Патриарх взялся за монастыри
17.04.2009 21:00 Рубрика: Общество
Некоторые СМИ сообщили, что 31 марта состоялось заседание Священного Синода, первое под председательством Патриарха Кирилла. Многие архиереи напряженно ожидали, не коснутся ли их кадровые решения.
На этот раз, как говорится, обошлось. Перемещения владык были, но пока относительно ожидаемые и небольшие. Вакантную должность главы отдела внешних связей занял епископ Венский Иларион, смещен с должности управделами митрополит Климент (его место занял и. о., архиепископ Саранский Варсонофий), занята кафедра Чукотского архиерея (где прежде был мятежный Диомид), произошли еще некоторые изменения. Однако многие ждут, что серьезные решения еще впереди, в том числе, связанные и с одним важным вопросом. Будучи в Туле, Святейший Патриарх Кирилл сделал неожиданное заявление, сказав, что считает важной задачей усиление духовной составляющей в жизни современных монастырей. Казалось бы, именно духовное начало - самое главное в монастыре по определению. Но, оказывается, не все так просто. Иначе Патриарх не стал бы на встрече с духовенством Тульской епархии в здании обладминистрации открыто говорить о проблеме: «Всякий ли монастырь у нас является центром духовной жизни? Для меня это большой вопрос. Опираясь на собственный опыт управления епархией, могу сказать, что далеко не в каждом монастыре у нас наблюдается духовное благополучие»... Предстоятель РПЦ посетовал, что часто начальство обителей сосредоточивает внимание на материальных вопросах, а «к сожалению, заботы о духовном воспитании монашествующих мы не имеем».
Когда-то, перейдя с должности ректора Ленинградской духовной академии в управление Смоленской епархией, владыка Кирилл высказал озабоченность по поводу подготовки кадров РПЦ. Став правящим архиереем, он увидел, кого выпускают духовные школы кандидатами в священный сан, после чего последовали соответствующие выводы и изменения в системе богословского образования.
И сейчас, будучи Патриархом, Кирилл не обошел вниманием вопрос образования: «отсутствие необходимых богословских знаний в монастырях порождает разного рода предрассудки».
Столь серьезные оценки, говорят, не на шутку встревожили и настоятелей монастырей и даже архиереев. Кто-то уже воспринял это как «черную метку». А тут еще как раз в эти дни у настоятеля Донского монастыря угнали дорогущий внедорожник «Мерседес» - факт, который живо обсуждала московская околоцерковная общественность.
Так что же представляют собой монастыри и их обитатели?
История монашества восходит к четвертому веку, когда в египетских пустынях стали селиться отшельники для уединенной молитвы и отрешенности от мирской суеты. Затем появились «общежительные» монастыри. В православной церкви именно они становились очагами духовной жизни. Монашеские уставы стали затем и общецерковными и касались всех сторон жизни верующего. Из числа православных святых большинство - именно монахи, наряду с мучениками (ибо церковь всегда была гонимой). Широко известны монастыри Афона. На Руси родоначальниками иноческого жития стали афонские миссионеры Антоний и Феодосий, основавшие Киево-Печерский монастырь, хотя появление «черноризцев» упоминается еще со времен Крестителя Руси князя Владимира.
Из истории хорошо известно, какую роль играли на Святой Руси обители и монашествующие, среди которых и великие светочи, молитвенники и «печальники» нашей земли - от Сергия Радонежского, Серафима Саровского до оптинских старцев. Были, конечно, и споры, самый известный в XVI веке, между «стяжателями» (Иосиф Волоцкий) и «нестяжателями» (Нил Сорский), в котором первые, утверждавшие, что обители должны быть богатыми, дабы заниматься благотворительностью, победили. Некоторые исследователи, как российские, так и иностранные, в этой победе видят корни многих проблем и нестроений, последовавших вплоть до нашего времени... Известны тяжбы между светскими и духовными правителями за власть и имущество, выражавшиеся в секуляризации - отъеме монастырских земель. Точку в этих спорах собирались поставить большевики, уничтожив церковь. Однако и вера Православная выжила, и обители возродились. Во времена богоборческой власти было немало «тайных» монахов и монахинь, по приходам служили иноки в священном сане. С 80-90-х годов стали воссоздаваться монастыри по всему бывшему СССР. Однако возникали проблемы - не столько материальные (молиться пока можно было и в руинах, и в специально приспособленных частных домах), сколько кадровые. Архиереям, бывало, приходилось чуть ли не силком загонять монахов в монастыри с приходов, где они вели беззаботную жизнь. Ведь кто такие типичные прихожане? В большинстве своем семейно неустроенные вдовы или жены пьяниц, не особо жалуемые выросшими детьми. В монахе, которого считали «обделенным», они видели «своего», в отличие от женатого священника, а порой направляли на них и силу нерастраченной любви, чем многие приходские монахи в полной мере пользовались.
Между тем истинный монах ни в коей мере не является обделенным. Обретя Бога и полностью себя Ему отдав, он просто не нуждается ни в каких мирских удовольствиях. В одной из духовных книг приходилось читать, что монах ни минуты не должен находиться в праздности. Молитвы келейные, затем храмовые, сменяемые физическим трудом, часто очень тяжелым, чтение, богомыслие, на сон порой всего три-четыре часа... Такой путь к духовному совершенству выбрали настоящие монахи. Но было на рубеже XIX-XX веков так называемое «ученое монашество», представители которого делали стремительную карьеру. Да и в последовавшие годы кто-то шел в иноки ради этого, ибо только монашествующие могут получить высшие посты в церкви.
У монахов во все времена было много искушений. В миру - и навязчивые приставания иных «прихожанок», для которых особый смак получить в свою «коллекцию» мужиков монаха, и предложения сердобольных бабушек: давай, батюшка, мы тебя женим, и «зеленый змий». В монастырях, говорят, искушений еще больше - и гордыня, и помыслы, и козни собратьев... В древних уставах грехом считалось, даже если монах, придя в келью, распояшется, т. е. снимет пояс (отсюда известное выражение) - он тут же должен был делать поклоны. А уж если попал на мирскую пирушку - все равно, что соблудил.
Интересно, знают ли об этом современные «черноризцы», если, например один игумен интервью по ТВ давал в мирской одежде, а уж про пьянство монахов в самых разных компаниях народу и говорить надоело. Известный священник РПЦ о. Георгий Эдельштейн, член Московской Хельсинкской группы, как-то высказался: «Я очень сомневаюсь, что сегодня в России есть основания для существования такого количества монастырей. Я боюсь, что очень и очень многие монахи - просто больные люди». От себя добавим: ладно бы больные, но иногда кажется, что за монастырскими стенами собираются все пороки человечества - порой страшно слушать знающих людей, живущих, например, близ монастырей, хоть мужских, хоть женских. Более того, иногда такие псевдомонахи высокомерно заявляют своим мирским согрешникам: «Я-то вот себя отмолю, в отличие от тебя!».
А все эти «старчики», лезущие к «духовным чадам» буквально в постель со своими указаниями и запретами! Развращают денежные потоки, идущие от самых разных благодетелей, по-прежнему считающих монастыри главными духовными центрами, которыми, увы, таковые часто уже не являются, и об этом открыто говорит Патриарх.
Может, кто-то из наивных мирян вспомнит о каких-то там монашеских обетах? Так иные современные черноризцы легко дадут ответ своими делами. Безбрачие говорите? - А кто вам сказал, что надо обязательно жениться! Соблудил - покаялся, соблудил - покаялся. А что детишки на стороне - так ведь ответственности юридической нет, а на нет и суда нет (во всяком случае пока). Забыли про алименты? - Так ведь какая может зарплата быть у инока, который отрекся от грешного мира! Послушание? - Вот-вот, пусть все прихожане беспрекословно слушают своего духовного отца! Нестяжательство (не в упомянутом уже смысле по Иосифу Волоцкому, а в личном плане)? - Так какой уважающий себя монах не стремится обзавестись особняком и престижной иномаркой (желательно с водителем)? Не на свое имя, естественно - и пусть попробуют разобраться, если кому надо, кто там стяжатель.
Достоянием общественности стало известие, что в одном из монастырей по соседству с шикарным VIP-номером с огромной двухспальной кроватью соорудили... джакузи - да еще на три (!) посадочных места. Видимо, чтобы монахи могли умерщвлять свою плоть комфортно и коллективно. А стоимость сего удовольствия по последнему слову техники превышает жалованье, установленное приходскому священнику с тремя детьми и потерявшей работу матушкой за два года.
Интересно, узнал ли уже об этом Патриарх, или «добрые люди» еще ждут своего часа?
А уж что касается упомянутых Патриархом предрассудков... От «безобидных» требований не носить женщинам брюки и не стричь волосы до «советов» рожать детей дома и бросать подрастающих отроков, «поглощенных миром, которых уже нельзя спасти», - многие потенциальные прихожане монастырей испытали это на себе и теперь вряд ли вновь переступят порог обителей.
С первых шагов своего патриаршества Кирилл показывает, что думает о будущем Церкви и большое внимание уделяет духовному воспитанию молодежи. А она наиболее чувствительна к фальши и лицемерию. Чтобы создать у нее привлекательный образ православно верующего, предстоит немало усилий. Без этого священник просто не сможет обратиться к молодежной аудитории, чтобы, как сказал Патриарх в одном интервью, «проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения и ответить на них на основании Слова Божия». И то, что Патриарх начал со своего рода «авангарда» - монастырей и монашествующих, - уже внушает надежду.
Мария Павлова.
На этот раз, как говорится, обошлось. Перемещения владык были, но пока относительно ожидаемые и небольшие. Вакантную должность главы отдела внешних связей занял епископ Венский Иларион, смещен с должности управделами митрополит Климент (его место занял и. о., архиепископ Саранский Варсонофий), занята кафедра Чукотского архиерея (где прежде был мятежный Диомид), произошли еще некоторые изменения. Однако многие ждут, что серьезные решения еще впереди, в том числе, связанные и с одним важным вопросом. Будучи в Туле, Святейший Патриарх Кирилл сделал неожиданное заявление, сказав, что считает важной задачей усиление духовной составляющей в жизни современных монастырей. Казалось бы, именно духовное начало - самое главное в монастыре по определению. Но, оказывается, не все так просто. Иначе Патриарх не стал бы на встрече с духовенством Тульской епархии в здании обладминистрации открыто говорить о проблеме: «Всякий ли монастырь у нас является центром духовной жизни? Для меня это большой вопрос. Опираясь на собственный опыт управления епархией, могу сказать, что далеко не в каждом монастыре у нас наблюдается духовное благополучие»... Предстоятель РПЦ посетовал, что часто начальство обителей сосредоточивает внимание на материальных вопросах, а «к сожалению, заботы о духовном воспитании монашествующих мы не имеем».
Когда-то, перейдя с должности ректора Ленинградской духовной академии в управление Смоленской епархией, владыка Кирилл высказал озабоченность по поводу подготовки кадров РПЦ. Став правящим архиереем, он увидел, кого выпускают духовные школы кандидатами в священный сан, после чего последовали соответствующие выводы и изменения в системе богословского образования.
И сейчас, будучи Патриархом, Кирилл не обошел вниманием вопрос образования: «отсутствие необходимых богословских знаний в монастырях порождает разного рода предрассудки».
Столь серьезные оценки, говорят, не на шутку встревожили и настоятелей монастырей и даже архиереев. Кто-то уже воспринял это как «черную метку». А тут еще как раз в эти дни у настоятеля Донского монастыря угнали дорогущий внедорожник «Мерседес» - факт, который живо обсуждала московская околоцерковная общественность.
Так что же представляют собой монастыри и их обитатели?
История монашества восходит к четвертому веку, когда в египетских пустынях стали селиться отшельники для уединенной молитвы и отрешенности от мирской суеты. Затем появились «общежительные» монастыри. В православной церкви именно они становились очагами духовной жизни. Монашеские уставы стали затем и общецерковными и касались всех сторон жизни верующего. Из числа православных святых большинство - именно монахи, наряду с мучениками (ибо церковь всегда была гонимой). Широко известны монастыри Афона. На Руси родоначальниками иноческого жития стали афонские миссионеры Антоний и Феодосий, основавшие Киево-Печерский монастырь, хотя появление «черноризцев» упоминается еще со времен Крестителя Руси князя Владимира.
Из истории хорошо известно, какую роль играли на Святой Руси обители и монашествующие, среди которых и великие светочи, молитвенники и «печальники» нашей земли - от Сергия Радонежского, Серафима Саровского до оптинских старцев. Были, конечно, и споры, самый известный в XVI веке, между «стяжателями» (Иосиф Волоцкий) и «нестяжателями» (Нил Сорский), в котором первые, утверждавшие, что обители должны быть богатыми, дабы заниматься благотворительностью, победили. Некоторые исследователи, как российские, так и иностранные, в этой победе видят корни многих проблем и нестроений, последовавших вплоть до нашего времени... Известны тяжбы между светскими и духовными правителями за власть и имущество, выражавшиеся в секуляризации - отъеме монастырских земель. Точку в этих спорах собирались поставить большевики, уничтожив церковь. Однако и вера Православная выжила, и обители возродились. Во времена богоборческой власти было немало «тайных» монахов и монахинь, по приходам служили иноки в священном сане. С 80-90-х годов стали воссоздаваться монастыри по всему бывшему СССР. Однако возникали проблемы - не столько материальные (молиться пока можно было и в руинах, и в специально приспособленных частных домах), сколько кадровые. Архиереям, бывало, приходилось чуть ли не силком загонять монахов в монастыри с приходов, где они вели беззаботную жизнь. Ведь кто такие типичные прихожане? В большинстве своем семейно неустроенные вдовы или жены пьяниц, не особо жалуемые выросшими детьми. В монахе, которого считали «обделенным», они видели «своего», в отличие от женатого священника, а порой направляли на них и силу нерастраченной любви, чем многие приходские монахи в полной мере пользовались.
Между тем истинный монах ни в коей мере не является обделенным. Обретя Бога и полностью себя Ему отдав, он просто не нуждается ни в каких мирских удовольствиях. В одной из духовных книг приходилось читать, что монах ни минуты не должен находиться в праздности. Молитвы келейные, затем храмовые, сменяемые физическим трудом, часто очень тяжелым, чтение, богомыслие, на сон порой всего три-четыре часа... Такой путь к духовному совершенству выбрали настоящие монахи. Но было на рубеже XIX-XX веков так называемое «ученое монашество», представители которого делали стремительную карьеру. Да и в последовавшие годы кто-то шел в иноки ради этого, ибо только монашествующие могут получить высшие посты в церкви.
У монахов во все времена было много искушений. В миру - и навязчивые приставания иных «прихожанок», для которых особый смак получить в свою «коллекцию» мужиков монаха, и предложения сердобольных бабушек: давай, батюшка, мы тебя женим, и «зеленый змий». В монастырях, говорят, искушений еще больше - и гордыня, и помыслы, и козни собратьев... В древних уставах грехом считалось, даже если монах, придя в келью, распояшется, т. е. снимет пояс (отсюда известное выражение) - он тут же должен был делать поклоны. А уж если попал на мирскую пирушку - все равно, что соблудил.
Интересно, знают ли об этом современные «черноризцы», если, например один игумен интервью по ТВ давал в мирской одежде, а уж про пьянство монахов в самых разных компаниях народу и говорить надоело. Известный священник РПЦ о. Георгий Эдельштейн, член Московской Хельсинкской группы, как-то высказался: «Я очень сомневаюсь, что сегодня в России есть основания для существования такого количества монастырей. Я боюсь, что очень и очень многие монахи - просто больные люди». От себя добавим: ладно бы больные, но иногда кажется, что за монастырскими стенами собираются все пороки человечества - порой страшно слушать знающих людей, живущих, например, близ монастырей, хоть мужских, хоть женских. Более того, иногда такие псевдомонахи высокомерно заявляют своим мирским согрешникам: «Я-то вот себя отмолю, в отличие от тебя!».
А все эти «старчики», лезущие к «духовным чадам» буквально в постель со своими указаниями и запретами! Развращают денежные потоки, идущие от самых разных благодетелей, по-прежнему считающих монастыри главными духовными центрами, которыми, увы, таковые часто уже не являются, и об этом открыто говорит Патриарх.
Может, кто-то из наивных мирян вспомнит о каких-то там монашеских обетах? Так иные современные черноризцы легко дадут ответ своими делами. Безбрачие говорите? - А кто вам сказал, что надо обязательно жениться! Соблудил - покаялся, соблудил - покаялся. А что детишки на стороне - так ведь ответственности юридической нет, а на нет и суда нет (во всяком случае пока). Забыли про алименты? - Так ведь какая может зарплата быть у инока, который отрекся от грешного мира! Послушание? - Вот-вот, пусть все прихожане беспрекословно слушают своего духовного отца! Нестяжательство (не в упомянутом уже смысле по Иосифу Волоцкому, а в личном плане)? - Так какой уважающий себя монах не стремится обзавестись особняком и престижной иномаркой (желательно с водителем)? Не на свое имя, естественно - и пусть попробуют разобраться, если кому надо, кто там стяжатель.
Достоянием общественности стало известие, что в одном из монастырей по соседству с шикарным VIP-номером с огромной двухспальной кроватью соорудили... джакузи - да еще на три (!) посадочных места. Видимо, чтобы монахи могли умерщвлять свою плоть комфортно и коллективно. А стоимость сего удовольствия по последнему слову техники превышает жалованье, установленное приходскому священнику с тремя детьми и потерявшей работу матушкой за два года.
Интересно, узнал ли уже об этом Патриарх, или «добрые люди» еще ждут своего часа?
А уж что касается упомянутых Патриархом предрассудков... От «безобидных» требований не носить женщинам брюки и не стричь волосы до «советов» рожать детей дома и бросать подрастающих отроков, «поглощенных миром, которых уже нельзя спасти», - многие потенциальные прихожане монастырей испытали это на себе и теперь вряд ли вновь переступят порог обителей.
С первых шагов своего патриаршества Кирилл показывает, что думает о будущем Церкви и большое внимание уделяет духовному воспитанию молодежи. А она наиболее чувствительна к фальши и лицемерию. Чтобы создать у нее привлекательный образ православно верующего, предстоит немало усилий. Без этого священник просто не сможет обратиться к молодежной аудитории, чтобы, как сказал Патриарх в одном интервью, «проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения и ответить на них на основании Слова Божия». И то, что Патриарх начал со своего рода «авангарда» - монастырей и монашествующих, - уже внушает надежду.
Мария Павлова.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru