Блеск и нищета российской анимации
14.03.2009 00:40 Рубрика: Общество
Сегодня в Суздале - второй день открытого фестиваля анимационного кино. Но улыбок на лицах участников не так много, как того можно было бы ожидать от самого жанра анимации. И дело вовсе не в том, что сегодня - пятница, 13-е.
И не в том, что фестиваль не удался. Напротив, в этот раз к конкурсному показу допущено как никогда много - более сотни работ. И авторские короткометражки, и дебюты, и сериалы, рекламная и социальная продукция, а также студенческие изыскания. Фестиваль работает активно, зрителей - предостаточно, но организаторы и творцы очень серьезно опасаются, что программу показа следующего - 15-го по счету фестиваля - наполнят лишь курсовики и дипломные работы тех, кто только начинает свою жизнь в анимационном кино. Так получилось, что на профессиональные мультфильмы стране стало жалко денег.
Валентин ТЕЛЕГИН, художник и режиссер студии "ПИЛОТ" (г. Москва): "Наверно, 98% анимации отечественной живет за счет государственного кармана, что называется. Это проблема огромнейшая. Огромнейшая. Я боюсь, что, даже если сейчас ситуация как-то стабилизируется, и что-то запустится, то на следующем фестивале будут только студенческие фильмы, потому что люди просто не успеют сделать кино к следующему фестивалю".
Наталья ЛУКИНЫХ, программный директор фестиваля: "Нервничают все. Студии лихорадит, потому что людям взрослым надо искать себе работу, а идут проекты, которые делаются на свой страх и риск за счет собственных студий... Но надеюсь... Я с большой надеждой думаю, что это время каким-то образом восстановится".
Казалось бы, отечественная анимация только-только расправила плечи после упадка 90-х; за короткое время были созданы действительно серьезные работы. "Карлик Нос", а потом и богатырская трилогия вернули зрителей в кинозалы и повысили рейтинги телеканалов. Популярность "Смешариков" удивила даже их создателей. На таком подъеме мультипликаторы начали еще несколько масштабных проектов, но большую часть пришлось заморозить. Госфинансирование отучило продюсеров находить деньги, и наступила патовая ситуация.
Валентин ТЕЛЕГИН, художник и режиссер студии "ПИЛОТ" (г. Москва): "Это печально, но в основном наш продюсер - это человек, который берет деньги у государства, и ему выгоден период производства. Вот пока производство есть - он эти деньги живые получает, какую-то часть платит за кино, какую-то берет себе - и все... Дальше этим кино за редким исключением никто не занимается".
Наталья ЛУКИНЫХ, программный директор фестиваля: "У нас очень плохо в этом смысле работает телевидение. По отношению к... Здесь большая боль, большая обида..."
Вот поэтому и мало улыбок на нынешнем фестивале. Соли на рану сыпанули и китайцы, которые решили не ограничиваться технической доработкой американской продукции, а наладить широкомасштабное производство собственных мультфильмов, основанных, разумеется, на национальном менталитете. Прокат будет недорогим, ширпотреб с удовольствием купят телевизионщики, и в скором времени российские дети будут запоем смотреть длинное, как Великая китайская стена, и мыльное, как "Санта-Барбара", эпохальное творение "Богатые тоже едят рис"...
Олег Беспалов и Евгений Токарев.
Источник публикации: 6 канал
www.vladimironline.ru