о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Раздоры на погосте - Нет, это не про покойников, а про живых…

30.12.2008 17:50 Рубрика: Общество


Как сообщается в научном альманахе «Традиционная культура Гороховецкого района», по народным представлениям кладбище - это деревня или город мертвых, законы которого живые должны уважать и не беспокоить по пустякам своих усопших предков. Традиция охранять и заботиться о местах захоронения -интернациональная, корни которой идут из глубины веков. Но ситуация вокруг погостов в Гороховце эту традицию свела на нет и, более того, внесла разлад в мир живых.

На территории Гороховца расположены два кладбища: старое - у Храма Всех Святых, и более современное - в микрорайоне Красное Село. Еще один погост - в десяти километрах от райцентра, у деревни Хорошево. Два кладбища, расположенные на территории города, официально закрыты по причине отсутствия свободных мест. Однако похоронные процессии здесь встречаются довольно часто.

Храм Всех Святых относится к памятникам истории. Это должно накладывать свой отпечаток на любые действия мирян. Но получается так, что нарушаются не только правила охраны исторического памятника, но и православные, и общечеловеческие традиции.

Отец Александр, настоятель храма, говорит, что миряне повадились укладывать своих покойников кому куда вздумается. Есть могила, которая наполовину находится на территории кладбища, а наполовину под кладбищенской стеной. Несчастного практически замуровали в ограждение. По православной вере, усопшие находятся под незримой защитой церкви, а за оградой издавна хоронили грешников и самоубийц. В данном случае покойник оказался, так сказать, в двойственном положении.

Могилы священнослужителей разрушили, что тоже не добавляет чести гороховецкому люду. Родственники усопших предъявляют претензии настоятелю. Причем необоснованно. Территория кладбища не находится в ведении церкви, а является муниципальной. Однако разобраться, кто отвечает за порядок на кладбищах в Гороховце, оказалось непросто. После того, как вступил в силу 131-й закон о местном самоуправлении, в городе началась настоящая чехарда. По новому закону, многие объекты, в том числе и городские кладбища, из районного ведомства должны перейти мэрии. Но закон законом, а реальная жизнь реальной жизнью. Для того, чтобы процесс передачи имущества прошел в правовом поле, необходимы сопроводительные документы. Вполне логично. Нелогично только то, что на многие объекты, а в том числе и на кладбища, которые существуют уже давно, документов не оказалось. Чтобы оформить новые и тем самым навести порядок, необходимы огромные средства, которых в маленьком дотационном Гороховецком районе катастрофически не хватает. На сегодняшний момент городские кладбища формально находятся на балансе коммунальной компании МУП ТРС, которое пока относится к районной управе. В результате места захоронений оказались, что называется, в подвешенном состоянии, которое вылилось в «историю с татарским кладбищем», придав кладбищенской теме национальный оттенок.

Татарская община в Гороховце небольшая. Когда открылось красносельское кладбище, еще в советское время ей был выделен участок для того, чтобы единоверцы хоронили своих усопших в одном месте. Конечно, никакого официального документа об этом нет, так как кладбища являлись и остаются общими. Три года назад кладбище вообще было официально закрыто, потом начались конфликты между районом и городом. Не найдя крайнего, кто бы отвечал за порядок на кладбищах, конфликтующие стороны оставили все как есть. И гороховчане продолжали ухаживать за могилами, перекидывая мусор с родных на чужие могилы. Больше других оказались замусорены татарские захоронения, которые расположены с краю и ничем, кроме деревьев и кустарника, от христианского участка не отделены.
В результате многие могилы, отмеченные полумесяцем, покрылись кучами сухой травы, остатками обветшалых памятников и крестов. Мусульмане жаловались во все инстанции, власти входили в положение и уничтожали несанкционированные свалки на обеих частях кладбища. И, наверное, это продолжалось бы еще долго. Однако ситуация на погосте обострилась. Официально кладбище, как уже говорилось выше, считается закрытым, свободной земли нет, и похоронные процессии здесь, по логике, наблюдаться не должны, за исключением случаев, если у семьи есть уже закрепленный участок, на котором имеется свободная площадь. Татарская община тоже так считала. Но в конце августа в ряды мусульманских могил вклинились могилы православных. Татары посчитали это обстоятельство ущемлением своих национальных прав. Особенно их возмутило, что на местах, предназначенных для уважаемых старейшин, находящихся в очень почтенном возрасте, стали появляться в порядке, так сказать, подселения православные могилы с крестами и даже выяснилось, что одна из могил - могила самоубийцы. Страсти накалились до предела: активисты общины потребовали от властей перезахоронить «чужаков», в противном случае грозились провести эту процедуру и самостоятельно переселить русских покойников поближе к соплеменникам. Но эмоциональная окраска выступлений представителей татарской диаспоры - не главное. Главный вопрос - каким образом на закрытом кладбище вообще прошел обряд погребения? Кто дал разрешение на это? В городе поползли слухи, что кто-то приторговывает кладбищенской земелькой.

Официальные лица ответить прямо на эти вопросы не смогли, но каждый дал свой комментарий. Александр Лютов, мэр города Гороховца, развел руками: «Пока мэрии не передали документацию, мы не можем принять объект и, тем более, не имеем юридических прав что-либо решать. По мере возможности боремся с мусором, в следующем году, при условии окончания процесса передачи имущества, конечно, такого безобразия не допустим».

Но ситуация требовала немедленного разрешения. Татьяна Кондратенко, в начале конфликта возглавлявшая МУП ТРС, резонно заметила, земельный участок официально не оформлен, поэтому не является собственностью татарской общины. Более конкретно выход из неудобного положения обозначила Надежда Токарева, глава района, сообщившая, что ведутся переговоры с родственниками похороненных в мусульманском окружении христиан, и вроде бы те уже согласны на перезахоронения. Это заявление несколько снизило накал страстей. Но через месяц представители татарской общины обнаружили вместо освобожденного участка крепкую ограду вокруг русских могил, которая еще и прихватила соседнюю площадь. Видимо, впрок. Приехавший разбираться в гороховецкой ситуации Ярулин Вафа Муфти Хазрат, представитель центрального духовного управления мусульман России, имам-хатыб Коврова, заметил: «В мусульманских странах на кладбищах всегда отводится место для представителей иных вероисповеданий. В России хоть официально такое правило не принято, но, учитывая многонациональность страны, исторически на общих кладбищах есть отдельные участки для мусульман. Во Владимирской области нигде это правило не нарушается. То, что произошло в Гороховце, - опасный прецедент. Надеемся, что власти не допустят напряженности и решат наш вопрос положительно».

Несмотря на то, что правительство яростно призывает своих подданных размножаться, а не помирать, народ на этот призыв реагирует вяло. А в условиях финансового кризиса кривая смертности, по прогнозам социологов, поползет вверх. Поэтому вопрос достойных проводов в последний путь наших соотечественников самых разных конфессий и взглядов на жизнь становится еще более социально значимым. Конфликтов и проблем у нас хватает и при жизни, пусть хоть на кладбищах мирская суета не нарушает покой усопших.
Ольга СТРЕЛЕЦКАЯ.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Скандалы



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости