Высшее образование: а по сеньке шапка?
31.03.2009 15:30 Рубрика: Общество
Кипящие в России страсти по ЕГЭ - Единому Государственному Экзамену - выпускникам немецких школ совершенно непонятны. Единой, тем более «государственной» оценки знаний школьников в Германии не существует.
Принцип «отвечай за себя»
Здесь очень сложная система образования. Здесь не принято говорить ребенку: учись хорошо, чтобы поступить в институт. И только исходя из этой логики ставить перед чадом часто невыполнимую цель. Немецкий ребенок с первых и до последних шагов в школе полностью отвечает сам за себя.
В начальную школу (грунтшюле) ребенка отдают с шести лет. Он там учится четыре года. Малыш сразу привыкает, что каждый день его работы по всем предметам аккуратно подшиваются в большую папку. Каждая тема - даже у первоклассников - завершается написанием так называемых проб (аналог контрольной работы) и тестом. Для них выделяется даже специальная бумага. Учитель ставит оценку, а внизу подписываются родители. Так по каждой (!) теме до седьмого класса. Старшие дети уже сами ставят свою подпись под учительской оценкой. Все до единого результаты заносятся учителем в компьютер, а письменный документ хранится в школе. Именно по сумме этих оценок выводится средний балл по окончании начальной школы.
Для поступления в школу следующей ступени рекомендацию ребенку пишет тоже учитель. На основе объективных результатов происходит разделение: самые слабые ребята идут в хаупшюле, посильнее - в реальшюле, с высоким баллом - в гимназию. Родительские амбиции в этом случае отдыхают. Ведь против простой арифметики нет аргументов. Правда, ребенок может подтянуться и через год попытаться сдать экзамен в школу посильнее. Но не всем это удается: природу здесь не насилуют, а подкупить учителя просто невозможно.
После хаупшюле - это 9 классов - школьник должен сдать экзамены на «квали». Этот документ откроет ему дорогу для дальнейшего обучения. Без «квали», кстати, не возьмут и на контрактную службу в армию. Завалившие этот экзамен могут еще год поучиться в девятом классе. С «квали» или без него можно получить рабочую профессию. Только в первом случае можешь претендовать на школу, из которой сразу выйдешь в должности мастера. Профессиональное обучение в Германии очень развито и хорошо финансируется государством.
Выпускники реальной школы - это десятилетка - продолжают учебу в фахшколах, становятся специалистами среднего звена. Дольше всего учатся в гимназии: 13 лет. Это в лучшем случае. Иные ребята остаются на повторный курс (что здесь совершенно не позорно) и выходят из стен школы в возрасте 20-21 года. Именно гимназисты составляют большую часть абитуриентов вузов. От общего числа выпускников это примерно 30-40 процентов. Учебные места открываются по потребностям. Сейчас их число растет: государство выделяет дополнительные средства на обучение молодежи. Это входит в антикризисную программу правительства. Привычного для россиян деления мест на бюджетные и платные в Германии нет.
Принцип «тяжело в учении»
Распределение детей по разным школам в зависимости от способностей каждого ребенка кажется на первый взгляд несправедливым. Даже можно указать на ахиллесову пяту этой системы: фактически, это «приговор» ученику, вынесенный учителем. А если ребенок просто еще не успел раскрыть свои способности?.. Но ведь в каждом случае эта оценка в течение четырех лет постоянно согласовывалась с родителями и утверждалась ими! Это железный аргумент. Авторитет педагога в Германии очень высок (как и оплата его труда). Бывают, конечно же, спорные случаи, но в них не честь мундира отстаивают, а взвешивают, насколько подъемна будет дальнейшая учеба в школе высшей ступени для самого ребенка. Во главу угла здесь ставят не амбиции семьи, а здоровье школьника.
Не прошел по талантам в гимназию - тоже хорошо. Ведь учиться там весьма непросто. Гимназистов не встретишь праздно болтающимися на улице. Над ними все годы обучения висит дамоклов меч: если не тянешь, то переведут в школу низшей ступени, а кому хочется?.. Именно гимназисты - самая массовая клиентура репетиторских бюро, которых в Германии немало. Это официальные фирмы, берущие в среднем 18 евро за академический час и платящие налоги. Репетиторством занимаются и студенты.
В гимназии обязательное изучение двух иностранных языков, и в результате свободное владение ими. Начиная с восьмого класса, гимназисты проходят практику, место для которой должны найти сами. С этих пор они привыкают к порядку, который пригодится им и в будущем при поиске работы: резюме - в особой папке, опыт делового общения (без мамы за спиной). Дочка моих знакомых обошла около тридцати учреждений, пока нашла место для практики в архитектурном бюро.
Гимназисты так же, как и в начальной школе, «копят» баллы по каждой теме. Проба - это и их «лицо», и вклад в собственное будущее. Средняя сумма накопленных за годы учебы баллов и будет решающей при подаче документов в высшее учебное заведение. При пятибалльной системе оценок в Германии высшая оценка - единица. К примеру, для поступления на медицинский факультет университета средний балл экзаменов на «абитур» должен быть не выше 2,1. И все же решающими для поступления будут оценки, полученные на экзаменах в самом вузе. Это испытание для всех абитуриентов во всех вузах обязательно.
Немцы считают, что благодаря постоянному и объективному учету знаний школьников сложилась такая система образования, при которой невозможна коррупция. Хотя сами постоянно эту систему критикуют, считая слишком затянутым срок ученичества.
Деньги на учебу
Высшее образование в Германии с недавних пор платное (правда, не во всех землях). В Баварии плата за семестр - до 500 евро. Сейчас из-за кризиса она чуточку снизилась. Однако многим семьям и эта плата не по карману. И вот здесь свою решающую роль играет государство.
Все ребята, даже дети миллионеров, беспрерывно продолжающие учебу, получают до 25 лет (недавно было до 27 лет) детское пособие (киндергельд). Сейчас оно составляет 164 евро в месяц. Простой подсчет: плата за семестр соберется благодаря этим «детским» деньгам всего за три месяца. И даже кое-что останется. Однако на что же жить? Каждый студент может рассчитывать на образовательный кредит (бафик). Для этого достаточно подать в муниципалитет заявление и справку о доходах родителей. В зависимости от обеспеченности семьи сумма кредита колеблется. Но его всегда рассчитывают так, чтобы студенту хватало на оплату жилья (или общежития), на достаточное питание. Кредит беспроцентный. Его начинают возвращать частями только через пять лет после начала самостоятельной работы. При успешном окончании вуза кредит скостят наполовину или на 75 процентов.
Для студентов придумано множество льгот и скидок, чтобы в молодые годы они могли путешествовать (есть сеть дешевых гостиниц по всей Европе, а проездной билет на поезда по Германии стоит на полтора месяца в летние каникулы всего 34 евро).
Но на государство надейся, а сам не плошай. Потребности студента соответствуют возможностям. Потому почти все студенты подрабатывают. Найти работу им помогают специально созданные в каждом городе студенческие бюро трудоустройства. Студентов берут охотно, потому что работодатели платят за них меньше налогов. Сын моей приятельницы учится на медицинском факультете Эрлангенского университета и работает ночным санитаром в больнице. Однако ему разрешено законом только шесть дежурств в месяц, потому что отделение очень тяжелое - лежачие старики. Получает он около 400 евро да еще подарки от больницы за усердие. Многие студенты работают в домах престарелых, убирают офисы и аптеки, сторожат. В этом они вряд ли отличаются от российских.
Элла РОГОЖАНСКАЯ.
P.S. Я рассказала о системе образования в Баварии - самой лучшей в ФРГ, но и самой строгой. Эта система опирается на законы, принятые именно правительством «свободной земли Бавария», которая, к примеру, не признает дипломы, полученные в других землях (не говоря уже о других странах). Всем специалистам приходится свой диплом подтверждать, сдавая дополнительно экзамен. Но в Баварии созданы все условия для того, чтобы каждый молодой человек получил образование сообразно своим способностям и желанию.
Принцип «отвечай за себя»
Здесь очень сложная система образования. Здесь не принято говорить ребенку: учись хорошо, чтобы поступить в институт. И только исходя из этой логики ставить перед чадом часто невыполнимую цель. Немецкий ребенок с первых и до последних шагов в школе полностью отвечает сам за себя.
В начальную школу (грунтшюле) ребенка отдают с шести лет. Он там учится четыре года. Малыш сразу привыкает, что каждый день его работы по всем предметам аккуратно подшиваются в большую папку. Каждая тема - даже у первоклассников - завершается написанием так называемых проб (аналог контрольной работы) и тестом. Для них выделяется даже специальная бумага. Учитель ставит оценку, а внизу подписываются родители. Так по каждой (!) теме до седьмого класса. Старшие дети уже сами ставят свою подпись под учительской оценкой. Все до единого результаты заносятся учителем в компьютер, а письменный документ хранится в школе. Именно по сумме этих оценок выводится средний балл по окончании начальной школы.
Для поступления в школу следующей ступени рекомендацию ребенку пишет тоже учитель. На основе объективных результатов происходит разделение: самые слабые ребята идут в хаупшюле, посильнее - в реальшюле, с высоким баллом - в гимназию. Родительские амбиции в этом случае отдыхают. Ведь против простой арифметики нет аргументов. Правда, ребенок может подтянуться и через год попытаться сдать экзамен в школу посильнее. Но не всем это удается: природу здесь не насилуют, а подкупить учителя просто невозможно.
После хаупшюле - это 9 классов - школьник должен сдать экзамены на «квали». Этот документ откроет ему дорогу для дальнейшего обучения. Без «квали», кстати, не возьмут и на контрактную службу в армию. Завалившие этот экзамен могут еще год поучиться в девятом классе. С «квали» или без него можно получить рабочую профессию. Только в первом случае можешь претендовать на школу, из которой сразу выйдешь в должности мастера. Профессиональное обучение в Германии очень развито и хорошо финансируется государством.
Выпускники реальной школы - это десятилетка - продолжают учебу в фахшколах, становятся специалистами среднего звена. Дольше всего учатся в гимназии: 13 лет. Это в лучшем случае. Иные ребята остаются на повторный курс (что здесь совершенно не позорно) и выходят из стен школы в возрасте 20-21 года. Именно гимназисты составляют большую часть абитуриентов вузов. От общего числа выпускников это примерно 30-40 процентов. Учебные места открываются по потребностям. Сейчас их число растет: государство выделяет дополнительные средства на обучение молодежи. Это входит в антикризисную программу правительства. Привычного для россиян деления мест на бюджетные и платные в Германии нет.
Принцип «тяжело в учении»
Распределение детей по разным школам в зависимости от способностей каждого ребенка кажется на первый взгляд несправедливым. Даже можно указать на ахиллесову пяту этой системы: фактически, это «приговор» ученику, вынесенный учителем. А если ребенок просто еще не успел раскрыть свои способности?.. Но ведь в каждом случае эта оценка в течение четырех лет постоянно согласовывалась с родителями и утверждалась ими! Это железный аргумент. Авторитет педагога в Германии очень высок (как и оплата его труда). Бывают, конечно же, спорные случаи, но в них не честь мундира отстаивают, а взвешивают, насколько подъемна будет дальнейшая учеба в школе высшей ступени для самого ребенка. Во главу угла здесь ставят не амбиции семьи, а здоровье школьника.
Не прошел по талантам в гимназию - тоже хорошо. Ведь учиться там весьма непросто. Гимназистов не встретишь праздно болтающимися на улице. Над ними все годы обучения висит дамоклов меч: если не тянешь, то переведут в школу низшей ступени, а кому хочется?.. Именно гимназисты - самая массовая клиентура репетиторских бюро, которых в Германии немало. Это официальные фирмы, берущие в среднем 18 евро за академический час и платящие налоги. Репетиторством занимаются и студенты.
В гимназии обязательное изучение двух иностранных языков, и в результате свободное владение ими. Начиная с восьмого класса, гимназисты проходят практику, место для которой должны найти сами. С этих пор они привыкают к порядку, который пригодится им и в будущем при поиске работы: резюме - в особой папке, опыт делового общения (без мамы за спиной). Дочка моих знакомых обошла около тридцати учреждений, пока нашла место для практики в архитектурном бюро.
Гимназисты так же, как и в начальной школе, «копят» баллы по каждой теме. Проба - это и их «лицо», и вклад в собственное будущее. Средняя сумма накопленных за годы учебы баллов и будет решающей при подаче документов в высшее учебное заведение. При пятибалльной системе оценок в Германии высшая оценка - единица. К примеру, для поступления на медицинский факультет университета средний балл экзаменов на «абитур» должен быть не выше 2,1. И все же решающими для поступления будут оценки, полученные на экзаменах в самом вузе. Это испытание для всех абитуриентов во всех вузах обязательно.
Немцы считают, что благодаря постоянному и объективному учету знаний школьников сложилась такая система образования, при которой невозможна коррупция. Хотя сами постоянно эту систему критикуют, считая слишком затянутым срок ученичества.
Деньги на учебу
Высшее образование в Германии с недавних пор платное (правда, не во всех землях). В Баварии плата за семестр - до 500 евро. Сейчас из-за кризиса она чуточку снизилась. Однако многим семьям и эта плата не по карману. И вот здесь свою решающую роль играет государство.
Все ребята, даже дети миллионеров, беспрерывно продолжающие учебу, получают до 25 лет (недавно было до 27 лет) детское пособие (киндергельд). Сейчас оно составляет 164 евро в месяц. Простой подсчет: плата за семестр соберется благодаря этим «детским» деньгам всего за три месяца. И даже кое-что останется. Однако на что же жить? Каждый студент может рассчитывать на образовательный кредит (бафик). Для этого достаточно подать в муниципалитет заявление и справку о доходах родителей. В зависимости от обеспеченности семьи сумма кредита колеблется. Но его всегда рассчитывают так, чтобы студенту хватало на оплату жилья (или общежития), на достаточное питание. Кредит беспроцентный. Его начинают возвращать частями только через пять лет после начала самостоятельной работы. При успешном окончании вуза кредит скостят наполовину или на 75 процентов.
Для студентов придумано множество льгот и скидок, чтобы в молодые годы они могли путешествовать (есть сеть дешевых гостиниц по всей Европе, а проездной билет на поезда по Германии стоит на полтора месяца в летние каникулы всего 34 евро).
Но на государство надейся, а сам не плошай. Потребности студента соответствуют возможностям. Потому почти все студенты подрабатывают. Найти работу им помогают специально созданные в каждом городе студенческие бюро трудоустройства. Студентов берут охотно, потому что работодатели платят за них меньше налогов. Сын моей приятельницы учится на медицинском факультете Эрлангенского университета и работает ночным санитаром в больнице. Однако ему разрешено законом только шесть дежурств в месяц, потому что отделение очень тяжелое - лежачие старики. Получает он около 400 евро да еще подарки от больницы за усердие. Многие студенты работают в домах престарелых, убирают офисы и аптеки, сторожат. В этом они вряд ли отличаются от российских.
Элла РОГОЖАНСКАЯ.
P.S. Я рассказала о системе образования в Баварии - самой лучшей в ФРГ, но и самой строгой. Эта система опирается на законы, принятые именно правительством «свободной земли Бавария», которая, к примеру, не признает дипломы, полученные в других землях (не говоря уже о других странах). Всем специалистам приходится свой диплом подтверждать, сдавая дополнительно экзамен. Но в Баварии созданы все условия для того, чтобы каждый молодой человек получил образование сообразно своим способностям и желанию.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru