о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Общественный транспорт в Германии

24.11.2008 17:40 Рубрика: Общество


Общественный транспорт в ГерманииВ городе с населением в 500 тысяч есть даже метро
Во Владимире полностью меняют свой облик остановки городского транспорта. Стеклянные стенки и козырьки, графики движения автобусов и троллейбусов. Главное, что городские власти нашли союзников в лице рекламодателей, которые и финансируют эту замечательную идею. Все - для удобства пассажиров. Трудно не разделить восторги по этому поводу. Новый дизайн мест остановок транспорта, несомненно, украсит город. Но только ли от этого зависит новое качество комфорта пассажиров? Посмотреть на проблему не только с фасада помогает нам опыт других стран, в частности, Германии.
Право выбора
Считается, что рациональнее всего к развитию транспортной городской сети подошли в Нюрнберге и прилегающих к нему городах Фюрт и Эрланген. Нюрнберг - город с пятисоттысячным населением, не намного «оторвался» по численности жителей от Владимира, однако здесь есть даже метро. Автобусы и трамваи часто дублируют линии метро, что создает своего рода конкуренцию подземке. Однако никакой конкуренции на дорогах (ни наземных, ни подземных) здесь нет. Все перевозчики входят в единое объединение «WAG», зоны действия каждого игрока рынка строго очерчены.
На первый взгляд, все предельно просто. Город (в данном случае несколько городов) устанавливает свои правила, а перевозчиками являются частные фирмы. Они зарабатывают деньги и отчисляют немалые (в Германии налоги самые высокие в Европе) средства в казну. Все вопросы, касающиеся взаимоотношений перевозчиков с властями, эти частные фирмы делегировали своему объединению.
Цены и тарифы
Установлены единые тарифы на все виды транспорта. Чтобы пассажиры имели право выбора, им предлагается многовариантная система. Самое невыгодное дело - покупать билет на одну поездку. Это делают главным образом люди несведущие: гости или туристы. Стоимость одной поездки составляет 1 евро 90 центов. На короткое расстояние (до пяти остановок) - 1 евро 50 центов. Тоже недешево. Зато покупка штрайхенкарты из десяти билетиков обходится уже в 7,90 евро (79 центов за поездку). Если ты планируешь ездить по городу целый день, выгодно купить билет за 3,90 евро - и хоть не вылезай в течение суток из транспорта. Причем из любого: метро, автобус, трамвай.
Но основная масса пассажиров предпочитают проездные билеты. Здесь тоже много вариантов - и по времени (полгода, месяц) и по категориям населения (учащаяся молодежь, малообеспеченные люди, мобильные карты, по которым можно ездить вдвоем и т.д.). Например, социальный билет стоит 29 евро. Он дает право пользоваться неограниченное количество раз всеми видами транспорта в двух городах - Нюрнберге и Фюрте. Приобретая его, малоимущие получают возможность избежать социальной изоляции, как здесь говорят. А если понятнее - то поискать по городу товары и продукты подешевле, посетить бесплатные выставки, мероприятия.
Лицензии и «зайцы»
WAG - это самый что ни на есть монополист. Он разделил между своими участниками сферы влияния и установил такие правила, при которых нет смысла устраивать гонки перед остановками, чтобы «захватить» побольше пассажиров. Здесь жестко рассчитано количество необходимого транспорта, а также возможная прибыль. Если, к примеру, маршрут требует максимум шесть автобусов и три трамвая, то ни одного «лишнего» здесь не может появиться: прежде всего, он не получит лицензию от городских властей. По этой причине я не упоминаю такой вид транспорта как маршрутки: их здесь не может быть по определению. К тому же здешний пассажир с подозрением отнесется ко всему, что малокомфортно и небезопасно.
Единые тарифы и билеты дают пассажиру полную свободу выбора. Даже места их приобретения: автоматы установлены на каждой остановке, причем в них можно купить и месячные проездные билеты. Что же касается «зайцев», в Германии они тоже есть. Но это очень рисковые люди или ситуация на самом деле безвыходная. Штраф за проезд без билета несопоставим со стоимостью проезда - 40 евро! Контролеры ходят сразу бригадой, так что затеряться в толпе шансов мало. Сумма штрафа вырастет многократно (а то и до тюрьмы доведет), если решишь уклониться от уплаты. По моим наблюдениям, WAG на контролерах не экономит. Впрочем, как и на всем, что дает пассажирам дополнительную информацию: выпускает свою газету, проводит познавательные игры и конкурсы для детей, воспитывая своих будущих пассажиров.
Обязанности водителей
Немного о водителях. Здесь они выполняют и функции кондукторов: проверяют проездные документы у входящих через переднюю дверь пассажиров, одновременно продают разовые билеты. Водитель обязан вкатить в автобус коляску с инвалидом и высадить этого пассажира на нужной остановке. Эта манипуляция требует дополнительных затрат сил и времени: выдвигается специальная площадка, в салоне инвалидное кресло закрепляют ремнем безопасности. Эту свою обязанность водитель выполняет, как правило, доброжелательно, с большим уважением к пассажиру, без суеты. Хотя график движения, который надо точно соблюдать, писан прежде всего для водителя.
Графики движения
График, как и термин (время встречи) для немцев - святое. Графики вывешены на каждой остановке транспорта, электронные табло еще на станциях метро информируют людей о том, сколько минут осталось до отхода того или иного автобуса. Расписание движения составлено в трех вариантах: с понедельника по пятницу; на субботу; на воскресенье и праздники. Ритм движения городского транспорта во всех вариантах разный. В выходные дни городские маршруты работают менее напряженно. Зато на эти дни вводятся дополнительные поезда - и пустыми они не бывают. Есть специальные билеты выходного дня, которые рассчитаны на пять человек. Можно отправиться в путешествие в другой город Германии, причем этот билет «на электричку» годится для проезда в любом виде городского транспорта в любом населенном пункте Германии. Есть еще подобные и земельные билеты. По баварскому билету, например, можно путешествовать компанией в пять человек в течение суток всего за 29 евро. Но это уже тема другого разговора.
Остановки
Что же касается внешнего вида остановок, то владимирские будут вполне европейского уровня. Здесь тоже павильончики со стеклянными стенками и крышами, внутри ажурные металлические сиденья, обязательно есть урна для мусора. Графики движения транспорта чаще всего находятся на отдельном стенде. Каждая остановка имеет и оперативное электронное табло. Требования к рекламе на остановках, видимо, строгие. Здесь нет наклеенных вкривь-вкось объявлений, если размещен плакат, то он яркий и красивый. Эти павильончики - собственность объединения перевозчиков, его «лицо», потому стекла здесь всегда вымыты, цветы у остановки ухожены, а электронные табло исправны и содержатся в чистоте (один из моментов такого ухода отражен на снимке). Немецкий опыт свидетельствует: внешняя красота, несомненно, окажет влияние и на внутреннее содержание работы городского транспорта, и на настроение пассажиров. Это всего лишь первый шаг к тому, чтобы всем было комфортно и приятно: одним - оказывать услуги, а другим - ими пользоваться.
А что же муниципальный транспорт, какова его доля в общем транспортном «пироге»? Муниципального транспорта на городских маршрутах нет. Он существует, но совершенно для иных целей - для перевозки только инвалидов и обслуживания домов престарелых, часть школьных автобусов также содержится на средства муниципалитетов. Элла РОГОЖАНСКАЯ. Фото автора.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости