Портрет Анны Иоанновны оказался копией коронационного портрета Екатерины II
14.01.2009 18:30 Рубрика: Общество
Сенсационная находка в фондах Владимиро-Суздальского Музея Заповедника. Старинный портрет был занесен в книгу главных поступлений больше полувека назад. И все это время сотрудники музея полагали, что на картине изображена императрица Анна Иоанновна.
Не портрет, а большое заблуждение. На картине, что хранится в музейных фондах Владимира с тридцатых годов прошлого века, вне всяких сомнений – императрица. Но «Анна Иоанновна дамой была куда пышнее, к тому же – темноволосой».
ОЛЬГА МИНОЧКИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ: "Числилась она в музейной документации как портрет Анны Иоанновны, императрицы и была датирована 19 веком. Но уже в процессе реставрации, в процессе снятия темных слоев лака выяснилось, что изображенная особа не имеет физиономического сходства с Анной Иоанновной и больше, конечно, похожа на императрицу Екатерину Вторую."
По всей видимости, это копия коронационного портрета Екатерины Великой. Редкий тип. Ими в день венчания на царство в 1762 году вся Москва была увешана. Единственный уцелевший подлинник кисти Антропова хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
ОЛЬГА МИНОЧКИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ: "В принципе, даже вот ее какие-то атрибутика, украшения – темный лак, грязь, копоть, пыль скрывали изображение очень сильно, что сразу было сложно предположить, кто здесь изображен."
На реставрацию ушло три года. Начали с того, что ветхий холст наклеили на новую льняную основу. Добротный слой бурого лака удаляли только в летнее время – при солнечном свете. Самое трудное было восполнить красочный слой. Потому, например, Екатерина лишилась гербового орнамента на коронационной мантии. Доподлинно воспроизвести рисунок невозможно, а придумать – значит, нарушить авторские права. Пусть даже автор копии не установлен. Портрет неизбежно будет экспонироваться, и - совершенно точно – останется частью музейной коллекции.
Не портрет, а большое заблуждение. На картине, что хранится в музейных фондах Владимира с тридцатых годов прошлого века, вне всяких сомнений – императрица. Но «Анна Иоанновна дамой была куда пышнее, к тому же – темноволосой».
ОЛЬГА МИНОЧКИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ: "Числилась она в музейной документации как портрет Анны Иоанновны, императрицы и была датирована 19 веком. Но уже в процессе реставрации, в процессе снятия темных слоев лака выяснилось, что изображенная особа не имеет физиономического сходства с Анной Иоанновной и больше, конечно, похожа на императрицу Екатерину Вторую."
По всей видимости, это копия коронационного портрета Екатерины Великой. Редкий тип. Ими в день венчания на царство в 1762 году вся Москва была увешана. Единственный уцелевший подлинник кисти Антропова хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
ОЛЬГА МИНОЧКИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ: "В принципе, даже вот ее какие-то атрибутика, украшения – темный лак, грязь, копоть, пыль скрывали изображение очень сильно, что сразу было сложно предположить, кто здесь изображен."
На реставрацию ушло три года. Начали с того, что ветхий холст наклеили на новую льняную основу. Добротный слой бурого лака удаляли только в летнее время – при солнечном свете. Самое трудное было восполнить красочный слой. Потому, например, Екатерина лишилась гербового орнамента на коронационной мантии. Доподлинно воспроизвести рисунок невозможно, а придумать – значит, нарушить авторские права. Пусть даже автор копии не установлен. Портрет неизбежно будет экспонироваться, и - совершенно точно – останется частью музейной коллекции.
Источник публикации: ВладТВ. Общество
www.vladimironline.ru