о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Кот, застрявший на дереве, «чрезвычайной ситуацией» не является

10.03.2009 18:10 Рубрика: Общество


Недавно знакомая рассказала печальную историю. В последний день декабря, готовясь к встрече Нового года, она вдруг спохватилась, что ее мама что-то долго не дает о себе знать (она живет во Владимире, но отдельно от дочери)...

...Стали звонить - не отвечает ни по одному телефону. Поехали к ней домой, но по приезду столкнулись с проблемой: то ли дверь заклинило, то ли закрыта была изнутри. И на звонки в дверь не отвечает никто. Стало совсем не по себе, и кому-то пришло в голову позвонить в службу спасения по 01: приезжайте, вскройте дверь! Но спасатели отнеслись к просьбе прохладно и попросили сначала вызвать представителя власти, чтобы тот дал разрешение вскрыть дверь. Пришедший по вызову участковый проверил документы, удостоверился, что граждане прописаны по другому адресу, и тоже отнесся к просьбам вскрыть дверь без особого энтузиазма. Часа через три родственникам все-таки удалось попасть в квартиру через балкон соседа; но пожилую женщину они нашли уже мертвой. Вызванный врач сообщил, что смерть произошла еще утром. Но у родственников до сих пор тяжело на душе: а вдруг, когда они суетились под дверью, мама была еще жива, вдруг ее можно было спасти или хотя бы успеть попрощаться…

История номер два. «Однажды мы с подругой заблудились в лесу, - рассказала другая дама.

- Никак не выйдем. Стали звонить в МЧС, а нам отвечают: «Чего вы от нас хотите?». Правда, вскоре мы сами вышли из леса. Но почему нас спасать-то не стали? Они же - спасатели!»

… А действительно: что мы можем требовать от наших спасателей - и что выходит за пределы их обязанностей? Видимо, представление об этой службе у большинства владимирцев, мягко говоря, расплывчатое. Прояснить ситуацию согласились первый заместитель начальника главного управления МЧС России по Владимирской области Владимир Макаркин и заместитель начальника центра управления силами федеральной противопожарной службы по Владимирской области Игорь Вавилов.

Итак (если упрощенно), есть четыре основных направления деятельности владимирского управления МЧС: организация гражданской обороны на территории области; организация и проведение мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение пожарной безопасности на территории области; обеспечение безопасности людей на водных объектах. Кстати, «чрезвычайная ситуация» (ЧС) тоже имеет четкое определение: это обстановка, сложившаяся в результате аварии, стихийного бедствия и т.п., которая повлекла за собой гибель людей.

- В прошлом году у нас было шесть ЧС, - сообщил Владимир Макаркин. - В основном, они были связаны с гибелью людей на пожарах. Прошлый год можно назвать относительно спокойным, а бывают годы, когда мы фиксируем по нескольку десятков ЧС. Да взять хотя бы 2007 год: были и крушения поездов в Гусь-Хрустальном, Меленковском районах, и утечки аммиака, и ураганы, и крупные пожары в деревнях, когда по десятку домов выгорало.

Спасателей привлекают и при серьезных ДТП - для извлечения пострадавших из покореженных автомобилей. Поэтому если вы стали свидетелем ДТП и видите, что люди не могут самостоятельно выбраться из машины, медлить не стоит: в первую очередь звоните по 01, не дожидаясь ни приезда «скорой», ни приезда милиции.

- Если мы получаем сообщение о ДТП, где есть серьезная угроза жизни и здоровью людей, то медикам мы позвоним сами, - пояснил Владимир Макаркин.- Также мы звоним в ГИБДД, выясняем, известно ли им о происшествии. И, конечно же, незамедлительно высылаем бригаду спасателей.

Но все-таки, как быть с заклинившей дверью? Ведь многие наши сограждане уверены, что вскрывать двери по первому же их требованию - это прямая обязанность МЧС-ников. Но не всё так просто.

- Технически дверь вскрыть - проблем нет, - объяснил Игорь Вавилов. - Видимо, насмотревшись передач по ТВ, граждане нам звонят в любых случаях: ключ забыл, дверь заклинило… в общем, надо в квартиру попасть, взломайте быстренько дверь! Но как это сделать на законном основании? Ведь и дверь, и квартира являются чьей-то собственностью. Именно поэтому действует определенный порядок: при вскрытии дверей должен присутствовать представитель власти, который дает нам на это разрешение. Кстати, если вызванный вами участковый решит, что ситуация действительно критическая, он сам может нас вызвать. Но хочу напомнить гражданам, что реальная жизнь несколько отличается от «киношной». И вскрыть двери вам могут так, что потом придется ее полностью менять. Были у нас случаи, когда граждане просили дверь открыть, а потом писали жалобы, что, мол, спасатели дверь испортили.

Иными словами, всем нам надо запомнить: МЧС двери не вскрывает, и звонить при такой надобности по 01 не следует. Правда, из этого правила есть исключения. Если за закрытой дверью находится человек, которому явно и недвусмысленно угрожает беда, - надо сразу звонить по 01. Простейший пример: мама выскочила по какой-то надобности из квартиры, а шустрое дитя закрыло дверь на щеколду и самостоятельно открыть ее не может, только ревет во весь голос… Но вот к кому обращаться при бытовых надобностях, не связанных с «угрозой жизни и здоровью», - вопрос остался открытым. Видимо, так и придется лазить через соседские балконы…

Что же касается поисков заблудившихся в наших владимирских лесах, то, как оказалось, сотрудников владимирского МЧС к этому также привлекают, и нередко.

- В прошлом году искали людей в Судогодском районе, в Александровском и других, - рассказал Игорь Вавилов. - Ситуации такие в грибной сезон возникают практически еженедельно. Другое дело, что найти заплутавших не так просто. Обычный в таких случаях разговор по мобильнику: «Ой, мы заблудились, спасите нас!» - «А вы где? Откуда вышли?» - «Ой, мы не знаем, мы от дороги идем». - «А в какую сторону шли?» - «Направо. А может, налево…». Есть способы определения положения по мобильнику, но у нас нет специального оборудования. А сотовые операторы с нами сотрудничают неохотно, и нет такой законодательной базы, которая бы обязывала их помогать нам.

Что же предпринимают спасатели в таких случаях? К месту предполагаемого нахождения заблудившегося выезжают пожарные машины и машины ГИБДД, ездят по лесным дорогам, сигналят. Собаки служебные помогают. Бывает, что и вертолеты поднимают в воздух. Кстати, о вертолетах. Вопреки сложившемуся у владимирцев мнению, своими вертолетами владимирское управление МЧС не располагает. Но в нашей области базируется вертолетный отряд, который подчиняется непосредственно Министерству по чрезвычайным ситуациям. Оно же и принимает решение относительно использования вертолетов, если возникает такая необходимость. Например, для проведения разведки в период лесных и торфяных пожаров. Или был случай в Муроме, когда молодого парня отвезли в Москву на срочную операцию. Процедура получения разрешения на использование вертолетов занимает не более одного часа.

Итак, подведем некоторые итоги. В службу спасения надо обращаться в тех случаях, когда есть непосредственная угроза жизни и здоровью людей. Например: пожар или человек тонет, или застрял в разбитой машине при ДТП, или залез на крышу и собирается спрыгнуть вниз… Опасной ситуацией считается также обнаружение разлитой ртути в большом количестве: если вы такое увидели, сразу же звоните 01. И еще одно уточнение: платных услуг управление МЧС не оказывает и денег за свои услуги не берет, поскольку это федеральная структура.

А вот кошка, которая залезла на дерево и не может слезть, «чрезвычайной ситуацией», при всей любви спасателей к животным, не является. То же самое относится и к пьяному, лежащему посреди тротуара: даже если его здоровье (а в сильные морозы - и сама жизнь) находится под угрозой, звонить 01 не следует. Правда, куда обращаться в таких случаях, осталось непонятным, поскольку милиция реагирует на такие вызовы неохотно, а «скорая помощь» - еще неохотнее.

Наверняка кто-то из читателей вспомнил известный нам по американским фильмам телефон 911, когда человеку, находящемуся в опасной ситуации, достаточно позвонить по этому номеру, а уже дело диспетчера - вызвать соответствующую службу. Возможно, в скором времени и россиянам не придется, находясь в стрессовом состоянии, судорожно вспоминать, кто какую помощь обязан нам оказать, согласно должностной инструкции, и по какому телефону звонить. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям принято решение о создании службы 112, диспетчеры которой будут принимать все сообщения. В нескольких областях этот проект уже реализуется, но когда дело дойдет до нашей области, пока не известно.
Елена Левицкая.
Фото: Петр СОКОЛОВ.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости