненасытному мужику» только ради того, чтоб не пошел на сторону. Вот такую сексуальную жизнь предписывали благочестивым правоверным монахи. Кто-то «острил»: это они от зависти, ибо сами являются исключительно теоретиками. Хотя…
Где-то четверть века назад среди верующих начала распространяться брошюра в помощь кающимся. Автор - один известный монах (естественно!). Так вот в ней настолько подробно описывались блудные грехи, что многие духовники просто запрещали ее читать своим духовным чадам: « что не знал - так и не узнавай».Откуда, спрашивается, такое знание предмета? Или опыт как у В. Новодворской: «Я читала, мне не понравилось»?
И тут - как гром среди ясного неба. В первую, наиболее строгую неделю Великого поста (!) опять же монах (!!) развернул дискуссию, которая не утихла и поныне. Руководитель информационно-издательского управления Отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин) публично высказался относительно допустимости брачных отношений в период Великого поста в заявлении агентству Интерфакс. Оказывается, в древних канонах о запретах ничего не сказано! Тему подхватил диакон (теперь уже протодиакон) Андрей Кураев, тоже, кстати, безбрачный (!). По его мнению, в известном предписании супругам св. апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве...» в древних рукописях 1-го Послания к коринфянам слов «в посте» как бы нет. Известный московский священник Владислав Свешников же настаивал на воздержании, которое можно нарушить по немощи 1-2 раза, и с сокрушением. Нашлись сторонники разных точек зрения, устроившие, например, перепалку в Интернете. Наконец, 30 марта начальник иеромонаха Димитрия (Першина), Председатель отдела по делам молодежи РПЦ Архиепископ Костромской Александр грозно отчитал своевольного подчиненного, позволившего неблагословленные Священноначалием публичные выступления, в своем открытом письме. При этом он указал на не упомянутую иеромонахом «традицию супружеского воздержания на период постов, которая хотя и не получила отражения в древних церковных канонах, но имеет своим основанием мнение многих авторитетных церковных писателей и духовников...». Наконец, нерадивому монаху напомнили о его прямом долге пребывания в молитве, особенно в посту. Вот такая дискуссия...
Кроме нее, открыто заговорили о посте в пище, и о том, можно ли применять монашеские правили к мирянам. Что бы, например, сказали греческие отцы Церкви, если бы узнали, что уставы средиземноморских монастырей с их финиками, смоквами и красаулями вина перенесли на мирских людей с их повседневными заботами в холодной и голодной России, где никакие южные плоды не растут. Вспомнили здесь и как когда-то по представлению митрополита Никодима (Ротова) разрешили вкушение рыбы семинаристам после того как они, бледные, на занятиях едва не падали в обморок. И пошло-поехало: кто-то вспомнил «перепостившегося» водителя автобуса, въехавшего в остановку, у кого-то проблемы с желудочно-кишечным трактом от «сухоядения», «варения без масла» и т. д. Все это - в основном в Интернете. Но это отражение проблем, накопившихся в обществе. Далеко не все будут о них открыто говорить, но многих они волнуют. Как правильно поститься в миру? Иногда действительно не под силу, устав ведь очень строг. А иной батюшка, не вникнув в житейские обстоятельства, и до причастия не допустит, а то и просто выгонит нарушителя поста.
Монастырь есть монастырь со своим специально назначенным человеком, отвечающим за трапезу согласно уставу, а семья есть семья, с подрастающими детьми, мужем-кормильцем, растущими ценами на все и вся... Мне, например, вспомнился упитанный монах, который по ТВ весело рассказывал, как хорошо в посту кушать блюда, приготовленные в японском ресторане - и вкусно, и полезно. А еще монахиня, делившаяся опытом, что в «рыбные дни» самая вкусная уха из разных рыб: стерлядки, форели, карпа. Глупые миряне: они-то думали, что самая хорошая рыба - это селедка, или для ухи - ей подобная, что подешевле.
С другой стороны, даже многие мои знакомые хотели бы поститься построже - насколько позволяют здоровье и условия. Пост - это ведь и победа над собой, и добровольное ограничение ради любви к Богу. Один священник рассказывал, как причащал на дому доживших до весьма преклонных лет супругов. Десятилетиями они старались придерживаться церковных уставов, и только из-за наступившей слепоты один из них допустил для себя небольшие послабления в посте.
А вообще-то я думаю, что вопрос о строгости поста должен решаться с умным, тактичным и опытным духовником. Где на всех желающих таковых найти? - Сказано: ищите и обрящете, просите - и дастся вам. Следующий пост начнется 15 июня…
Мария Павлова.
Некоторые священники перестали (или не начинали) поминать за богослужением имя нового Патриарха. Кто-то из них уже дисциплинарно наказан, кому-то дано время на размышление. Однако наряду с этим в некоторых известных монастырях почти открыто распространяются литература и видеоматериалы, направленные против Патриарха Кирилла и других архиереев. Причем создается впечатление, что те, кому положено на это как-то реагировать, совершенно равнодушны: они либо ничего не знают, либо не знают что сказать - неизвестно, что хуже. Народ же православный порой просто в смятении. Вроде бы, все выдвигают серьезные аргументы: и отстаивающие «чистоту веры» авторы нашумевшего видеофильма «Православие или смерть», и сам Патриарх, по ТВ разъясняющий ошибочность подобных радикальных подходов. Но, увы, Патриарх один, не всякий его услышит и увидит…
Еще одно явление, происходившее в посту, некоторые СМИ уже назвали «сексуальной революцией». Накануне Партриарх на одной из встреч с молодежью сказал о ценности гармоничных брачных отношений, в том числе и плотского начала как великого дара Божьего (под дружные аплодисменты аудитории). Дело в том, что у части служителей Церкви (в большинстве монашествующих) бытует отношение к этой стороне жизни исключительно как к продолжению рода человеческого со всеми вытекающими последствиями и запретами. Говорят, раньше на эти темы любили дискутировать семинаристы. «Как, мол, живете с женой?» - «По-скотски» - «То есть?» - «Раз в год». Так оно и получалось: четыре многодневных поста плюс однодневные - итого почти 200 в году, дальше - под воскресенья, под праздники, затем физиологические ограничения... Поскольку планирование семьи допускалось только тоже чисто физиологическое - подразумевались либо вновь воздержание, либо постоянная беременность (опять же во время плодоношения и кормления грудью ни-ни!). Иногда разрешали уступить «ненасытному мужику» только ради того, чтоб не пошел на сторону. Вот такую сексуальную жизнь предписывали благочестивым правоверным монахи. Кто-то «острил»: это они от зависти, ибо сами являются исключительно теоретиками. Хотя…
Где-то четверть века назад среди верующих начала распространяться брошюра в помощь кающимся. Автор - один известный монах (естественно!). Так вот в ней настолько подробно описывались блудные грехи, что многие духовники просто запрещали ее читать своим духовным чадам: « что не знал - так и не узнавай».Откуда, спрашивается, такое знание предмета? Или опыт как у В. Новодворской: «Я читала, мне не понравилось»?
И тут - как гром среди ясного неба. В первую, наиболее строгую неделю Великого поста (!) опять же монах (!!) развернул дискуссию, которая не утихла и поныне. Руководитель информационно-издательского управления Отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин) публично высказался относительно допустимости брачных отношений в период Великого поста в заявлении агентству Интерфакс. Оказывается, в древних канонах о запретах ничего не сказано! Тему подхватил диакон (теперь уже протодиакон) Андрей Кураев, тоже, кстати, безбрачный (!). По его мнению, в известном предписании супругам св. апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве...» в древних рукописях 1-го Послания к коринфянам слов «в посте» как бы нет. Известный московский священник Владислав Свешников же настаивал на воздержании, которое можно нарушить по немощи 1-2 раза, и с сокрушением. Нашлись сторонники разных точек зрения, устроившие, например, перепалку в Интернете. Наконец, 30 марта начальник иеромонаха Димитрия (Першина), Председатель отдела по делам молодежи РПЦ Архиепископ Костромской Александр грозно отчитал своевольного подчиненного, позволившего неблагословленные Священноначалием публичные выступления, в своем открытом письме. При этом он указал на не упомянутую иеромонахом «традицию супружеского воздержания на период постов, которая хотя и не получила отражения в древних церковных канонах, но имеет своим основанием мнение многих авторитетных церковных писателей и духовников...». Наконец, нерадивому монаху напомнили о его прямом долге пребывания в молитве, особенно в посту. Вот такая дискуссия...
Кроме нее, открыто заговорили о посте в пище, и о том, можно ли применять монашеские правили к мирянам. Что бы, например, сказали греческие отцы Церкви, если бы узнали, что уставы средиземноморских монастырей с их финиками, смоквами и красаулями вина перенесли на мирских людей с их повседневными заботами в холодной и голодной России, где никакие южные плоды не растут. Вспомнили здесь и как когда-то по представлению митрополита Никодима (Ротова) разрешили вкушение рыбы семинаристам после того как они, бледные, на занятиях едва не падали в обморок. И пошло-поехало: кто-то вспомнил «перепостившегося» водителя автобуса, въехавшего в остановку, у кого-то проблемы с желудочно-кишечным трактом от «сухоядения», «варения без масла» и т. д. Все это - в основном в Интернете. Но это отражение проблем, накопившихся в обществе. Далеко не все будут о них открыто говорить, но многих они волнуют. Как правильно поститься в миру? Иногда действительно не под силу, устав ведь очень строг. А иной батюшка, не вникнув в житейские обстоятельства, и до причастия не допустит, а то и просто выгонит нарушителя поста.
Монастырь есть монастырь со своим специально назначенным человеком, отвечающим за трапезу согласно уставу, а семья есть семья, с подрастающими детьми, мужем-кормильцем, растущими ценами на все и вся... Мне, например, вспомнился упитанный монах, который по ТВ весело рассказывал, как хорошо в посту кушать блюда, приготовленные в японском ресторане - и вкусно, и полезно. А еще монахиня, делившаяся опытом, что в «рыбные дни» самая вкусная уха из разных рыб: стерлядки, форели, карпа. Глупые миряне: они-то думали, что самая хорошая рыба - это селедка, или для ухи - ей подобная, что подешевле.
С другой стороны, даже многие мои знакомые хотели бы поститься построже - насколько позволяют здоровье и условия. Пост - это ведь и победа над собой, и добровольное ограничение ради любви к Богу. Один священник рассказывал, как причащал на дому доживших до весьма преклонных лет супругов. Десятилетиями они старались придерживаться церковных уставов, и только из-за наступившей слепоты один из них допустил для себя небольшие послабления в посте.
А вообще-то я думаю, что вопрос о строгости поста должен решаться с умным, тактичным и опытным духовником. Где на всех желающих таковых найти? - Сказано: ищите и обрящете, просите - и дастся вам. Следующий пост начнется 15 июня…
Мария Павлова.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru