400 лет российской демократии или за что владимирцы воеводу погубили
13.04.2009 23:50 Рубрика: Общество
Владимир - колыбель не только российской государственности, но и демократии? Вполне возможно, утверждают историк Андрей Тихонов и политолог Роман Евстифеев. То, что произошло в нашем городе 400 лет назад, по их мнению, - первый задокументированный факт подлинно народного волеизъявления. Правда, если верить хроникам, свою волю владимирцы изъявили весьма шокирующим для сегодняшнего дня образом. Но ведь и дело было нешуточное. Пыль веков со страниц городской истории сдувал Андрей Чегодаев.
Смутное время в России потому так и назвали, что разобраться в нем сложно даже человеку подготовленному. А у среднестатистического россиянина знания об этой эпохе, как правило, исчерпываются развесистой киноклюквой под названием "1612", да парой анекдотов про Ивана Сусанина. Но для историка Тихонова и политолога Евстифеева Смута - это время реальной, живой истории, которую творили далеко не одни князья с боярами.
Роман ЕВСТИФЕЕВ, политолог: "В самые напряженные, критические моменты российской истории слово брал народ и решал это в пользу России, а не в пользу чью-то ((Тихонов подхватывает: "...Соблюдая все демократические процедуры, как это понимали в то время!")) Соблюдая все демократические процедуры которые существовали тогда. Мы называем это средневековый импичмент".
Торжество демократии образца начала 17 века: В едва ли полуторатысячном Владимире, как и в любом другом тогдашнем российском городе вопрос стоял ребром - либо присягать Лжедмитрию, либо Василию Шуйскому. Воевода Михаил Вельяминов решил стоять за "недоубиенного" царевича и, вероятно, полагал, что народ последует за ним. Но просчитался. Владимирцы с мнением воеводы не согласились, и осадили хоромы Вельяминова - сейчас на их месте областное телевидение. Круг революционеров был, может, и узок, но зато люди это были, как на подбор, весьма решительные, по нашим меркам - средний класс.
Андрей ТИХОНОВ, председатель Союза краеведов Владимирской области: "Скорее всего, это были люди, которым было чего терять, скажем так, в случае взятия. Ну понятно, что таких людей не могло быть много. Естественно, они могли привлечь кого-то. Ну вот, скажем, ремесленник, у него есть подмастерья, он мог сказать им, что в случае какого-то развития ситуации вы окажетесь без всего, без куска хлеба, скажем так".
На дворе стоял самый что ни на есть кризис, и потому за свой кусок хлеба не жалели не только воевод. Скрутив Вельяминова, общественность доставила изменника в Успенский собор, где он последний раз в своей жизни исповедался.
- Исповедь, краткая, наверное, была. Чего он там, спросил пару вопросов, вышел протопоп, сказал, что вот он, враг московского государства...
- Заметьте - он сказал "враг московского государства", не так как потом стали говорить "враг народа"...
- Даже не враг Василия Шуйского, даже не враг кого бы то ни было, а государства. Это первый тоже зафиксированный в истории случай, когда аппелируют к государству как таковому, а не к правителю конкретному.
Российский историк Соловьев пишет, что Михаила Вельяминова побили камнями. По другой версии, незадачливого воеводу сбросили в тогда еще полноводную Клязьму. В любом случае, свою смерть Вельяминов нашел рядом с собором, недалеко от смотровой площадки, а то и прямо на ее месте.
- Отсюда начиналась российская демократия, что-то такое... Н-н-нда...
Тихонов и Евстифеев считают - неплохо было бы здесь установить какой-нибудь памятный камень, не только ведь делами великих князей Владимир славится. Но это вряд ли - без помпы нынче памятники не открываются, а открывать ТАКОЙ монумент нынешним начальникам будет неловко.
Андрей Чегодаев, Евгений Токарев.
Источник публикации: 6 канал
www.vladimironline.ru