о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Благословение Патриарха

13.01.2009 14:40 Рубрика: Общество


Сегодня православные христиане чтят память Патриарха Алексия II, ушедшего из жизни ровно 40 дней назад. Человек, с именем которого связано возрождение религиозной духовности в России, оставил след в сердцах миллионов людей. Среди тех, кому выпало счастье лично общаться с Патриархом, - наш земляк, народный художник России Михаил Изотов.

С главой русской православной церкви связаны три значимых эпизода в жизни Михаила Николаевича.

- В годы учебы мы, будущие художники, конечно, бывали в храмах и монастырях, изучая на подлинных произведениях русскую архитектуру и искусство. Но отношение к этому было скорее, если можно так сказать, учебно-туристическое. И только позже, под влиянием каких-то важных событий личной жизни, мы уже возвращались туда, как подобает православным христианам, - вспоминает художник. Для самого Михаила Изотова это произошло в конце 1993 года. Столь необходимое участие и духовную помощь оказал ему тогда отец Иаков - секретарь Владимирской епархии, ныне архимандрит Иннокентий.

Коллега по Союзу художников, именно он вместе с владыкой Евлогием предложил Михаилу Николаевичу преподнести в дар Патриарху свою картину по случаю первого визита Святейшего на Владимирскую землю. Такой картиной стал вид Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, что под Александровом, которую Алексий II посетил в 1994 году. Отправляясь в возрожденную обитель, художник не был уверен, что ему удастся приблизиться к Патриарху. И сегодня ему очень трудно описать волнение, охватившее его в ту минуту, когда глава РПЦ, взяв его за руку, говорил что-то очень важное. А позже, уже перед отъездом, художника подозвали к Патриарху еще раз, и тот снова благословил его, произнеся слова, попавшие потом в газеты: мол, пока есть такие художники, наша земля не оскудеет талантами…

Год спустя Михаил Изотов пишет картину «Владимир. Вид на Успенский собор», которую преподносят в подарок Алексию II во время его пребывания во Владимире. И хотя вручение картины проходило без участия художника, он признается, что даже на расстоянии ощущал важность момента.

А самым важным и значимым событием стала работа над портретом Алексия II, которую руководство Владимирской епархии поручило художнику весной 2000 года, в преддверии десятилетия патриаршей интронизации.

- Мне дали очень мало времени на раздумье, и я, конечно, сильно сомневался, тайно надеясь: может рассосётся? - признается художник. - В столь короткие сроки, при огромной ответственности и без права на ошибку… Работа практически с нуля, без какого-либо натурного материала, полагаясь только на собственное ощущение образа, подкреплённое фотографиями, телевидением, текстами выступлений, речей и посланий Патриарха. Да и портрет - редкий для меня жанр, хотя я знал, что смогу с ним справиться…

Но сомневающемуся художнику дали понять - надо просто браться за работу. Посоветовавшись с отцом Иннокентием, решили, что Патриарх будет изображен в полный рост, на фоне двух Успенских соборов - московского и владимирского. Но тут, в холодные майские дни, художника на несколько дней сразила тяжелая болезнь. И он до сих пор не знает - то ли это были козни «тёмных сил», пытавшихся помешать работе, то ли это посланное свыше испытание, не оставляющее времени для сомнений и «творческих поисков».

- Работа была классная во всех отношениях, - вспоминает Михаил Николаевич. - Я имею в виду сам процесс: он был очень тяжелым, и напряженным, и в то же время радостным…

Нужно было не только передать в портрете внешнее сходство, но и наполнить его внутренним, духовным содержанием, верно изобразив при этом все «тонкости» облачения. Процесс контролировал владыка Евлогий, помогавший художнику советами и замечаниями. В итоге работа над портретом высотой холста в 160 см заняла не более двух недель. А потом была последняя встреча с Патриархом - на сей раз в его московской резиденции.

- Губернатор с супругой, владыка Евлогий с отцом Иннокентием ушли на приём, забрав картину, - продолжает художник свой рассказ. - А я остался ждать в приемной, морально готовый к тому, что они выйдут, скажут: «Все», и мы пойдем назад к машинам. Но минут через 40 меня пригласили.

Войдя, художник нерешительно остановился. Он увидел свою картину, членов владимирской делегации и Патриарха, который сказал Изотову: «Я вам не позировал!». И тот, несколько растерявшись, ответил: «Я знаю…». Что значили эти слова Патриарха? Возможно, он хотел заранее предупредить всякие разговоры на эту тему. А может быть, его удивило мастерство художника, сумевшего проникнуть в образ человека, даже не общаясь с ним лично?

Алексий II, благословляя Михаила, произнес несколько теплых слов. А потом сказал: «Ну что, надо, наверное, сфотографироваться с художником?». И когда они стали рядом с портретом, владыка Евлогий пошутил: «Мы что-то даже не поймем, где вы настоящий, а где портрет». Признание того, что портрет очень похож, порадовало художника. Он был очень тронут таким комплиментом.

Сегодня фотография, сделанная в резиденции Патриарха, висит в мастерской Михаила Изотова. Несколько экземпляров он подарил самым близким родственникам, написав на обороте: «Пусть часть светлой радости, полученной при патриаршем благословении, пребывает в вашем доме».

- В этих словах - не только мое отношение к Патриарху, но и благодарность тем людям, стараниями которых мне дважды довелось оказался рядом с этим удивительно светлым человеком и получить его благословение, - говорит художник. - А главное - глядя на эту фотографию, я вспоминаю о времени редкостного творческого напряжения, которое испытал, работая над этим портретом. Ведь именно из таких счастливых моментов и состоит жизнь художника…
Елена Белая.
Фото из личного архива Михаила Изотова.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости