Конечно, это не 37-й год, но…
13.04.2009 18:10 Рубрика: Общество
На прошлой неделе в московском Гостином дворе состоялся чрезвычайный съезд Союза кинематографистов России. Подавляющим большинством голосов на пост председателя СК был вновь избран Никита Михалков.
Напомним, что творческий союз служителей самого массового из искусств внутренние дрязги сотрясали уже много лет. Исторический пятый съезд Союза кинематографистов СССР в мае 1986 года сегодня вообще объявляют «первой ласточкой» перестройки и провозвестником всех исторических потрясений, приведших к распаду советской империи. Коротко говоря, тогда либерально настроенная оппозиция отстранила от власти патриархов советского кино во главе с Сергеем Бондарчуком, да еще и покуражилась над ними, высказав в лицо десятилетиями копившиеся творческие и идейные претензии. В феврале 1990 года состоялся Учредительный съезд кинематографистов Российской Федерации, завершившийся созданием СК России. Правление Союза возглавил режиссер Игорь Масленников, которого через четыре года, на втором съезде, сменил Сергей Соловьев. В то время Союз кинематографистов СССР был уже преобразован в Конфедерацию, объединявшую кинематографистов бывших союзных республик. Споры вокруг совместно нажитого имущества привели к выходу СК России из Конфедерации. Впрочем, и в российском Союзе кинематографистов борьба за собственность шла с момента создания, а сама организация пребывала на грани развала вплоть до декабря 1997 года, когда председателем правления был избран Никита Михалков. Единства в рядах не было и позже - практически все последующие съезды сопровождались скандалами. Так, на четвертом съезде в октябре 2004 года режиссер Юлий Гусман, некогда возглавлявший Центральный дом кинематографистов и смещенный с этого поста по решению Михалкова, крайне негативно высказался в адрес главы Союза и предложил избрать нового председателя.
Сам Михалков в своем докладе, который ему все же дали тогда зачитать, напомнил, что когда он пришел к руководству, в Союзе царили разруха и хаос, а начиная с 2001 года доходы Союза росли и в 2004 году были на 57 процентов выше доходов 2001 года. Кроме того, производство отечественных фильмов за это время увеличилось в несколько раз, была учреждена национальная премия «Золотой орел», потеснившая знаменитую «Нику».
А вот противники мэтра утверждали, что за годы своего «правления» Михалков сделал больше плохого, чем хорошего. По их мнению, в течение всего времени его руководства внутри Союза укреплялась властная вертикаль - председатель Союза мог избираться на свой пост неограниченное количество раз, было отменено положение о возможности его досрочного отзыва, секретариат СК стал назначаемым, а не избираемым, было введено правило, по которому любой член Союза может быть исключен «за распространение сведений, порочащих честь и достоинство» коллег.
За эти годы Союз фактически раскололся на два лагеря, которые чисто условно можно окрестить «патриотами» и «либералами». Сторону Михалкова держат сторонники «сильной руки» и «национальной идеи» - актеры Николай Бурляев, Александр Панкратов-Черный, Александр Михайлов, Зинаида Кириенко, Василий Ливанов, режиссеры Владимир Хотиненко, Федор Бондарчук, Владимир Наумов, директор Госфильмофонда Николай Бородачев и ряд других известных кинематографистов. Против них - режиссеры Юлий Гусман, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Виталий Манский, президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен и прочие «приверженцы общечеловеческих ценностей».
В декабре прошлого года по инициативе оппозиции был созван седьмой съезд СК, на котором Михалков был смещен со своего поста, а на его место был избран патриарх отечественного кино Марлен Хуциев. Тогда Никита Сергеевич объявил съезд нелегитимным из-за нарушений регламента. Его поддержало также Министерство юстиции РФ, отказавшееся зарегистрировать результаты съезда.
А в конце марта Никита Михалков созвал внеочередной чрезвычайный съезд кинематографистов, предварительно заявив о намерении оставить пост председателя, отчитавшись по всем пунктам предъявляемых ему претензий. На съезде, лично либо по доверенностям, были представлены более двух тысяч членов Союза, многие из которых даже не имели понятия о подковерных играх, предшествовавших съезду. Вся страна наблюдала в прямом эфире, как Никита Сергеевич вышел на трибуну, напевая «А напоследок я скажу…». Несомненно, в эти минуты он играл одну из лучших своих ролей, на которой мы не будем останавливаться подробно: об этом сказано и написано уже немало. Хочу лишь сослаться на свидетельства очевидцев, рядовых членов Союза кинематографистов, которые ухитряются сочетать человеческую симпатию к Михалкову с приверженностью к «западным ценностям». Прощальное выступление Никиты Сергеевича их тронуло до слез, но когда прощание так и не состоялось, они почувствовали себя обманутыми… Последующая расправа с оппозицией также повергла в уныние людей, не считающих для себя возможным принимать в этой схватке чью-либо сторону, поскольку ни один из враждующих лагерей не доказал в ходе конфликта своего нравственного превосходства. И если сторонники Михалкова превратились в беснующуюся толпу, набросившись на президента гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена с криками: «Уйдите, Мориарти!» (ввиду его внешнего сходства с известным кинозлодеем), а потом и вовсе изгнав его из рядов СК, то оппозиция на протяжении многих месяцев аккуратно разделывала Никиту Сергеевича при помощи ножа и вилки, рассылая письма по инстанциям и снабжая компроматом средства массовой информации. Из михалковского лагеря явственно несло антисемитским душком, на горизонте замаячила борьба с «безродными космополитами». Их противники бросали обвинения в фашизме своим коллегам, оскорбляя чувства сидевших в зале престарелых фронтовиков. Собственно, последние-то и нуждаются в творческом союзе более всего, поскольку СК до сих пор остается достаточно мощной организацией, способной оказать реальную помощь больным и нищим пожилым кинематографистам, живущим в разных концах России. Именно их голосами воспользовались по доверенности сторонники Михалкова, чтобы обеспечить свою победу, полагает известный кинокритик Юрий Богомолов. Он, кстати, видит в конфликте внутри СК борьбу не столько за собственность Союза, сколько за бюджетные деньги. Борьба эта, которую ведут несколько крупных кинопроизводителей, особенно обострилась в условиях кризиса. «В деле распределения государственных средств снова, как в советское время, могла бы сыграть важную роль идеология, которой у Михалкова не меньше, чем у сыгранного им генерала Пожарского», - пишет Богомолов. Обновленный, строго структурированный Союз кинематографистов, по его мнению, может стать не просто еще одним ведомством в ранге министерства, но «партией нового старого типа, наподобие КПСС». И чистка ее рядов уже началась: после изгнания Матизена на очереди - черный список из 30 фамилий.
«…Это, разумеется, не 37-й год; не будем всуе бросаться столь сильными сравнениями. Но времена маккартизма в нашем кинематографе уже наступают», - с горечью отмечает критик. А вот Министерство культуры настроено вполне оптимистично и ожидает скорейшего наступления мира в Союзе кинематографистов. «Есть радикалы и с одной, и с другой стороны, которые работают на разобщение. И большинство членов Союза - вполне нормальные люди, которые способны договориться», - заявил агентству «Интерфакс» заместитель министра культуры Александр Голутва.
А в самом начале этой недели в подъезде собственного дома был ограблен 83-летний Марлен Мартынович Хуциев, на днях заявивший о намерении оспорить в суде итоги «михалковского» съезда. Неизвестный грабитель отобрал у режиссера 7300 рублей и сотовый телефон. Хочется надеяться, что это просто ограбление, а не предупреждение оппоненту…
Елена Белая.
Фото: Юрий Белов.
Напомним, что творческий союз служителей самого массового из искусств внутренние дрязги сотрясали уже много лет. Исторический пятый съезд Союза кинематографистов СССР в мае 1986 года сегодня вообще объявляют «первой ласточкой» перестройки и провозвестником всех исторических потрясений, приведших к распаду советской империи. Коротко говоря, тогда либерально настроенная оппозиция отстранила от власти патриархов советского кино во главе с Сергеем Бондарчуком, да еще и покуражилась над ними, высказав в лицо десятилетиями копившиеся творческие и идейные претензии. В феврале 1990 года состоялся Учредительный съезд кинематографистов Российской Федерации, завершившийся созданием СК России. Правление Союза возглавил режиссер Игорь Масленников, которого через четыре года, на втором съезде, сменил Сергей Соловьев. В то время Союз кинематографистов СССР был уже преобразован в Конфедерацию, объединявшую кинематографистов бывших союзных республик. Споры вокруг совместно нажитого имущества привели к выходу СК России из Конфедерации. Впрочем, и в российском Союзе кинематографистов борьба за собственность шла с момента создания, а сама организация пребывала на грани развала вплоть до декабря 1997 года, когда председателем правления был избран Никита Михалков. Единства в рядах не было и позже - практически все последующие съезды сопровождались скандалами. Так, на четвертом съезде в октябре 2004 года режиссер Юлий Гусман, некогда возглавлявший Центральный дом кинематографистов и смещенный с этого поста по решению Михалкова, крайне негативно высказался в адрес главы Союза и предложил избрать нового председателя.
Сам Михалков в своем докладе, который ему все же дали тогда зачитать, напомнил, что когда он пришел к руководству, в Союзе царили разруха и хаос, а начиная с 2001 года доходы Союза росли и в 2004 году были на 57 процентов выше доходов 2001 года. Кроме того, производство отечественных фильмов за это время увеличилось в несколько раз, была учреждена национальная премия «Золотой орел», потеснившая знаменитую «Нику».
А вот противники мэтра утверждали, что за годы своего «правления» Михалков сделал больше плохого, чем хорошего. По их мнению, в течение всего времени его руководства внутри Союза укреплялась властная вертикаль - председатель Союза мог избираться на свой пост неограниченное количество раз, было отменено положение о возможности его досрочного отзыва, секретариат СК стал назначаемым, а не избираемым, было введено правило, по которому любой член Союза может быть исключен «за распространение сведений, порочащих честь и достоинство» коллег.
За эти годы Союз фактически раскололся на два лагеря, которые чисто условно можно окрестить «патриотами» и «либералами». Сторону Михалкова держат сторонники «сильной руки» и «национальной идеи» - актеры Николай Бурляев, Александр Панкратов-Черный, Александр Михайлов, Зинаида Кириенко, Василий Ливанов, режиссеры Владимир Хотиненко, Федор Бондарчук, Владимир Наумов, директор Госфильмофонда Николай Бородачев и ряд других известных кинематографистов. Против них - режиссеры Юлий Гусман, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Виталий Манский, президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен и прочие «приверженцы общечеловеческих ценностей».
В декабре прошлого года по инициативе оппозиции был созван седьмой съезд СК, на котором Михалков был смещен со своего поста, а на его место был избран патриарх отечественного кино Марлен Хуциев. Тогда Никита Сергеевич объявил съезд нелегитимным из-за нарушений регламента. Его поддержало также Министерство юстиции РФ, отказавшееся зарегистрировать результаты съезда.
А в конце марта Никита Михалков созвал внеочередной чрезвычайный съезд кинематографистов, предварительно заявив о намерении оставить пост председателя, отчитавшись по всем пунктам предъявляемых ему претензий. На съезде, лично либо по доверенностям, были представлены более двух тысяч членов Союза, многие из которых даже не имели понятия о подковерных играх, предшествовавших съезду. Вся страна наблюдала в прямом эфире, как Никита Сергеевич вышел на трибуну, напевая «А напоследок я скажу…». Несомненно, в эти минуты он играл одну из лучших своих ролей, на которой мы не будем останавливаться подробно: об этом сказано и написано уже немало. Хочу лишь сослаться на свидетельства очевидцев, рядовых членов Союза кинематографистов, которые ухитряются сочетать человеческую симпатию к Михалкову с приверженностью к «западным ценностям». Прощальное выступление Никиты Сергеевича их тронуло до слез, но когда прощание так и не состоялось, они почувствовали себя обманутыми… Последующая расправа с оппозицией также повергла в уныние людей, не считающих для себя возможным принимать в этой схватке чью-либо сторону, поскольку ни один из враждующих лагерей не доказал в ходе конфликта своего нравственного превосходства. И если сторонники Михалкова превратились в беснующуюся толпу, набросившись на президента гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена с криками: «Уйдите, Мориарти!» (ввиду его внешнего сходства с известным кинозлодеем), а потом и вовсе изгнав его из рядов СК, то оппозиция на протяжении многих месяцев аккуратно разделывала Никиту Сергеевича при помощи ножа и вилки, рассылая письма по инстанциям и снабжая компроматом средства массовой информации. Из михалковского лагеря явственно несло антисемитским душком, на горизонте замаячила борьба с «безродными космополитами». Их противники бросали обвинения в фашизме своим коллегам, оскорбляя чувства сидевших в зале престарелых фронтовиков. Собственно, последние-то и нуждаются в творческом союзе более всего, поскольку СК до сих пор остается достаточно мощной организацией, способной оказать реальную помощь больным и нищим пожилым кинематографистам, живущим в разных концах России. Именно их голосами воспользовались по доверенности сторонники Михалкова, чтобы обеспечить свою победу, полагает известный кинокритик Юрий Богомолов. Он, кстати, видит в конфликте внутри СК борьбу не столько за собственность Союза, сколько за бюджетные деньги. Борьба эта, которую ведут несколько крупных кинопроизводителей, особенно обострилась в условиях кризиса. «В деле распределения государственных средств снова, как в советское время, могла бы сыграть важную роль идеология, которой у Михалкова не меньше, чем у сыгранного им генерала Пожарского», - пишет Богомолов. Обновленный, строго структурированный Союз кинематографистов, по его мнению, может стать не просто еще одним ведомством в ранге министерства, но «партией нового старого типа, наподобие КПСС». И чистка ее рядов уже началась: после изгнания Матизена на очереди - черный список из 30 фамилий.
«…Это, разумеется, не 37-й год; не будем всуе бросаться столь сильными сравнениями. Но времена маккартизма в нашем кинематографе уже наступают», - с горечью отмечает критик. А вот Министерство культуры настроено вполне оптимистично и ожидает скорейшего наступления мира в Союзе кинематографистов. «Есть радикалы и с одной, и с другой стороны, которые работают на разобщение. И большинство членов Союза - вполне нормальные люди, которые способны договориться», - заявил агентству «Интерфакс» заместитель министра культуры Александр Голутва.
А в самом начале этой недели в подъезде собственного дома был ограблен 83-летний Марлен Мартынович Хуциев, на днях заявивший о намерении оспорить в суде итоги «михалковского» съезда. Неизвестный грабитель отобрал у режиссера 7300 рублей и сотовый телефон. Хочется надеяться, что это просто ограбление, а не предупреждение оппоненту…
Елена Белая.
Фото: Юрий Белов.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru