Вадим СОЛОВЬЁВ: «Сговор - это разновидность мошенничества»
31.03.2009 17:40 Рубрика: Общество
О том, что региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) возбудило административные дела против трёх продавцов нефтепродуктов, «Молва» уже писала («ФАС против АЗС» в номере за 5 марта). Тогда названия фирм ещё не раскрывались. Сейчас стало известно, что это «Лукойл», «Техно-ойл» и «Владимир-ОПТОН». О тяжбе с автозаправщиками журналистам на днях рассказал руководитель УФАС Вадим Соловьёв.
Дела были возбуждены после достаточно долгого изучения рынка нефтепродуктов в пределах города Владимира. В ходе мониторинга специалисты УФАС обнаружили признак нарушения антимонопольного законодательства - резкий рост рентабельности. В отношении компаний «Техно-ойл» и «Лукойл» возбуждены дела по статье «Злоупотребление доминирующим положением на рынке». Эти монополисты в течение декабря и начала января (именно тогда произошёл скачок рентабельности) торговали топливом по завышенным ценам.
Согласитесь, что временные границы выглядят довольно странно. Ведь цены остаются высокими до сих пор. Но в УФАС объясняют, что выводы, например, о мартовском злоупотреблении можно будет сделать только… в следующем январе, потому что нужно изучать финансовый год в целом.
Также возбуждено дело в отношении компаний «Владимир-ОПТОН» и «Лукойл» по признакам сговора. «Владимир-ОПТОН» начал процедуру обжалования действий УФАС в Арбитражном суде. «Лукойл» и «Техно-ойл», с целью доказать экономическую обоснованность цен, представили большое количество документов, которые специалистам УФАС теперь предстоит изучить (в срок до трёх месяцев).
Один из аргументов автозаправщиков в свою защиту - данные мониторинга не соответствуют действительности, так как производился контроль только «стеловых» (указанных на стелах около АЗС) цен. Действительные отпускные цены ниже, потому что значительная часть бензина продаётся с дисконтными скидками.
Напомним, что ранее продавцы нефтепродуктов объясняли сохранение высоких цен тем, что они никак не могут реализовать старые запасы топлива.
- Если факт нарушения подтвердится, какие санкции могут быть применены к компаниям? И снизятся ли тогда в рознице цены на топливо?
- Административный кодекс предусматривает за нарушение антимонопольного законодательства применение оборотных штрафов: от одного до пятнадцати процентов годового оборота компании на том рынке, где было допущено нарушение, - разъясняет Вадим Соловьёв. - Конкретный процент (один, пятнадцать или что-то среднее) зависит от очень многих факторов… Вопрос со снижением цены достаточно сложный. По закону мы можем обязать продавцов снизить цены до экономически обоснованного уровня. Но уровень этот очень сложно определить и тем более доказать.
- Планируется ли контролировать цены на топливо за пределами Владимира?
- Рынки других городов и трассы «М 7» УФАС только ещё начинает изучать. Идёт сбор информации в муниципальных образованиях по количеству заправок и уровню цен. А вот Владимирскую область в целом мониторить нельзя, потому что она не является единым топливным рынком: ведь жители Владимира не ездят в Муром заправляться бензином.
Многие люди считают борьбу УФАС с монополистами малоэффективной. Вадим Соловьёв объясняет слабость службы «пробуксовкой некоторых правовых механизмов». В законодательстве, по его мнению, много изъянов, но в ближайшей перспективе некоторые из них могут быть устранены. Сейчас в Госдуме рассматривается пакет поправок в антимонопольное законодательство. В частности, депутаты планируют ввести уголовное наказание за картельный сговор.
- По своей сути сговор есть не что иное, как мошенничество. И наказание за него должно быть не административным, а уголовным. Прибыль можно получать только разрешенными способами, - комментирует законодательную инициативу Соловьёв. - Надеюсь, что поправки пройдут, и тогда мы будем работать более эффективно.
Роман КОМОВ.
Фото: Пётр СОКОЛОВ.
Дела были возбуждены после достаточно долгого изучения рынка нефтепродуктов в пределах города Владимира. В ходе мониторинга специалисты УФАС обнаружили признак нарушения антимонопольного законодательства - резкий рост рентабельности. В отношении компаний «Техно-ойл» и «Лукойл» возбуждены дела по статье «Злоупотребление доминирующим положением на рынке». Эти монополисты в течение декабря и начала января (именно тогда произошёл скачок рентабельности) торговали топливом по завышенным ценам.
Согласитесь, что временные границы выглядят довольно странно. Ведь цены остаются высокими до сих пор. Но в УФАС объясняют, что выводы, например, о мартовском злоупотреблении можно будет сделать только… в следующем январе, потому что нужно изучать финансовый год в целом.
Также возбуждено дело в отношении компаний «Владимир-ОПТОН» и «Лукойл» по признакам сговора. «Владимир-ОПТОН» начал процедуру обжалования действий УФАС в Арбитражном суде. «Лукойл» и «Техно-ойл», с целью доказать экономическую обоснованность цен, представили большое количество документов, которые специалистам УФАС теперь предстоит изучить (в срок до трёх месяцев).
Один из аргументов автозаправщиков в свою защиту - данные мониторинга не соответствуют действительности, так как производился контроль только «стеловых» (указанных на стелах около АЗС) цен. Действительные отпускные цены ниже, потому что значительная часть бензина продаётся с дисконтными скидками.
Напомним, что ранее продавцы нефтепродуктов объясняли сохранение высоких цен тем, что они никак не могут реализовать старые запасы топлива.
- Если факт нарушения подтвердится, какие санкции могут быть применены к компаниям? И снизятся ли тогда в рознице цены на топливо?
- Административный кодекс предусматривает за нарушение антимонопольного законодательства применение оборотных штрафов: от одного до пятнадцати процентов годового оборота компании на том рынке, где было допущено нарушение, - разъясняет Вадим Соловьёв. - Конкретный процент (один, пятнадцать или что-то среднее) зависит от очень многих факторов… Вопрос со снижением цены достаточно сложный. По закону мы можем обязать продавцов снизить цены до экономически обоснованного уровня. Но уровень этот очень сложно определить и тем более доказать.
- Планируется ли контролировать цены на топливо за пределами Владимира?
- Рынки других городов и трассы «М 7» УФАС только ещё начинает изучать. Идёт сбор информации в муниципальных образованиях по количеству заправок и уровню цен. А вот Владимирскую область в целом мониторить нельзя, потому что она не является единым топливным рынком: ведь жители Владимира не ездят в Муром заправляться бензином.
Многие люди считают борьбу УФАС с монополистами малоэффективной. Вадим Соловьёв объясняет слабость службы «пробуксовкой некоторых правовых механизмов». В законодательстве, по его мнению, много изъянов, но в ближайшей перспективе некоторые из них могут быть устранены. Сейчас в Госдуме рассматривается пакет поправок в антимонопольное законодательство. В частности, депутаты планируют ввести уголовное наказание за картельный сговор.
- По своей сути сговор есть не что иное, как мошенничество. И наказание за него должно быть не административным, а уголовным. Прибыль можно получать только разрешенными способами, - комментирует законодательную инициативу Соловьёв. - Надеюсь, что поправки пройдут, и тогда мы будем работать более эффективно.
Роман КОМОВ.
Фото: Пётр СОКОЛОВ.
Источник публикации: Молва. Закон
www.vladimironline.ru