Театральный комплекс неполноценности
14.04.2009 12:40 Рубрика: Общество
Жители Владимира, посещающие «наш драмтеатр», и молодые люди, назначающие свидание у храма Мельпомены, опять же, драмтеатра, слегка заблуждаются. Хотя над входом в это достойное учреждение культуры в камне выбито «Драматический театр», формально-юридически все иначе. С некоторых пор театр чудесным образом изменил свой статус и стал называться «государственным учреждением культуры «Театральный комплекс». Странным образом (а возможно, тут и нет ничего странного) смена вывески повлияла, на мой взгляд, на репертуар культурного учреждения. Репертуар сегодня мало похож на драматический. Вернее и честнее было бы назвать этот «комплекс» - «Театр комедии». Но начнем по порядку, то есть с «вывески».
Энное количество лет назад в театре вызрел серьезный конфликт между коллективом и директором. Фигура руководителя стала неугодна, и вышестоящие культурные инстанции решили его убрать. Но господин директор оказался тертым калачом и никак не поддавался легитимному увольнению. В результате в неких высоких инстанциях возникла хитромудрая комбинация по изменению статуса театра, чтобы создать новую структуру и поставить во главе ее, соответственно, нового начальника. Так театр и стал «комплексом». Ну а неугодный директор в результате преобразований «легко» лишился своего поста. Но я не об этом.
Царствует комедия
Я о том, что творится на владимирской сцене. Между прочим, театральный комплекс, он же драмтеатр, носит гордое имя Академический! Не много найдется столичных театров с таким титулом, а уж в провинции и тем более. Перефразируя слова персонажа (худрук народного театра, ранее работавший футбольным тренером) из фильма «Берегись автомобиля», которого играл Евгений Евстигнеев (в молодые годы служил на владимирской сцене!): «Звание академического ко многому обязывает». Наверное, здесь должны ставиться высокохудожественные ДРАМАТИЧЕСКИЕ произведения, затрагивающие серьезные мировоззренческие, социальные и психологические проблемы и вопросы. И в театре зрители могли бы прикоснуться к настоящей классической литературе (а драма, наряду с прозой и поэзией, проходит по этому «ведомству»), отражающей как вечные темы, так и злободневные явления современности. Примерами чего так богата российская словесность - достаточно вспомнить имена Гоголя, Островского, Чехова, Горького. Да и советские драматурги - Арбузов, Гельман, Володин, Вампилов - работая в условиях диктата цензуры, писали талантливые пьесы, будоражащие умы людей и становившиеся явлениями культуры. Они ставились в театрах по всей стране - и билетов было не достать.
А что мы сегодня в вольное время демократии видим на «комплексной» сцене владимирского ДРАМАТИЧЕСКОГО театра? Не будем копать сильно глубоко, ограничимся свежим - мартовским - репертуаром. Из 15 спектаклей - 9 «официальных» комедий! Вот они: «Бешеные деньги», «Как нам пришить старушку», «Ханума», «Примадонны», «Соломенная шляпка», «№13», «Шум за сценой», «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Лишь несколько из них - уровня классического репертуара, но, честно говоря, набили оскомину. Зритель, полагаю, и сам узнал их - «Ревизор», «Бешеные деньги» и «…Фигаро».
Но этим легковесность репертуара не ограничивается. Не первый год идет мелодрама «Дикарь», а «Свадьба Кречинского», обозначенная как «азартная игра с антрактом», да и «Восемь любящих женщин» тоже недалеко ушли от комедий. Итого на нашей академической сцене мы имеем преобладающее давление веселящего искусства... Серьезной же пищи для ума и души зритель лишен и невольно страдает театральным комплексом неполноценности! Господа служители Мельпомены видят в нем лишь потребителя невысокого и развлекательного искусства. О чем откровенно высказался на свежей премьере местная звезда Михаил Асафов. В телеинтервью он сказал примерно так: «У людей много проблем, а сейчас еще кризис. Пусть они придут, расслабятся, посмеются и отдохнут». Так думает народный артист России…
И он прав - сегодня на репертуаре владимирского театра можно только «отдыхать»: пригласить даму, принять в буфете коньячку с красноикряным бутербродом, посмеяться в зрительном зале. И, выйдя из театра, сразу же забыть, что играли народные, заслуженные и «просто» артисты. Точно так же из головы вылетают увиденные по телевизору многочисленные юморные шоу и мыльные сериалы. Хозяева «телеящика» нынче недалеко ушли от господ драматургов и пичкают народ сплошь пошлой «комедийной» развлекаловкой. Плохо, что телеоболваниванию и тотальному бездушию коммерческого кино практически нет культурной альтернативы! Казалось бы, наш великий русский театр (пусть и провинциальный) и должен заполнить эту духовную пустоту, но, увы. Он вместе со зрителем «отдыхает»!
От Москвы, до самых до окраин
Но неужели во Владимире нет альтернативы «академическому комплексу»? Или автор не видит на улицах гастрольных плакатов столичных театров? Звезды кино и телевидения наезжают к нам регулярно и манят театралов на встречу с Прекрасным и Великим! Если бы так, но все эти микрогастроли одного спектакля - банальный антрепризный чес. Господа кинозвезды играют на провинциальной сцене все те же глупенькие комедии! Разница от их просмотра, по сравнению с владимирскими спектаклями, не очень-то и велика. Это опять все то же развлечение для мещан, только на следующий день ты можешь похвастаться друзьям и коллегам, что «вживую» видел, например, самого Боярского. Это, а еще то, что ты можешь регулярно «потреблять» дорогое «искусство» (билеты на гастроли звезд - в районе тысячи), автоматически повышает твой социальный статус. Но уж никак - не культурный уровень!
Другая сцена
Но есть, есть в губернском центре и другие театры. Совсем недавно с комплексом почти конкурировал «Вечерний». Детище Леонида Соловьева (тоже народного артиста) фактически было коммерческим проектом с вытекающими отсюда печальными последствиями. Не получая господдержки, театр мог существовать лишь при аншлагах. Зритель, годами приученный к развлекательной атмосфере на сцене, заманивался все теми же пустыми комедиями. Хотя несколько серьезных пьес на сцене «Вечернего» все же родилось. Но, увы, зритель на них «не пошел»... А что вы хотели - поить человека водкой, а потом предложить ему квас?..
В прошлом году «Вечерний» закрылся, но его дело не пропало. Актеры этого театра (а также драматического) создали фактически антрепризный коллектив «Фавор». Одним из главных закоперщиков проекта стал Владислав Миронов. Актер с «перпендикулярным» характером мечтал создать новый театр с серьезным репертуаром. Но получилось точно так же, как с партийным строительством по Черномырдину. Помните: «Какую партию ни создавай, все равно получится КПСС». Вот и в нашем случае получился микро-«Вечерний» со 100-процентным комедийным репертуаром! К слову сказать, некоторые спектакли получились довольно крепкими, с «умным» юмором. В этом ряду - «Девичник клаб». Но все равно - это тот же «комплекс»: пригласил даму-выпил, закусил-посмеялся-забыл.
Неугомонный Миронов ушел от товарищей и в одиночку родил театр одного актера и режиссера «Антимиры». Стартовал он «Русской народной почтой», чей жанр можно определить как трагикомедия. В ней есть над чем посмеяться, но есть над чем задуматься и даже поразмышлять! По своему содержанию она выпадает из привычного владимирского репертуара, поэтому далеко не все зрители смогут оценить ее достоинства. Кому-то она покажется слишком серьезной и скучной. Но хочется верить, что первый спектакль «Антимиров» не станет последним…
А молодежь тянется к серьезному
Есть на владимирской сцене и юная смена. Хотя бы в театре-студии на «Новой сцене». Здесь берутся за серьезную драматургию. Их удачные спектакли можно смотреть не один раз - а это и есть признак таланта и успеха. В прошлом году ребята поставили «Входит свободный человек» Т.Стоппарда. Там нашлось место доброму юмору и серьезным психологическим вещам. Советую! А сейчас на «Новой сцене» на сносях горьковское «На дне». Это тебе не «Как нам пришить старушку» от народных и академических!
Ну и нельзя не сказать о коллективе, известном по неофициальному названию «Гороховская студия». Прима-актер нашего драмтеатра, народный артист России Николай Горохов ведет курс во владимирском колледже культуры и искусства. Его воспитанники показали, что им под силу многое! Очень мощным получился спектакль по Л.Толстому «Власть тьмы». Он до последнего времени шел на сцене Театрального комплекса. Понравился мне и прошлогодний «Ревизор» в очень необычной трактовке.
И я знаю, что некоторое время назад во Владимире витала идея создать из студии свой театр. Искали свое, отдельное помещение. Но что-то не срослось. А жаль! Ибо областному центру очень даже не помешал бы Молодежный театр. Местом его прописки мог бы стать Кукольный театр, где раньше по выходным сцена была отдана «Вечернему». А сейчас она - свободна. Актеры есть: «гороховцы», да и часть молодежи с «Новой сцены». Вот такая у меня реализация комсомольского лозунга «Критикуешь - предлагай!».
А судьи кто
Кстати, о критике. Во владимирской прессе вы почти не найдете критических отзывов о нашей Мельпомене. Преобладает комплиментарный восторг по поводу очередной премьеры. И в этом есть «технологическая» причина. Раскрою читателям одну журналистскую тайну: мы, как и городской бомонд, вообще приглашаемся на так называемый «прогон» - генеральную репетицию спектакля. Происходит он до премьеры и никаких билетов - все попадают «на халяву». Но попробуй напиши нечто нелицеприятное и правдивое, после такого - все, в следующий раз тебя уже не позовут…
И я имею такой опыт, но с некоторых пор хожу на спектакли «как все» - за деньги. Не так уж дороги билеты, чтобы заранее обрекать себя на вынужденную лесть и хвалу. И неужели актерам и постановщикам любы только восторги и ахи? Не знаю, но один мой критический отчет о спектакле «Вечернего» имел «расследование». По мнению некоторых тружеников владимирской сцены, я выполнил «заказ». Его якобы сделал один актер, после конфликта ушедший из «Вечернего». Владимир - город маленький, и действительно этот артист оказался знакомым моего знакомого. И раза два мы с ним пересекались в одной компании. Но, поверьте, я почему-то не удостоился чести быть исполнителем его «заказа». И вы можете убедиться, каков уровень мышления некоторых служителей мельпомены.
…И все же я верю, что время пустоцветья на владимирской сцене закончится. И мы увидим настоящие цветы драматургии!
Виталий КЕПИН.
Фото: Петр Соколов.
От редакции: мы публикуем эту статью журналиста Виталия Кепина в порядке обсуждения и приглашаем к разговору всех любителей и профессионалов театрального искусства. Если вы не согласны с автором, приведите свои аргументы. Если разделяете его точку зрения, постарайтесь ее развить и дополнить. Ждем ваших писем по обычной и электронной (molva@inbox.ru) почте, телефонных звонков (35-34-25).
Энное количество лет назад в театре вызрел серьезный конфликт между коллективом и директором. Фигура руководителя стала неугодна, и вышестоящие культурные инстанции решили его убрать. Но господин директор оказался тертым калачом и никак не поддавался легитимному увольнению. В результате в неких высоких инстанциях возникла хитромудрая комбинация по изменению статуса театра, чтобы создать новую структуру и поставить во главе ее, соответственно, нового начальника. Так театр и стал «комплексом». Ну а неугодный директор в результате преобразований «легко» лишился своего поста. Но я не об этом.
Царствует комедия
Я о том, что творится на владимирской сцене. Между прочим, театральный комплекс, он же драмтеатр, носит гордое имя Академический! Не много найдется столичных театров с таким титулом, а уж в провинции и тем более. Перефразируя слова персонажа (худрук народного театра, ранее работавший футбольным тренером) из фильма «Берегись автомобиля», которого играл Евгений Евстигнеев (в молодые годы служил на владимирской сцене!): «Звание академического ко многому обязывает». Наверное, здесь должны ставиться высокохудожественные ДРАМАТИЧЕСКИЕ произведения, затрагивающие серьезные мировоззренческие, социальные и психологические проблемы и вопросы. И в театре зрители могли бы прикоснуться к настоящей классической литературе (а драма, наряду с прозой и поэзией, проходит по этому «ведомству»), отражающей как вечные темы, так и злободневные явления современности. Примерами чего так богата российская словесность - достаточно вспомнить имена Гоголя, Островского, Чехова, Горького. Да и советские драматурги - Арбузов, Гельман, Володин, Вампилов - работая в условиях диктата цензуры, писали талантливые пьесы, будоражащие умы людей и становившиеся явлениями культуры. Они ставились в театрах по всей стране - и билетов было не достать.
А что мы сегодня в вольное время демократии видим на «комплексной» сцене владимирского ДРАМАТИЧЕСКОГО театра? Не будем копать сильно глубоко, ограничимся свежим - мартовским - репертуаром. Из 15 спектаклей - 9 «официальных» комедий! Вот они: «Бешеные деньги», «Как нам пришить старушку», «Ханума», «Примадонны», «Соломенная шляпка», «№13», «Шум за сценой», «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Лишь несколько из них - уровня классического репертуара, но, честно говоря, набили оскомину. Зритель, полагаю, и сам узнал их - «Ревизор», «Бешеные деньги» и «…Фигаро».
Но этим легковесность репертуара не ограничивается. Не первый год идет мелодрама «Дикарь», а «Свадьба Кречинского», обозначенная как «азартная игра с антрактом», да и «Восемь любящих женщин» тоже недалеко ушли от комедий. Итого на нашей академической сцене мы имеем преобладающее давление веселящего искусства... Серьезной же пищи для ума и души зритель лишен и невольно страдает театральным комплексом неполноценности! Господа служители Мельпомены видят в нем лишь потребителя невысокого и развлекательного искусства. О чем откровенно высказался на свежей премьере местная звезда Михаил Асафов. В телеинтервью он сказал примерно так: «У людей много проблем, а сейчас еще кризис. Пусть они придут, расслабятся, посмеются и отдохнут». Так думает народный артист России…
И он прав - сегодня на репертуаре владимирского театра можно только «отдыхать»: пригласить даму, принять в буфете коньячку с красноикряным бутербродом, посмеяться в зрительном зале. И, выйдя из театра, сразу же забыть, что играли народные, заслуженные и «просто» артисты. Точно так же из головы вылетают увиденные по телевизору многочисленные юморные шоу и мыльные сериалы. Хозяева «телеящика» нынче недалеко ушли от господ драматургов и пичкают народ сплошь пошлой «комедийной» развлекаловкой. Плохо, что телеоболваниванию и тотальному бездушию коммерческого кино практически нет культурной альтернативы! Казалось бы, наш великий русский театр (пусть и провинциальный) и должен заполнить эту духовную пустоту, но, увы. Он вместе со зрителем «отдыхает»!
От Москвы, до самых до окраин
Но неужели во Владимире нет альтернативы «академическому комплексу»? Или автор не видит на улицах гастрольных плакатов столичных театров? Звезды кино и телевидения наезжают к нам регулярно и манят театралов на встречу с Прекрасным и Великим! Если бы так, но все эти микрогастроли одного спектакля - банальный антрепризный чес. Господа кинозвезды играют на провинциальной сцене все те же глупенькие комедии! Разница от их просмотра, по сравнению с владимирскими спектаклями, не очень-то и велика. Это опять все то же развлечение для мещан, только на следующий день ты можешь похвастаться друзьям и коллегам, что «вживую» видел, например, самого Боярского. Это, а еще то, что ты можешь регулярно «потреблять» дорогое «искусство» (билеты на гастроли звезд - в районе тысячи), автоматически повышает твой социальный статус. Но уж никак - не культурный уровень!
Другая сцена
Но есть, есть в губернском центре и другие театры. Совсем недавно с комплексом почти конкурировал «Вечерний». Детище Леонида Соловьева (тоже народного артиста) фактически было коммерческим проектом с вытекающими отсюда печальными последствиями. Не получая господдержки, театр мог существовать лишь при аншлагах. Зритель, годами приученный к развлекательной атмосфере на сцене, заманивался все теми же пустыми комедиями. Хотя несколько серьезных пьес на сцене «Вечернего» все же родилось. Но, увы, зритель на них «не пошел»... А что вы хотели - поить человека водкой, а потом предложить ему квас?..
В прошлом году «Вечерний» закрылся, но его дело не пропало. Актеры этого театра (а также драматического) создали фактически антрепризный коллектив «Фавор». Одним из главных закоперщиков проекта стал Владислав Миронов. Актер с «перпендикулярным» характером мечтал создать новый театр с серьезным репертуаром. Но получилось точно так же, как с партийным строительством по Черномырдину. Помните: «Какую партию ни создавай, все равно получится КПСС». Вот и в нашем случае получился микро-«Вечерний» со 100-процентным комедийным репертуаром! К слову сказать, некоторые спектакли получились довольно крепкими, с «умным» юмором. В этом ряду - «Девичник клаб». Но все равно - это тот же «комплекс»: пригласил даму-выпил, закусил-посмеялся-забыл.
Неугомонный Миронов ушел от товарищей и в одиночку родил театр одного актера и режиссера «Антимиры». Стартовал он «Русской народной почтой», чей жанр можно определить как трагикомедия. В ней есть над чем посмеяться, но есть над чем задуматься и даже поразмышлять! По своему содержанию она выпадает из привычного владимирского репертуара, поэтому далеко не все зрители смогут оценить ее достоинства. Кому-то она покажется слишком серьезной и скучной. Но хочется верить, что первый спектакль «Антимиров» не станет последним…
А молодежь тянется к серьезному
Есть на владимирской сцене и юная смена. Хотя бы в театре-студии на «Новой сцене». Здесь берутся за серьезную драматургию. Их удачные спектакли можно смотреть не один раз - а это и есть признак таланта и успеха. В прошлом году ребята поставили «Входит свободный человек» Т.Стоппарда. Там нашлось место доброму юмору и серьезным психологическим вещам. Советую! А сейчас на «Новой сцене» на сносях горьковское «На дне». Это тебе не «Как нам пришить старушку» от народных и академических!
Ну и нельзя не сказать о коллективе, известном по неофициальному названию «Гороховская студия». Прима-актер нашего драмтеатра, народный артист России Николай Горохов ведет курс во владимирском колледже культуры и искусства. Его воспитанники показали, что им под силу многое! Очень мощным получился спектакль по Л.Толстому «Власть тьмы». Он до последнего времени шел на сцене Театрального комплекса. Понравился мне и прошлогодний «Ревизор» в очень необычной трактовке.
И я знаю, что некоторое время назад во Владимире витала идея создать из студии свой театр. Искали свое, отдельное помещение. Но что-то не срослось. А жаль! Ибо областному центру очень даже не помешал бы Молодежный театр. Местом его прописки мог бы стать Кукольный театр, где раньше по выходным сцена была отдана «Вечернему». А сейчас она - свободна. Актеры есть: «гороховцы», да и часть молодежи с «Новой сцены». Вот такая у меня реализация комсомольского лозунга «Критикуешь - предлагай!».
А судьи кто
Кстати, о критике. Во владимирской прессе вы почти не найдете критических отзывов о нашей Мельпомене. Преобладает комплиментарный восторг по поводу очередной премьеры. И в этом есть «технологическая» причина. Раскрою читателям одну журналистскую тайну: мы, как и городской бомонд, вообще приглашаемся на так называемый «прогон» - генеральную репетицию спектакля. Происходит он до премьеры и никаких билетов - все попадают «на халяву». Но попробуй напиши нечто нелицеприятное и правдивое, после такого - все, в следующий раз тебя уже не позовут…
И я имею такой опыт, но с некоторых пор хожу на спектакли «как все» - за деньги. Не так уж дороги билеты, чтобы заранее обрекать себя на вынужденную лесть и хвалу. И неужели актерам и постановщикам любы только восторги и ахи? Не знаю, но один мой критический отчет о спектакле «Вечернего» имел «расследование». По мнению некоторых тружеников владимирской сцены, я выполнил «заказ». Его якобы сделал один актер, после конфликта ушедший из «Вечернего». Владимир - город маленький, и действительно этот артист оказался знакомым моего знакомого. И раза два мы с ним пересекались в одной компании. Но, поверьте, я почему-то не удостоился чести быть исполнителем его «заказа». И вы можете убедиться, каков уровень мышления некоторых служителей мельпомены.
…И все же я верю, что время пустоцветья на владимирской сцене закончится. И мы увидим настоящие цветы драматургии!
Виталий КЕПИН.
Фото: Петр Соколов.
От редакции: мы публикуем эту статью журналиста Виталия Кепина в порядке обсуждения и приглашаем к разговору всех любителей и профессионалов театрального искусства. Если вы не согласны с автором, приведите свои аргументы. Если разделяете его точку зрения, постарайтесь ее развить и дополнить. Ждем ваших писем по обычной и электронной (molva@inbox.ru) почте, телефонных звонков (35-34-25).
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru