Философы призывают к диалогу
20.01.2009 13:30 Рубрика: Общество
Новый год наступил не только под знаком Быка, но и в сопровождении финансового кризиса, военного конфликта между Израилем и Палестиной и очередного газового скандала со стороны Украины. Насущные политические и экономические проблемы не сходят со страниц прессы, обсуждаются на телевидении. При том, что каждая болезненная ситуация «несчастлива по-своему» и нуждается в индивидуальных схемах оздоровления, мировое философское сообщество задается вопросом о закономерностях в разрешении конфликтов. Задача философов - высветить истинные и ложные ценности, дать объяснение ситуации, способствовать ее развитию в нужном русле. Участница трех всемирных философских конгрессов, заведующая кафедрой художественного образования ВГГУ, доктор философских наук Римма Куренкова поделилась с корреспондентом «М» своими впечатлениями о работе на XII Всемирном философском конгрессе, проходившем с 30 июля по 5 августа 2008 г. в Сеуле (Южная Корея).
- Римма Аркадьевна, насколько представителен был этот конгресс и почему он не стал событием для средств массовой информации, а следовательно, и широкой общественности?
- Всемирные философские конгрессы регулярно, за исключением периодов мировых войн, проводятся один раз в пять лет, начиная с 1900 года. В работе Сеульского конгресса, первого проведенного на территории Азии, приняли участие 2093 философа из 104 стран мир, и обсуждавшиеся вопросы, безусловно, нашли отклик и у политиков, и у экономистов, и у ученых. Однако внимание журналистов было тогда, если вы помните, приковано к военным действиям в Южной Осетии и к Олимпийским играм в Китае. До философии ли миру? Однако каждые пять лет появляются имена новых талантливых спортсменов, войны полыхают, тлеют и рано или поздно заканчиваются миром. И только культура мышления, культура отношения к миру и человеку в этом мире предопределяет условия на пути к достойной человеческой жизни. Когда не хватает обычной житейской мудрости, умные люди идут на поклон к философской науке. Именно философ является стражем здравого смысла. Именно философия с идеями прав человека, ненасилия, уважения, диалога не позволит политикам, экономистам, чиновникам уводить нас от краеугольных жизненных проблем. Именно философия позволяет выявить сущность, эйдетику жизненных реалий, предлагает возможности рациональной дискуссии, обращенной к первостепенным проблемам, стоящим перед человечеством. В своем обращении к участникам XXII Всемирного философского конгресса известный философ Питер Кэмп сказал: «Люди постоянно забывают, что экономическая, технологическая и военная мощь не могут монопольно обладать властью в мире. Философские аргументы и размышления являются силой, которая через слово во всем мире может делать вызов другим силам, разоблачать ложь и приоткрывать завесу над иллюзиями, а также предлагать варианты лучшего мира для всех людей, живущих на планете». В этом смысле истинная философия создает граждан мира, а также борется за улучшение мирового порядка.
- Какие новые подходы предлагают сегодня философы для разрешения политических конфликтов?
- Начну с того, что тема всего конгресса была сформулирована как «Переосмысление сегодняшней философии», и круг обсуждавшихся вопросов был чрезвычайно широк и касался и проблем глобализации, и взаимоотношений человека и окружающей среды, и необходимости ограничить применение биотехнологий. А поскольку язык философии - это язык мира, общения и диалога, в рамках конгресса прошел симпозиум «Конфликт и толерантность». Канадский философ Жан Гранден (Монреаль) подчеркнул, что конфликт требует терпимости. В общем плане это не оспаривается. Еще XIX Всемирный философский конгресс 1993 г. в Москве провозгласил идею толерантности в качестве универсальной добродетели нашего времени. Да, сегодня мы толерантны, но до какой степени? Разрыв между теорией и практикой дает примеры, где мы доходим до предела толерантности. До какой степени толерантны в практической жизни политики, ученые, философы? Нам все еще трудно принять идею множественности истин, множественности вер. Толерантность - это не простое допущение другого. В разности позиций есть своя ценность. Индийские философы говорят, что истина одна, но мудрецы по-разному ее выражают. Толерантность - это выход из простого безразличия, готовность существовать, способность к взаимосуществованию. Давид Расмуссен (США) подчеркнул, что в идее толерантности соединены принципы добродетели и права. Поскольку на практике в условиях социального конфликта сложно разрабатывать единое политическое соглашение, приемлемое для всех сторон, должны существовать легитимные правовые нормы. Только право является гарантом стабильности. Тогда смысл сосуществования не в толерантности, а в общих морально-правовых принципах. Толерантность - лишь самый низкий уровень взаимосуществования, характеризующийся снисхождением без уважения. Предоставление прав и свобод в политическом смысле, необходимость уважать и почитать закон, разработка идей современного международного права - это то, в чем должны участвовать философы мира, памятуя наказ Канта: «Право ограничивает свободу людей, чтобы дать свободу каждому». Одновременно предстоит гуманизация принципа толерантности, отказ от пренебрежения к другой позиции. Одна из крайних точек предела толерантности, как заметил Д. Расмуссен, - это великодушие. Это нерациональный принцип, способный вызвать умаление своих позиций и нарушение баланса отношений с другим. Толерантность - это также и готовность людей терпеть взгляды, которые не принимают. Однако в теории и особенно на практике надо руководствоваться добродетелью не только толерантности, но и уважения, готовностью принять точку зрения другого как обоснованную. Как говорил М. Хайдеггер: «Может быть, Вы и правы, или Вы можете быть правы». Важно построить современное сообщество, внутри которого будет господствовать не всеобщее соглашение, а всеобщее уважение. Следует и дальше разрабатывать новые идеи интерпретаций и понимания толерантности в контексте культуры и открыть себя к многообразию моделей восприятия мира.
- Сейчас, когда столь модная идея толерантности уже переосмысливается философами как не оправдавшая надежд на роль панацеи, появились ли в повестке дня новые подходы к разрешению конфликтов?
- Будучи участником трех мировых философских конгрессов, я пыталась выделить в мозаике идей, суждений, позиций тот главный эйдос, ключ философской мудрости, который сегодня доминирует, определяется как основной на пути к процветанию человечества. На XIX Всемирном философском конгрессе в 1993 году в Москве такой главной идеей была идея толерантности, на XXI Всемирном философском конгрессе в 2003 году в Стамбуле была идея глобализациии. На прошедшем конгрессе в Сеуле 2008 года часто звучало ключевое слово «диалог». Томас Кальве-Мартине (Испания), директор Института философии в Париже, назвал XXI век веком диалога. В диалоге он видит единственное средство, которое может предотвратить уничтожение людей на Земле. Диалог необходим между государствами, культурами, правительствами, народами, отдельными гражданами. Часто под ним мы подразумеваем разговор двух или более лиц. Но разговор может и быть, а диалог в нем присутствовать не будет. Пути диалога сложны. Люди и государства имеют разную культуру, традиции, картины мира, интересы. Напротив, молчание может быть формой диалога, когда есть о чем молчать. Такой внутренний диалог мы находим в словах Шекспира в «Гамлете» - «дальнейшее молчание». По Платону, диалог может протекать успешно, с философской точки зрения, при наличии трех условий. Во-первых, участники диалога должны владеть знаниями, тезаурусом, и вся информация должна быть выложена на стол открыто. Во-вторых, должна присутствовать абсолютная свобода самовыражения, и предоставлена возможность говорить все, что собеседник считает нужным. Правила для всех участников диалога должны быть равны. Третье. Необходимо наличие доброй воли собеседников, воли, стремящейся к позитивному результату, вплоть до отказа от эгоистических установок и интересов. Никто не имеет права ограничивать время диалога. Только при наличии знаний, свободы и доброй воли рациональный диалог может привести к универсальности и преодолению частных интересов.
- Римма Аркадьевна, как вы отметили выше, политические, военные, спортивные события преходящи, а развитие цивилизации и сохранение мира зиждется на культуре в широком, философском смысле. Что настораживает в состоянии сегодняшней культуры философов?
- Профессор Герхард Сил (Швейцария) указал на усиление противоречий между направлениями философии и кризис логических путей в исследовании искусства. Реалии искусства также терпят катастрофу с точки зрения его классических определений. Многие ученые говорили о конце существования искусства как такового, а не просто его радикальных изменениях. Но, может быть, мы задаем неправильные вопросы по поводу современного искусства? Возможно ли, чтобы все в современном искусстве имело право называть себя искусством? Может быть, смысл современного искусства в том, чтобы не иметь никакого смысла? Если монстр постмодернистского искусства выработал иммунитет к добру, красоте, то не закономерен ли вопрос о том, какая форма культуры оптимальна для человечества? Место эстетики в ответах на эти вопросы существенно. Красота по-прежнему является важной частью современной цивилизации. Поиски сущности прекрасного - это одна из задач для определения глобальной цивилизации. Г.Сил справедливо связывал изменения в искусстве с реалиями рынка. Деньги сегодня не выражают стоимости вещей. Стоимость сегодня не соответствует количеству труда, затраченного на производство товара. В противном случае труд владимирского профессора не оплачивался бы ниже труда московского дворника. Деньги сегодня - это результат спекуляции, пропагандистских действий рекламы, телевидения, других СМИ и т.д. Современное состояние искусства - это не столько результат исторического развития, сколько развития экономического, морального, политического. Болезни глобализации навязывают единые ценности и стандарты, зашнуровывая их финансовыми цепями. Красота и добро приходят в упадок. Человечеству предстоит сделать выбор - какая форма цивилизации для него желательна? Этот выбор нельзя сделать без философии и эстетики. «Эстетическая оценка - единственный надежный путь к желаемому будущему», - пришел к выводу философ.
- Так все-таки именно красоте уготовано спасти мир?
- Многие ученые, как было сказано, отмечали, что глобализация современного общества привнесла в нашу жизнь законы джунглей и варварства. Современный экономоцентризм поставил под удар все гуманистические ценности человечества. Материальные ценности сегодня являются чуть ли не единственными ценностями человечества, а экономическая свобода - единственной свободой. В XVII веке проблема состояла только в философском познании мира, и красота играла в этом существенную роль. Сегодня философия нужна для анализа кризисов и тупиков цивилизации. Может ли эстетика внести свой вклад в философские поиски? Несомненно, что эстетика и философия красоты занимают существенное место в этих поисках. Именно красота является важнейшим критерием человеческого опыта и ценностей, непосредственно воздействуя на развитие современной цивилизации. Поэтому Достоевский прав: красота не единожды спасала, спасает и будет спасать как отдельного человека, так и целые народы и государства. При этом необходимым и достаточным условием является труд души. Важно не позволять девальвировать прекрасное. Важно иметь смелость назвать безобразное безобразным, низменное - низменным, гадкое - гадким. Тогда и красота окажется на спасительной высоте.
Записала Римма АНДРЕЕВА.
Фото: Владимир Филимонов.
- Римма Аркадьевна, насколько представителен был этот конгресс и почему он не стал событием для средств массовой информации, а следовательно, и широкой общественности?
- Всемирные философские конгрессы регулярно, за исключением периодов мировых войн, проводятся один раз в пять лет, начиная с 1900 года. В работе Сеульского конгресса, первого проведенного на территории Азии, приняли участие 2093 философа из 104 стран мир, и обсуждавшиеся вопросы, безусловно, нашли отклик и у политиков, и у экономистов, и у ученых. Однако внимание журналистов было тогда, если вы помните, приковано к военным действиям в Южной Осетии и к Олимпийским играм в Китае. До философии ли миру? Однако каждые пять лет появляются имена новых талантливых спортсменов, войны полыхают, тлеют и рано или поздно заканчиваются миром. И только культура мышления, культура отношения к миру и человеку в этом мире предопределяет условия на пути к достойной человеческой жизни. Когда не хватает обычной житейской мудрости, умные люди идут на поклон к философской науке. Именно философ является стражем здравого смысла. Именно философия с идеями прав человека, ненасилия, уважения, диалога не позволит политикам, экономистам, чиновникам уводить нас от краеугольных жизненных проблем. Именно философия позволяет выявить сущность, эйдетику жизненных реалий, предлагает возможности рациональной дискуссии, обращенной к первостепенным проблемам, стоящим перед человечеством. В своем обращении к участникам XXII Всемирного философского конгресса известный философ Питер Кэмп сказал: «Люди постоянно забывают, что экономическая, технологическая и военная мощь не могут монопольно обладать властью в мире. Философские аргументы и размышления являются силой, которая через слово во всем мире может делать вызов другим силам, разоблачать ложь и приоткрывать завесу над иллюзиями, а также предлагать варианты лучшего мира для всех людей, живущих на планете». В этом смысле истинная философия создает граждан мира, а также борется за улучшение мирового порядка.
- Какие новые подходы предлагают сегодня философы для разрешения политических конфликтов?
- Начну с того, что тема всего конгресса была сформулирована как «Переосмысление сегодняшней философии», и круг обсуждавшихся вопросов был чрезвычайно широк и касался и проблем глобализации, и взаимоотношений человека и окружающей среды, и необходимости ограничить применение биотехнологий. А поскольку язык философии - это язык мира, общения и диалога, в рамках конгресса прошел симпозиум «Конфликт и толерантность». Канадский философ Жан Гранден (Монреаль) подчеркнул, что конфликт требует терпимости. В общем плане это не оспаривается. Еще XIX Всемирный философский конгресс 1993 г. в Москве провозгласил идею толерантности в качестве универсальной добродетели нашего времени. Да, сегодня мы толерантны, но до какой степени? Разрыв между теорией и практикой дает примеры, где мы доходим до предела толерантности. До какой степени толерантны в практической жизни политики, ученые, философы? Нам все еще трудно принять идею множественности истин, множественности вер. Толерантность - это не простое допущение другого. В разности позиций есть своя ценность. Индийские философы говорят, что истина одна, но мудрецы по-разному ее выражают. Толерантность - это выход из простого безразличия, готовность существовать, способность к взаимосуществованию. Давид Расмуссен (США) подчеркнул, что в идее толерантности соединены принципы добродетели и права. Поскольку на практике в условиях социального конфликта сложно разрабатывать единое политическое соглашение, приемлемое для всех сторон, должны существовать легитимные правовые нормы. Только право является гарантом стабильности. Тогда смысл сосуществования не в толерантности, а в общих морально-правовых принципах. Толерантность - лишь самый низкий уровень взаимосуществования, характеризующийся снисхождением без уважения. Предоставление прав и свобод в политическом смысле, необходимость уважать и почитать закон, разработка идей современного международного права - это то, в чем должны участвовать философы мира, памятуя наказ Канта: «Право ограничивает свободу людей, чтобы дать свободу каждому». Одновременно предстоит гуманизация принципа толерантности, отказ от пренебрежения к другой позиции. Одна из крайних точек предела толерантности, как заметил Д. Расмуссен, - это великодушие. Это нерациональный принцип, способный вызвать умаление своих позиций и нарушение баланса отношений с другим. Толерантность - это также и готовность людей терпеть взгляды, которые не принимают. Однако в теории и особенно на практике надо руководствоваться добродетелью не только толерантности, но и уважения, готовностью принять точку зрения другого как обоснованную. Как говорил М. Хайдеггер: «Может быть, Вы и правы, или Вы можете быть правы». Важно построить современное сообщество, внутри которого будет господствовать не всеобщее соглашение, а всеобщее уважение. Следует и дальше разрабатывать новые идеи интерпретаций и понимания толерантности в контексте культуры и открыть себя к многообразию моделей восприятия мира.
- Сейчас, когда столь модная идея толерантности уже переосмысливается философами как не оправдавшая надежд на роль панацеи, появились ли в повестке дня новые подходы к разрешению конфликтов?
- Будучи участником трех мировых философских конгрессов, я пыталась выделить в мозаике идей, суждений, позиций тот главный эйдос, ключ философской мудрости, который сегодня доминирует, определяется как основной на пути к процветанию человечества. На XIX Всемирном философском конгрессе в 1993 году в Москве такой главной идеей была идея толерантности, на XXI Всемирном философском конгрессе в 2003 году в Стамбуле была идея глобализациии. На прошедшем конгрессе в Сеуле 2008 года часто звучало ключевое слово «диалог». Томас Кальве-Мартине (Испания), директор Института философии в Париже, назвал XXI век веком диалога. В диалоге он видит единственное средство, которое может предотвратить уничтожение людей на Земле. Диалог необходим между государствами, культурами, правительствами, народами, отдельными гражданами. Часто под ним мы подразумеваем разговор двух или более лиц. Но разговор может и быть, а диалог в нем присутствовать не будет. Пути диалога сложны. Люди и государства имеют разную культуру, традиции, картины мира, интересы. Напротив, молчание может быть формой диалога, когда есть о чем молчать. Такой внутренний диалог мы находим в словах Шекспира в «Гамлете» - «дальнейшее молчание». По Платону, диалог может протекать успешно, с философской точки зрения, при наличии трех условий. Во-первых, участники диалога должны владеть знаниями, тезаурусом, и вся информация должна быть выложена на стол открыто. Во-вторых, должна присутствовать абсолютная свобода самовыражения, и предоставлена возможность говорить все, что собеседник считает нужным. Правила для всех участников диалога должны быть равны. Третье. Необходимо наличие доброй воли собеседников, воли, стремящейся к позитивному результату, вплоть до отказа от эгоистических установок и интересов. Никто не имеет права ограничивать время диалога. Только при наличии знаний, свободы и доброй воли рациональный диалог может привести к универсальности и преодолению частных интересов.
- Римма Аркадьевна, как вы отметили выше, политические, военные, спортивные события преходящи, а развитие цивилизации и сохранение мира зиждется на культуре в широком, философском смысле. Что настораживает в состоянии сегодняшней культуры философов?
- Профессор Герхард Сил (Швейцария) указал на усиление противоречий между направлениями философии и кризис логических путей в исследовании искусства. Реалии искусства также терпят катастрофу с точки зрения его классических определений. Многие ученые говорили о конце существования искусства как такового, а не просто его радикальных изменениях. Но, может быть, мы задаем неправильные вопросы по поводу современного искусства? Возможно ли, чтобы все в современном искусстве имело право называть себя искусством? Может быть, смысл современного искусства в том, чтобы не иметь никакого смысла? Если монстр постмодернистского искусства выработал иммунитет к добру, красоте, то не закономерен ли вопрос о том, какая форма культуры оптимальна для человечества? Место эстетики в ответах на эти вопросы существенно. Красота по-прежнему является важной частью современной цивилизации. Поиски сущности прекрасного - это одна из задач для определения глобальной цивилизации. Г.Сил справедливо связывал изменения в искусстве с реалиями рынка. Деньги сегодня не выражают стоимости вещей. Стоимость сегодня не соответствует количеству труда, затраченного на производство товара. В противном случае труд владимирского профессора не оплачивался бы ниже труда московского дворника. Деньги сегодня - это результат спекуляции, пропагандистских действий рекламы, телевидения, других СМИ и т.д. Современное состояние искусства - это не столько результат исторического развития, сколько развития экономического, морального, политического. Болезни глобализации навязывают единые ценности и стандарты, зашнуровывая их финансовыми цепями. Красота и добро приходят в упадок. Человечеству предстоит сделать выбор - какая форма цивилизации для него желательна? Этот выбор нельзя сделать без философии и эстетики. «Эстетическая оценка - единственный надежный путь к желаемому будущему», - пришел к выводу философ.
- Так все-таки именно красоте уготовано спасти мир?
- Многие ученые, как было сказано, отмечали, что глобализация современного общества привнесла в нашу жизнь законы джунглей и варварства. Современный экономоцентризм поставил под удар все гуманистические ценности человечества. Материальные ценности сегодня являются чуть ли не единственными ценностями человечества, а экономическая свобода - единственной свободой. В XVII веке проблема состояла только в философском познании мира, и красота играла в этом существенную роль. Сегодня философия нужна для анализа кризисов и тупиков цивилизации. Может ли эстетика внести свой вклад в философские поиски? Несомненно, что эстетика и философия красоты занимают существенное место в этих поисках. Именно красота является важнейшим критерием человеческого опыта и ценностей, непосредственно воздействуя на развитие современной цивилизации. Поэтому Достоевский прав: красота не единожды спасала, спасает и будет спасать как отдельного человека, так и целые народы и государства. При этом необходимым и достаточным условием является труд души. Важно не позволять девальвировать прекрасное. Важно иметь смелость назвать безобразное безобразным, низменное - низменным, гадкое - гадким. Тогда и красота окажется на спасительной высоте.
Записала Римма АНДРЕЕВА.
Фото: Владимир Филимонов.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru