Нет организованных пролетариев на безграмотный средний класс
13.01.2009 14:40 Рубрика: Общество
В числе подписчиков любой газеты обязательно есть въедливый читатель, сообщающий по телефону, какие ошибки просочились в номер из-за невнимательности или недостаточной грамотности журналистов и корректоров. Встретив опечатку, поморщится всякий грамотный человек, знающий, что «корова» пишется через «о». Последнее время стадо «каров» в областном центре расплодилось. В числе свежих - вывеска магазина текстиля с названием «Лалита» и объявление об услугах, предоставляемых ООО «Ваяж».
Сообразив, что «ваяж» скорее не производное от слова «ваять», а поскольку объявление располагалось на кабинке автобуса № 32, пассажир мог сделать вывод, что речь идет о вояже, т.е. путешествии. Ну и пусть слово французское, но оно живет в русском языке не только самостоятельной жизнью, но и в составе сложного слова «саквояж» (дорожная сумка). Видимо, и популярность набоковской «Лолиты» в киноверсии романа сослужила недобрую службу женскому имени - хозяева магазина «купились» на произношение слова. Так же, как и «ваяжевцы».
Оставив размышления об уровне школьной подготовки представителей малого бизнеса по русскому языку и литературе, корр. «М» попытался узнать, есть ли ограничения для фантазии предпринимателей в разрешительных и надзорных органах. Оказалось, что нет. Принцип регистрации предприятий - заявительный, так что можно назвать свой бизнес хоть по-турецки, никто и замечания не сделает. Хотя сотрудники контролирующего наружную рекламу городского управления, видя безграмотные вывески, «морщатся». Но выразить неодобрение они не вправе.
Между тем, как пояснил корреспонденту «М» профессор ВГГУ Владимир Фурашов, закона о единой орфографии и пунктуации для всех граждан, утвержденного в 1956 г., никто не отменял. Любой язык, рассказал Владимир Иванович, является средством общения, и расшатывание его норм грозит тем, что люди перестанут понимать друг друга. «Это очень опасно, но никто над этим не задумывается. Есть технологии изготовления промышленных изделий, и если бы каждый нарушал их «кто во что горазд», это привело бы к краху производства. Так и язык, который оттачивается тысячелетиями и изменяется сам, если возникает необходимость, не терпит произвольного с ним обращения, - пояснил В.Фурашов. - Все, что выходит за рамки норм, раздражает. Для меня искажение правил языка - явление одного порядка с матерщиной. Но если другие нормы антиобщественного поведения караются законом, искажения в языке почему-то не считаются опасными для общества».
Не зря владимирцы до сих пор и уже давно поминают всуе безграмотное название магазина «Сафи». А владельцы автосалона «Грамада» после критики в прессе стали писать первое «А» с большой буквы, тем самым давая понять, что это вывеска не имеет ничего общего со словом «громадный», а потом вообще сменили название. В.Фуршов напомнил, что вождь мировой революции В.И. Ленин относился к этой проблеме со всей серьезностью и писал, что организованные пролетарии-коммунисты за эту манеру будут карать, наверное, не меньше, чем насмешками и изгнанием со всякого ответственного поста.
«Единообразие произношения и написания сохраняет нервы человека, а отклонения от нормы вызывают стресс. Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы люди понимали друг друга», - резюмировал профессор Фурашов.
Римма АНДРЕЕВА.
Сообразив, что «ваяж» скорее не производное от слова «ваять», а поскольку объявление располагалось на кабинке автобуса № 32, пассажир мог сделать вывод, что речь идет о вояже, т.е. путешествии. Ну и пусть слово французское, но оно живет в русском языке не только самостоятельной жизнью, но и в составе сложного слова «саквояж» (дорожная сумка). Видимо, и популярность набоковской «Лолиты» в киноверсии романа сослужила недобрую службу женскому имени - хозяева магазина «купились» на произношение слова. Так же, как и «ваяжевцы».
Оставив размышления об уровне школьной подготовки представителей малого бизнеса по русскому языку и литературе, корр. «М» попытался узнать, есть ли ограничения для фантазии предпринимателей в разрешительных и надзорных органах. Оказалось, что нет. Принцип регистрации предприятий - заявительный, так что можно назвать свой бизнес хоть по-турецки, никто и замечания не сделает. Хотя сотрудники контролирующего наружную рекламу городского управления, видя безграмотные вывески, «морщатся». Но выразить неодобрение они не вправе.
Между тем, как пояснил корреспонденту «М» профессор ВГГУ Владимир Фурашов, закона о единой орфографии и пунктуации для всех граждан, утвержденного в 1956 г., никто не отменял. Любой язык, рассказал Владимир Иванович, является средством общения, и расшатывание его норм грозит тем, что люди перестанут понимать друг друга. «Это очень опасно, но никто над этим не задумывается. Есть технологии изготовления промышленных изделий, и если бы каждый нарушал их «кто во что горазд», это привело бы к краху производства. Так и язык, который оттачивается тысячелетиями и изменяется сам, если возникает необходимость, не терпит произвольного с ним обращения, - пояснил В.Фурашов. - Все, что выходит за рамки норм, раздражает. Для меня искажение правил языка - явление одного порядка с матерщиной. Но если другие нормы антиобщественного поведения караются законом, искажения в языке почему-то не считаются опасными для общества».
Не зря владимирцы до сих пор и уже давно поминают всуе безграмотное название магазина «Сафи». А владельцы автосалона «Грамада» после критики в прессе стали писать первое «А» с большой буквы, тем самым давая понять, что это вывеска не имеет ничего общего со словом «громадный», а потом вообще сменили название. В.Фуршов напомнил, что вождь мировой революции В.И. Ленин относился к этой проблеме со всей серьезностью и писал, что организованные пролетарии-коммунисты за эту манеру будут карать, наверное, не меньше, чем насмешками и изгнанием со всякого ответственного поста.
«Единообразие произношения и написания сохраняет нервы человека, а отклонения от нормы вызывают стресс. Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы люди понимали друг друга», - резюмировал профессор Фурашов.
Римма АНДРЕЕВА.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru