Пятеро владимирцев с «Новороссийска»
24.11.2008 17:40 Рубрика: Общество
Пятеро владимирцев с «Новороссийска»
Обстоятельства гибели линкора и части его экипажа хранились в тайне много летВот уже более полувека накануне 29 октября Павел Петрович Савинов, житель г.Владимира, вновь перебирает в памяти события в Севастопольской бухте, случившиеся в этот день 1955 года. В половине второго ночи под флагманским кораблем Черноморского флота, линкором «Новороссийск» произошел взрыв, а через 2 часа 45 минут борт затонул. Погибли 609 моряков, еще 139 были ранены. Военные историки назвали гибель самого мощного по вооружению корабля Черноморского флота крупнейшей катастрофой, произошедшей с боевым судном в мирное время в ХХ веке. Обстоятельства гибели линкора и части его экипажа хранились в тайне до появления публикации в газете «Правда» 14 мая 1988 года. Но официальное забвение трагедии не вычеркнуло ее из памяти очевидцев. Одним из них был матрос Савинов, и боль за погибших не оставляет нашего земляка до сих пор. Павел Петрович решился рассказать некоторые подробности трагедии читателям «М» - чтобы мы помянули погибших, среди которых было пятеро моряков из Владимирской области. Павел Савинов проходил службу на крейсере «Куйбышев», который в октябре стоял на ремонте в Южной бухте, а линкор «Новороссийск» нашел свою гибель неподалеку - рядом с Инкерманским створом в Северной бухте. На оси, соединяющей оба корабля, на выступе суши, находился военно-морской госпиталь. Команду крейсера «Куйбышев» после трагедии с «Новороссийском» бросили на ночные дежурства - подтаскивать трупы погибших к специальной барже. «Я был на всех похоронах матросов с «Новороссийска», - рассказывает П.Савинов. - Первых выловленных погибших похоронили на кладбище Коммунаров, а потом для матросов линкора были подготовлены братские могилы на кладбище «Северная сторона». А киль перевернувшегося на глубине 17 метров затонувшего линкора еще месяц был виден над водой. Через полтора года корабль был поднят, и его, по выражению флотских, переплавили «на иголки». Обидно, что в последнее время ежегодно посещают наши областные делегации Севастополь, но ни разу никто не побывал на кладбище, где покоятся наши земляки». В списке погибших моряков линкора «Новороссийск» - матросы Борис Соков из с. Доброе (ныне район г.Владимира), Виктор Шувалов из Камешковского района, п/о Второво, Сергей Щепетов из д.Данилово Меленковского района, Виктор Викторов из г.Владимира, а также инженер-лейтенант Радомир Мартынов из г.Юрьев-Польского. Ведь у погибших, полагает Павел Савинов, если даже по молодости не было еще детей, должны быть сейчас живы братья-сестры, племянники. Павла Петровича одолевают еще мысли и о том, как утешила Родина семьи погибших - получили ли их родители, ныне, должно быть, уже покойные, какую-то компенсацию? Вряд ли, думает бывший матрос Савинов. Кстати, свой срок на флоте он не дослужил - был комиссован в 1957 году по состоянию здоровья. Когда вытаскивали по ночам из воды мертвецов с «Новороссийска», море было уже холодным, он простудился и заболел туберкулезом. Вернувшись на «гражданку», Павел вылечился, окончил авиамеханический техникум и 28 лет проработал инженером-электриком по наладке электрооборудования в Московском пусконаладочном управлении. Ездил в командировки, работал даже в Гвинее. Но трагедия «Новороссийска» стала знаковым событием даже для всех домашних Павла Петровича. И когда вышли две книги о гибели линкора, ему их достал и выслал племянник, живущий в Карелии. Эти книги, со списками погибших, он регулярно перечитывает. «Сейчас такие трагедии с кораблями чуть не ежегодно случаются, - говорит Павел Петрович. - Погибшим оказываются посмертно почести. А были ли награждены моряки с «Новороссийска»?». Мы попытались выяснить в военно-морском отделе областного военкомата, были ли посмертно каким-либо образом отмечены погибшие моряки, какая помощь была оказана их родственникам. Увы, последовал ответ, что с тех пор прошло слишком много времени и в военкомате таких данных нет - нужно поднимать архивы. По всей вероятности, если моряки были похоронены в Севастополе, сюда и данных не поступало. А помощь семьям погибших военнослужащих обычно оказывают воинские части, где те служили. А в областной «Книге памяти» перечислены только погибшие в войну. Римма СЕРГЕЕВА. Фото: Владимир Филимонов. Авария на подлодке произошла из-за компьютерного сбоя?
На прошлой неделе следственный комитет при прокуратуре России объявил, что в гибели людей на подлодке К-152 «Нерпа», потерпевшей аварию 8 ноября в Японском море во время ходовых испытаний, виноват матрос Дмитрий Гробов. По словам представителя СК Владимира Маркина, подводник-контрактник «без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки». Подозреваемый уже дал признательные показания, и в отношении него возбуждено уголовное дело по статье 109 часть 3 УК («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам»). Между тем, многие специалисты и подводники далеко не однозначно восприняли предварительные выводы следователей о причине ЧП на атомоходе. Скорые выводы следствия о виновности одного матроса в аварии на атомоходе вызвали сомнения и у членов Общественной палаты (ОП), и в Генштабе. Офицеры-подводники утверждают, что рядовой матрос просто не имел допуска к системе ЛОХ и не мог знать кодов доступа: право ее включить есть лишь у старших офицеров. Даже если систему попытаются включить из какого-либо отсека, подтверждение должен дать капитан или несущий вахту офицер. По версии сослуживцев матроса Гробова, авария произошла из-за сбоя в компьютере. Как сообщил техник-химик АПЛ «Нерпа» мичман Евгений Овсянников в одном из интервью, «компьютер странно вел себя еще на испытаниях на берегу, на заводе», а на Гробова оказывают давление. Военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не комментирует подробности расследования. Подготовил Сергей ИЗВЕКОВ.
Обстоятельства гибели линкора и части его экипажа хранились в тайне много летВот уже более полувека накануне 29 октября Павел Петрович Савинов, житель г.Владимира, вновь перебирает в памяти события в Севастопольской бухте, случившиеся в этот день 1955 года. В половине второго ночи под флагманским кораблем Черноморского флота, линкором «Новороссийск» произошел взрыв, а через 2 часа 45 минут борт затонул. Погибли 609 моряков, еще 139 были ранены. Военные историки назвали гибель самого мощного по вооружению корабля Черноморского флота крупнейшей катастрофой, произошедшей с боевым судном в мирное время в ХХ веке. Обстоятельства гибели линкора и части его экипажа хранились в тайне до появления публикации в газете «Правда» 14 мая 1988 года. Но официальное забвение трагедии не вычеркнуло ее из памяти очевидцев. Одним из них был матрос Савинов, и боль за погибших не оставляет нашего земляка до сих пор. Павел Петрович решился рассказать некоторые подробности трагедии читателям «М» - чтобы мы помянули погибших, среди которых было пятеро моряков из Владимирской области. Павел Савинов проходил службу на крейсере «Куйбышев», который в октябре стоял на ремонте в Южной бухте, а линкор «Новороссийск» нашел свою гибель неподалеку - рядом с Инкерманским створом в Северной бухте. На оси, соединяющей оба корабля, на выступе суши, находился военно-морской госпиталь. Команду крейсера «Куйбышев» после трагедии с «Новороссийском» бросили на ночные дежурства - подтаскивать трупы погибших к специальной барже. «Я был на всех похоронах матросов с «Новороссийска», - рассказывает П.Савинов. - Первых выловленных погибших похоронили на кладбище Коммунаров, а потом для матросов линкора были подготовлены братские могилы на кладбище «Северная сторона». А киль перевернувшегося на глубине 17 метров затонувшего линкора еще месяц был виден над водой. Через полтора года корабль был поднят, и его, по выражению флотских, переплавили «на иголки». Обидно, что в последнее время ежегодно посещают наши областные делегации Севастополь, но ни разу никто не побывал на кладбище, где покоятся наши земляки». В списке погибших моряков линкора «Новороссийск» - матросы Борис Соков из с. Доброе (ныне район г.Владимира), Виктор Шувалов из Камешковского района, п/о Второво, Сергей Щепетов из д.Данилово Меленковского района, Виктор Викторов из г.Владимира, а также инженер-лейтенант Радомир Мартынов из г.Юрьев-Польского. Ведь у погибших, полагает Павел Савинов, если даже по молодости не было еще детей, должны быть сейчас живы братья-сестры, племянники. Павла Петровича одолевают еще мысли и о том, как утешила Родина семьи погибших - получили ли их родители, ныне, должно быть, уже покойные, какую-то компенсацию? Вряд ли, думает бывший матрос Савинов. Кстати, свой срок на флоте он не дослужил - был комиссован в 1957 году по состоянию здоровья. Когда вытаскивали по ночам из воды мертвецов с «Новороссийска», море было уже холодным, он простудился и заболел туберкулезом. Вернувшись на «гражданку», Павел вылечился, окончил авиамеханический техникум и 28 лет проработал инженером-электриком по наладке электрооборудования в Московском пусконаладочном управлении. Ездил в командировки, работал даже в Гвинее. Но трагедия «Новороссийска» стала знаковым событием даже для всех домашних Павла Петровича. И когда вышли две книги о гибели линкора, ему их достал и выслал племянник, живущий в Карелии. Эти книги, со списками погибших, он регулярно перечитывает. «Сейчас такие трагедии с кораблями чуть не ежегодно случаются, - говорит Павел Петрович. - Погибшим оказываются посмертно почести. А были ли награждены моряки с «Новороссийска»?». Мы попытались выяснить в военно-морском отделе областного военкомата, были ли посмертно каким-либо образом отмечены погибшие моряки, какая помощь была оказана их родственникам. Увы, последовал ответ, что с тех пор прошло слишком много времени и в военкомате таких данных нет - нужно поднимать архивы. По всей вероятности, если моряки были похоронены в Севастополе, сюда и данных не поступало. А помощь семьям погибших военнослужащих обычно оказывают воинские части, где те служили. А в областной «Книге памяти» перечислены только погибшие в войну. Римма СЕРГЕЕВА. Фото: Владимир Филимонов. Авария на подлодке произошла из-за компьютерного сбоя?
На прошлой неделе следственный комитет при прокуратуре России объявил, что в гибели людей на подлодке К-152 «Нерпа», потерпевшей аварию 8 ноября в Японском море во время ходовых испытаний, виноват матрос Дмитрий Гробов. По словам представителя СК Владимира Маркина, подводник-контрактник «без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки». Подозреваемый уже дал признательные показания, и в отношении него возбуждено уголовное дело по статье 109 часть 3 УК («Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам»). Между тем, многие специалисты и подводники далеко не однозначно восприняли предварительные выводы следователей о причине ЧП на атомоходе. Скорые выводы следствия о виновности одного матроса в аварии на атомоходе вызвали сомнения и у членов Общественной палаты (ОП), и в Генштабе. Офицеры-подводники утверждают, что рядовой матрос просто не имел допуска к системе ЛОХ и не мог знать кодов доступа: право ее включить есть лишь у старших офицеров. Даже если систему попытаются включить из какого-либо отсека, подтверждение должен дать капитан или несущий вахту офицер. По версии сослуживцев матроса Гробова, авария произошла из-за сбоя в компьютере. Как сообщил техник-химик АПЛ «Нерпа» мичман Евгений Овсянников в одном из интервью, «компьютер странно вел себя еще на испытаниях на берегу, на заводе», а на Гробова оказывают давление. Военно-следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту пока не комментирует подробности расследования. Подготовил Сергей ИЗВЕКОВ.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru