о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Русь между двумя патриархами

15.01.2009 22:00 Рубрика: Общество


Отзвонили погребальные колокола по Алексию II, отзвучали надгробные речи. И все ждут, кто станет следующим пастырем Русской Православной церкви.

Обсуждаются в обществе проблемы канонизации. Чтобы из Святейшего на земле стать просто святым на небесах, недостаточно симпатий почитателей, уважения властей, дружбы с сильными мира сего, признания заслуг обществом и даже всенародной любви. Нужны знаки Божественного произволения… лет через 50, а может и через 300.

Среди предшественников Алексия II - всероссийских патриархов - святых не так уж много: Иов, Гермоген, Тихон. Митрополит Кирилл в своей речи назвал Алексия II человеком планетарного масштаба. Наверное, так оно и есть. С высоты поста церковного «премьер-министра», теперь патриаршего местоблюстителя, все видится в других категориях, нежели простому грешнику. Но с заоблачных высот порой трудно разглядеть копошащихся внизу людей, которые мучаются вопросами, не только отобранными для «Слова пастыря», но и теми, на которые отвечать никто, похоже, не собирается.
Итак, какую церковь оставил Руси ее почивший предстоятель?

Труды его и заслуги знает теперь каждый - даже тот, кто и в церковь никогда не ходил - достаточно было в эти дни включить едва ли не любой канал ТВ или заглянуть в любую газету. Особенно хорошо о заслугах почившего говорил отец Дмитрий Смирнов в храме Христа Спасителя - с приведением цифр, спокойно и обстоятельно, как подобает одному из лучших проповедников РПЦ. А на мой субъективный взгляд, главное - что с церковью за эти годы стали считаться, что интерес к храму, вероучению, церковному искусству стал массовым. Не побоюсь высоких слов, в душах многих наших сограждан произошел переворот, началось пробуждение от тяжелой духовной спячки - могу судить об этом на примере знакомых и даже родственников.

Однако то, что происходило в нашем Отечестве, вызывает во мне ассоциации с воссозданием того же храма Христа Спасителя с присвоением последнему в некотором роде нового неканонического статуса... Теперь это «символ возрождения России». В нем не только проходят богослужения и церковные соборы… В его залах звучит и светская музыка, проводятся разные светские мероприятия с участием не только высокопоставленных, но и, прямо скажем, случайных лиц.

Мне кажется, что за эти годы православно верующих могло стать больше. Кто-то отпал, возможно, навсегда, кто-то ушел в секту… Кое-что не очень нравилось народу. Например, бывшие гонители церкви, ринувшиеся в храмы и прозванные «подсвечниками». Заигрывания с власть имущими и нуворишами. Безусловно, трудно было вести церковный корабль при таких искушениях, когда государство пытается превратить церковь в свой институт. Под конец своего правления Алексий II все-таки показал, что у Церкви есть и свое мнение и независимое суждение, не приняв в свою юрисдикцию Аланскую и Абхазскую епархии и сохранив добрые отношения с грузинским католикосом, да и со всем миром.

Тем не менее, многие россияне страдали, видя, что РПЦ становится церковью «для богатых», не защищает порабощенное чиновничеством и олигархами население…

Были драматические страницы из этого тома новейшей истории, когда значительная часть духовенства и мирян (были такие и во Владимирской епархии) отказывались поминать патриарха за богослужением. В начале 90-х, когда во время поездки в Америку он посетил синагогу и сделал некоторые высказывания. Когда упразднил Поместные соборы, а ведь соборность - одна из основ церкви. Когда подписал документы саммита религиозных деятелей вместе с неправославными и даже нехристианами - многих православных это привело к тяжелому духовному кризису. Может быть, даже когда иерархи не завершили тяжбу с государством по поводу непринуждения верующих к принятию пресловутых ИНН. Возможно, это были просчеты «внешнеполитического ведомства» РПЦ, не могущего понятно и обстоятельно довести линию церкви и до населения, и до государства. Однако кончилось (а может, еще не кончилось) все низложением выразителя недовольства определенной части православных епископа Чукотского Диомида, его ответным анафематствованием… По-прежнему остаются в Церкви борцы с паспортами. По-прежнему, несмотря на прямой запрет Алексия II, народ ездит на «всенародное покаяние» в Мытищи к памятнику убиенному императору Николаю II, в том числе из упомянутого покойным патриархом Боголюбова.

Несмотря на постоянные заверения иерархов, нет внутреннего единства церкви. Епископат превращен в корпорацию, закрытую от контроля общества. Были и громкие скандалы, как с епископом Никоном в Екатеринбурге. Причем наказан он был всего-то лишением места и не за «голубые дела», а за то, что распустил свое духовенство, вздумавшее пожаловаться.

Рядовые священники становились похожи на крепостных с фактически лишенными гражданских прав семьями. От произвола господина-архиерея их не могут защитить прихожане и не хочет защищать государство. А ведь это основные работники, на плечи которых выпали труды по возрождению духовности общества во всех проявлениях - в городе и селе, школе, вузе, армии, тюрьме…

С другой стороны, появилась каста «неприкасаемых» в рясах. Таких в миру называли бы, будь они подсудны - просто мошенниками, ворами, развратниками, педофилами, извращенцами, похитителями людей и вымогателями квартир. Есть еще псевдопророки и лжестарцы, не считая «крутых батек» с замашками братков и заурядных алкоголиков. Надежно защищенные церковными оградами и монастырскими стенами, они «доят» миллионеров и миллиардеров, наивных и не очень, не забывая делиться с кем надо. Надо быть слепым и глухим или жить в информационном вакууме, чтобы ничего этого не знать. Представляю, каким потоком могут пойти жалобы новому патриарху от теряющего терпение народа. У прежнего, видимо, руки не доходили (хорошо, если так)…

Не получилось качественного прорыва в духовном образовании людей. По-прежнему у многих вместо веры - суеверие, а к церкви отношение как к предприятию бытового обслуживания, клубу или бесплатной психологической помощи.

Религиозная жизнь у значительной части сводится к крещению ребенка (чтобы не болел), отпеванию покойного (чтобы не осудили соседи), набиранию святой воды (для разных нужд), может быть, венчанию (это модно). У «продвинутых» есть еще «годовое причастие», «отчитки» мужика-пьяницы. А у кого-то и молебны, чтобы вернуть бросившего любовника, например… Массовые издания как никогда за новую и новейшую историю России кишат рекламой всевозможных колдунов, экстрасенсов и ясновидящих.

Дремучее духовное невежество так и осталось обычным явлением как среди деревенских бабок, так и среди дипломированных интеллигентов. То и дело появляются новые гуру, несущие все более дикий бред, и их слушают - спрос рождает предложение.

А серьезно заниматься душами часто просто некому - одни пастыри завязли в восстановлении церквей из руин, другие борются за выживание в умирающем спившемся селе, пока третьи трудятся над преумножением своих капиталов.

Вот такую Русь православную мы наблюдаем сегодня. Страну контрастов. Будет ли лучше или хуже при новом патриархе? Если Бог даст - увидим.
Мария Павлова.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости