о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

С четвертой попытки

16.10.2008 15:00 Рубрика: Общество


Борьба с коррупцией, судя по всему, становится главным пунктом в повестке дня российской политической жизни на ближайшие месяцы. Пакет законопроектов, посвящённых этой злободневной проблеме, президент Дмитрий Медведев передал в Госдуму 3 октября, и уже через несколько дней её спикер Борис Грызлов заявил, что их обсуждение и принятие стоит в списке первоочередных задач нижней палаты парламента на осеннюю сессию.

Завидная оперативность. Особенно если вспомнить, что подобные законодательные акты российский парламент принимал уже дважды - в 1995 и 1997 годах, и дважды тогдашний президент Борис Ельцин накладывал на них вето. Третий законопроект в ноябре 2002-го успешно прошёл первое чтение, был отправлен на доработку, но дальнейшая его судьба неизвестна. Не исключено, что он до сих пор пылится где-то в столах депутатов и министерских чиновников. Правда, в прошлом году только что назначенный премьер-министром Виктор Зубков о нём всё-таки вспомнил, но до конкретных действий руки у него так, видимо, и не дошли.

Теперь дело своих предшественников обещает довести до конца Дмитрий Медведев, который поклялся, что в новый год Россия войдёт с новым антикоррупционным законодательством. Ну а пока избранники народа знакомятся с планами обуздания «третьей российской беды», показатели продажности «государевых людей» продолжают бить рекорды. По данным, которые изложены в опубликованном в сентябре ежегодном докладе Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, по уровню коррумпированности Россия ныне находится на 147-м из 180 обозначенных мест. За последние восемь лет она скатилась на 65 «ступенек», вернувшись к своему наихудшему результату за все годы наблюдений. Даже в таких государствах, как Гаити, Уганда, Мьянма, Сомали, чиновники и то более скромны в своих запросах.

Можно, конечно, особенно не доверять выводам этой международной организации, которая, честно говоря, всегда не очень-то жаловала нашу страну, но ведь и мы сами прекрасно знаем, что без «барашка в бумажке» у нас редко чего удаётся добиться. Подношений требуют все: и постовой, и преподаватель вуза, и служащий муниципалитета, и генерал, и министр. О гаишниках и сотрудниках разного рода надзирающих органов уже и говорить не приходится.

По данным опроса, обнародованного в прошлом месяце Фондом «Общественное мнение», свыше трети россиян за последний год сталкивались с ситуацией, когда госслужащие вымогали у них взятку, 29% её давали, ну а в столице, эдакой чиновничьей Мекке, и того более - 42%! Мало того, 44% тех, кто никогда не «подмазывал» чиновников, для себя такую возможность допускают. И это даёт социологам основание утверждать: коррупция в нашей стране - «сложившийся стереотип поведения и технология решения проблем».

Однако суммы, вручаемые должностным лицам обычными гражданами, не идут ни в какое сравнение с масштабами «оброка», который вынуждены платить чиновникам в виде взяток и «откатов» отечественные и иностранные предприниматели. Теперь уже, в отличие от советских времен, номер с шариковой ручкой или дешёвеньким диктофоном, преподносившимися «за особые услуги», не пройдёт. И если в начале десятилетия британская консалтинговая группа Control Risks оценивала поборы с западных компаний в нашем отечестве в 15 миллиардов долларов, то сейчас они намного выше. По подсчётам экспертов фонда ИНДЕМ, в то время как «бытовая» коррупция ныне ежегодно опустошает карманы россиян на 3 миллиарда долларов, «корпоративная» обходится бизнесу уже в 33,5 миллиарда.
И это понятно - аппетиты и, соответственно, расценки растут. Вот некоторые из них, названные в исследовании, проведённом совместно Институтом общественного проектирования и Институтом сравнительных социальных исследований. Так, выдача лицензии (или отзыв таковой у конкурента) сейчас стоит от 1 до 5 миллионов долларов; место в партийном списке - 2-5 миллионов; вынесение на рассмотрение законопроекта - 250 тысяч долларов. А вот другие цифры: хочешь участвовать в нацпроекте, так вынь да положь 30-40% от выделенных средств, за получение госзаказа отдай - не греши треть от суммы проекта, за выигрыш процесса в гражданском или арбитражном суде - 10% от отбитой суммы. И так всюду и везде!

В мае Дмитрий Медведев, который только заступил на свой пост, объявил мздоимству войну. «Коррупция превратилась в системную проблему, - заявил он. - Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ». Прокуратура «взяла под козырек» и до конца первого полугодия уже выявила свыше 28 тыс. преступлений коррупционного характера. Однако многие такие громкие дела последних лет, так и не доведённые до суда, показывают, какие мощные силы подключаются для противостояния дерзким следователям и прокурорам, осмеливающимся покуситься на систему всеобщего подкупа.

Депутат Александр Гуров, который в советские, а затем и в российские времена возглавлял антикоррупционные службы, как-то заметил: «Не каждого чиновника могут взять милиция и ФСБ… Существует определённый уровень коррупции, который можно преодолеть. А дальше? За этим уровнем можно разбить себе голову». Да и вообще, на «местоблюстителей» чаще наезжают лишь в тех случаях, когда это выгодно с точки зрения политической конъюнктуры, либо если те начинают брать «не по чину».

Кстати, сама история предыдущих антикоррупционных законопроектов также свидетельствует о всесилии продажного чиновничества. Хотя дело не только в новом законе - ведь и в действующем Уголовном кодексе несложно отыскать с десяток статей, по которым можно привлечь взяточника к ответственности. Так что, если даже новое законодательство завтра, пусть и с четвёртой попытки, всё-таки примет Госдума, а послезавтра подпишет президент, совсем не факт, что оно сумеет ограничить аппетиты «крапивного семени».
Максим Кранс.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости