В начале 2000-х талантов было больше...
02.02.2009 17:10 Рубрика: Общество
Прошло более 20 лет с момента, когда в Россию пришла hip-hop культура и три ее составляющие: музыка, брейкданс и граффити – своеобразное искусство художественной росписи с атрибутикой жанра, где изначально существовала определенная тематика рисунков, а теперь круг расширился, и граффити сочетаются с чем угодно. Немало написано о том, где зародилось и как граффити попало в нашу страну. Реже говорят о том, каким оно стало сейчас: как изменилось и выросло, как «засияло» российское граффити, по сравнению с предыдущими годами и другими странами, и какими стали мастера этого искусства сегодня.
Информацию об этом я получила от владимирского граффитчика, специалиста своего дела Александра Григоряна, вот уже 9 лет известного многим как Spyder. Он учится на архитектурно-строительном факультете ВлГУ, участник всевозможных соревнований, фестивалей, а с 2008 года еще и участник сборной российской команды граффитчиков.
В 2007 г. на проводимом ежегодно фестивале по граффити в Европе команда добилась высоких результатов.
- Это показатель того, что мы вышли на международный уровень, - с гордостью рассказал Александр. - Если раньше на таких крупных соревнованиях к россиянам относились в лучшем случае с усмешками, то теперь мы заслужили их уважение. Многие наши креативные художники стали организовывать свои выставки за границей.
Не так давно в России была сделана попытка представить граффити как часть актуального искусства. То есть переместить граффити с улицы - на выставки, в музеи, художественные галереи.
- В Москве, в Третьяковке, проходила выставка, посвященная граффити: тогда мы делали работы на холсте 2 на 10 метров, - рассказал Spyder. - Еще одно московское мероприятие - открытие винзавода - началось с выставки, где собрались лучшие мастера-граффитчики. Выставлено было около 500 холстов.
Шаг с улиц в музеи современного актуального искусства - это настоящий бум, произведенный старыми группировками граффитчиков, людьми закала 1999-2000 годов. О начинающих, молодых любителях Александр-Spyder говорит сдержанно-неодобрительно:
- Сейчас очень много людей пытаются заниматься граффити, но для большинства это, в первую очередь, мода; этим занимаются для славы, для самоутверждения… Мало того, многие просто лишены творческого начала в работах. Например, не так давно я обучал новичков. Рисовать классические вещи они научились безупречно. Но когда вдруг зашла речь о том, чтобы сымпровизировать, оказалось, что они не могут подойти к заданию творчески. Мне кажется, что в начале 2000-х годов талантов было больше, чем сейчас, хотя народу рисовало меньше. Вот вам и количество - хоть оно и растет, но проблема-то всегда остается в качестве…
Многие из граффитчиков постепенно начинают заниматься коммерческой деятельностью: сейчас модно с их помощью оформлять, например, развлекательные центры или частные апартаменты. На этом можно заработать большие деньги. Однако талант к рисованию, искусство и граффити - это разные вещи.
- То, что я занимаюсь оформлением, вовсе не означает, что это как-то связано с граффити, - рассказывает Spyder. - Такая коммерция мне не доставляет никакого удовольствия. Больше скажу: я, учась на архитектурном факультете, не люблю рисовать какие-то обычные, стандартные вещи, которым там учат. Свою будущую профессию Александр связывает с творческой деятельностью, но это, скорее, будет специальность арт-директора, управляющего проектами, а не самостоятельная творческая работа.
Лилия Седова.
Фото из архива Александра Григоряна.
Информацию об этом я получила от владимирского граффитчика, специалиста своего дела Александра Григоряна, вот уже 9 лет известного многим как Spyder. Он учится на архитектурно-строительном факультете ВлГУ, участник всевозможных соревнований, фестивалей, а с 2008 года еще и участник сборной российской команды граффитчиков.
В 2007 г. на проводимом ежегодно фестивале по граффити в Европе команда добилась высоких результатов.
- Это показатель того, что мы вышли на международный уровень, - с гордостью рассказал Александр. - Если раньше на таких крупных соревнованиях к россиянам относились в лучшем случае с усмешками, то теперь мы заслужили их уважение. Многие наши креативные художники стали организовывать свои выставки за границей.
Не так давно в России была сделана попытка представить граффити как часть актуального искусства. То есть переместить граффити с улицы - на выставки, в музеи, художественные галереи.
- В Москве, в Третьяковке, проходила выставка, посвященная граффити: тогда мы делали работы на холсте 2 на 10 метров, - рассказал Spyder. - Еще одно московское мероприятие - открытие винзавода - началось с выставки, где собрались лучшие мастера-граффитчики. Выставлено было около 500 холстов.
Шаг с улиц в музеи современного актуального искусства - это настоящий бум, произведенный старыми группировками граффитчиков, людьми закала 1999-2000 годов. О начинающих, молодых любителях Александр-Spyder говорит сдержанно-неодобрительно:
- Сейчас очень много людей пытаются заниматься граффити, но для большинства это, в первую очередь, мода; этим занимаются для славы, для самоутверждения… Мало того, многие просто лишены творческого начала в работах. Например, не так давно я обучал новичков. Рисовать классические вещи они научились безупречно. Но когда вдруг зашла речь о том, чтобы сымпровизировать, оказалось, что они не могут подойти к заданию творчески. Мне кажется, что в начале 2000-х годов талантов было больше, чем сейчас, хотя народу рисовало меньше. Вот вам и количество - хоть оно и растет, но проблема-то всегда остается в качестве…
Многие из граффитчиков постепенно начинают заниматься коммерческой деятельностью: сейчас модно с их помощью оформлять, например, развлекательные центры или частные апартаменты. На этом можно заработать большие деньги. Однако талант к рисованию, искусство и граффити - это разные вещи.
- То, что я занимаюсь оформлением, вовсе не означает, что это как-то связано с граффити, - рассказывает Spyder. - Такая коммерция мне не доставляет никакого удовольствия. Больше скажу: я, учась на архитектурном факультете, не люблю рисовать какие-то обычные, стандартные вещи, которым там учат. Свою будущую профессию Александр связывает с творческой деятельностью, но это, скорее, будет специальность арт-директора, управляющего проектами, а не самостоятельная творческая работа.
Лилия Седова.
Фото из архива Александра Григоряна.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru