Косметический ремонт - вместо капитального провели «реформаторы» системы оплаты труда в школе. Иногда лучше молчать, чем говорить...
02.10.2008 18:00 Рубрика: Общество
Впереди у педагогических работников два знаменательных события - это День учителя и получение первой зарплаты по новой отраслевой системе оплаты труда. Большинство тружеников «отрасли образования» получили новую зарплату как раз перед своим профессиональным праздником. И были, мягко говоря, сильно удивлены.
Первое - вместо обещанного двукратного повышения заработной платы её повысили на одну треть. Второе - вместо действительно фундаментального изменения системы оплаты труда введено нечто подремонтированное на основе старой единой тарифной сетки.
Обращаясь с открытым письмом к заместителю губернатора области по социальным вопросам С.Мартынову («Молва» от 01.07.2008) я надеялся не столько на письменный ответ, сколько на реальные улучшения в оплате труда работников образования. Увы. Ответ учителям получился, с одной стороны, половинчатым, с другой - несущим в себе мины замедленного действия, которые начнут действовать уже с 1 января 2009 года, после введения МРОТ в размере 4330 рублей. Но обо всём по порядку.
Громкие обещания
«Заседание Законодательного собрания началось с депутатского часа «О системе оплаты труда работников образования во Владимирской области». Заместитель директора департамента образования Ольга Беляева назвала вопрос оплаты труда фундаментальным в нормативной базе реформы образования. Сейчас разработана новая концепция системы оплаты труда, цель которой - значительно повысить зарплату педагогических работников, в первую очередь - через повышение мотивации учительского труда, ориентированного на качественные показатели. Новая система позволит отойти от единой тарифной сетки, в ее основе - базовый показатель минимального размера оплаты труда в объеме 2300 рублей. По подсчетам департамента, зарплата должна вырасти почти в 2 раза…». (Официальный сайт владимирского ЗС, 31.10.2007).
Действительно, в декабре 2007 г. был подготовлен проект новой отраслевой оплаты труда, предусматривавший обещанное двукратное повышение зарплат педагогическим работникам. Но уже в мае заместитель губернатора области по социальным вопросам С.Мартынов с экранов телевизоров сообщил, что, по расчётам областной администрации, повышение произойдёт лишь на 40-50%.
«В областном бюджете заложено повышение в среднем на 50%, но депутаты выразили готовность пойти на увеличение расходов. По единогласному решению Законодательного собрания, областной администрации рекомендовано рассмотреть возможность повышения зарплаты работникам государственных образовательных учреждений с сентября 2008 г. в большем размере, по сравнению с планируемым». (Официальный сайт ЗС, 23.07.2008).
Года не прошло, а обещанное двукратное повышение зарплаты педагогам сильно уменьшили. Лидер областного профсоюза педагогов Л.Кирячкова навала это «грандиозным обманом учителей». И, что характерно, ни депутаты ЗС, ни присутствующие здесь же представители обладминистрации не опровергли этого.
При этом областная администрация, каким-то образом, не выполнила решения ЗС: не повысила зарплаты педработникам «в большем размере, по сравнению с планируемым». Начальник городского управления образования Галина Фролова 19.08.2008 г. на пресс-конференции по владимирскому телевидению сообщила, что «в целом предполагается повышение от 10% до 58% в зависимости от различных категорий педагогических работников». То есть средние цифры дают нам 34%.
Сравним старые и новые ставки учителей (при 18 уроках в неделю для тех, у кого есть квалификационная категория). Вторая категория: было 4266 руб., стало - 5359 руб., повышение на 25,6%. Первая категория: было 4610 руб., стало 6388 руб., повышение на 38,6%. Высшая категория: было - 4953 руб., стало - 7666 руб., повышение на 54,8%. Таким образом, проведя несложное арифметическое действие, выясним, что зарплата подавляющего количества учителей увеличилась в среднем на 39,7%. Вроде бы, цифры получаются как раз те, которые назвал в мае зам. губернатора области С.Мартынов. Но не всё так просто. Ставка учителя с 20-летнем стажем, но без категории, меньше, чем у коллеги с категорией, на 1000 рублей. У выпускника педколледжа ставка 3549 рублей и т.д., и т.п. Средняя цифра повышения упорно уменьшается. Я не говорю здесь про воспитателей и других работников детских садов. Это отдельная, больная тема. Мне просто стыдно за нашу власть. Вот и получается, что среднее повышение педагогическим работникам никак не 40-50% и более, а всего лишь 30% и менее.
Постановление губернатора № 554 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» вводит правила выплаты зарплаты только в государственных и областных учреждениях образования, которых у нас в области очень немного. А для подавляющего большинства школ применён ставший уже универсальным метод, который заключается в следующем. Депутаты ЗС внесли изменения в областной закон «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета». На официальном сайте ЗС читаем: «Система оплаты труда, предусмотренная этим законом, может применяться и для муниципальных бюджетников, если соответствующее решение примет орган местного самоуправления».
Вот так легко областная власть сбросила бремя ответственности, а вместе с ним и свои прошлогодние обещания о двукратном повышении зарплат педагогическим работникам, на муниципальный уровень, т.е. в города и районы. А в городах и районах поступили аналогично: приняли соответствующие постановления и возложили ответственность за «недопущение уменьшения зарплаты при введении новой СОТ» на директоров тех самых муниципальных учреждений образования.
И это - новая система оплаты труда?
Итак, единой областной системы оплаты труда для педагогов, о концепции которой говорила 30 октября прошлого года Ольга Беляева, не получилось. В частности, утверждалось, что «новая система позволит отойти от единой тарифной сетки». При ЕТС было так: тарифная ставка - разряд оплаты труда - тарифный коэффициент - различные доплаты (стимулирующие и компенсационные). При новой СОТ появились другие слова, носуть та же: базовый оклад - квалификационная категория или стаж работы - повышающие коэффициенты - различные доплаты (стимулирующие и компенсационные). Тарифная ставка и базовый оклад - разные названия одного и того же. Разряд оплаты труда - всегда учитывал квалификационную категорию или стаж работы. Сложив все повышающие коэффициенты, получим примерно тот самый тарифный коэффициент (различия очень и очень небольшие).
Различные доплаты - практически всё то же самое. Только ситуация еще хуже, потому что раньше этот фонд (он назывался «надтарифным») мог составлять в школах 25% от фонда оплаты труда, а сейчас только 20%.
Непонятно для чего такую, мягко говоря, несовершенную СОТ надо было вводить так спешно. Повысили бы на 30% зарплату - и стали бы дорабатывать новую систему. Глядишь, что-нибудь и получилось бы.
Именно в нормировании труда, в разработке нормативов лежит ключ к построению действительно новой СОТ. Это, конечно, сложней, чем взять один коэффициент из бывшей ЕТС и разбить его на пять разных; переименовать тарифную ставку в базовый оклад, чуть денег прибавить - и объявить всё это новой системой оплаты.
Возьмём ещё один продекларированный принцип построения новой СОТ: «значительно повысить зарплату педагогических работников… через мотивацию учительского труда». Прекрасное положение! В новой СОТ даже фонд стимулирующих доплат предусмотрен. Только плохо, что он же и фонд компенсационных выплат, и на всё про всё - 20%. Из этого же фонда надо доплачивать тем, у кого зарплата будет менее МРОТ, а это вся техслужба. Но самое парадоксальное в другом. Плату за проверку тетрадей, за классное руководство, за кабинеты умудрились запихнуть в стимулирующие выплаты. Другими словами, плату за непосредственную работу педагога объявили «стимулирующими выплатами». А на действительно стимулирующие выплаты - за высокие достижения, за опытно-экспериментальную работу, за работу с одарёнными и трудными детьми и т.д. остаются крохи, если вообще остаются.
Фундаментальным изменением в оплате труда можно считать её кратное увеличение - в два и более раз. Например, если её увеличить в 5 раз и поддерживать на соответствующем уровне, через 6-8 лет о подавляющем большинстве проблем школы можно было бы забыть. Но… С введением с 1 сентября этого года новой СОТ всего лишь увеличивается фонд оплаты труда на 30%. Само по себе это никаких фундаментальных изменений, затрагивающих какие-либо принципы образовательной политики, не несет. При внимательном рассмотрении новой СОТ вывод можно сделать только один: это плохо спланированный и плохо осуществлённый косметический ремонт старой системы оплаты.
Плюсы и минусы
Справедливости ради надо сказать, что в новой СОТ есть и положительные моменты. Но, к сожалению, их всего два. Первое: увеличение некоторых ставок педработникам от 10% до 55%. Второе - это установление нормы в 13 человек при оплате проверки тетрадей и классного руководства. До 13 человек 10%, свыше - 20% от количества проведённых часов. Эту попытку дополнительного нормирования, безусловно, надо приветствовать. Но надо же идти дальше! Если уж мы говорим о фундаментальных изменениях - давайте (при сегодняшней демографической ситуации) установим наполняемость классов по 20 человек в городах и по 10 - в сельской местности. Больше положительных моментов во введении новой СОТ я не обнаружил. Если кто-то нашёл - поделитесь.
Вот недостатков у новой СОТ множество. Почему оплату проверки тетрадей оставили только учителям начальной школы, русского языка и математики? А иностранный язык? Да и учителя физики, химии, биологии тоже тетради проверяют. Пусть не 20%, но 5-10% можно было предусмотреть. Историки и географы контурные карты проверяют - это надо оплачивать или нет? Но наших чиновников не проймёшь такими вопросами. Они отвечают: «Разрабатывайте положение о стимулирующих и компенсационных выплатах у себя в школах и используйте выделенные на это средства». То есть вышеупомянутый фонд в 20%, от которого, как показано выше, уже ничего не осталось.
Прежней осталась ставка учителей начальных классов - 20 часов. Таким образом, чтобы заработать те же деньги, что и все другие учителя (у них ставка - 18 часов), им приходится работать на 2 часа больше. Видимо, какой-то советский деятель (затаивший злобу на свою первую учительницу?) в прошлом веке прибавил всем учителям начальных классов два часа, а современные деятели из года в год эту глупость переписывают. Может быть, хоть во Владимирской области пора исправить это проявление дискриминации? Ещё учителям начальных классов за проверку тетрадей в новой СОТ определено платить в два раза меньше, чем учителям русского и математики. Следуя здравому смыслу должно быть наоборот, так как в 1-4 классах ежедневно проверяются тетради и по русскому, и по математике.
Остается резюмировать: подачка, брошенная педагогам, возможно, не даст разгореться пожару в педагогическом сообществе, по крайней мере, до нового года. Но в тлеющем недовольстве аккумулируется отрицательная энергия, которая и выплеснется наружу. Тогда проблемы всё равно придётся решать.
Юрий Куликов,
директор открытой (сменной) общеобразовательной школы № 8 г. Владимира.
Фото: Петр Соколов.
Первое - вместо обещанного двукратного повышения заработной платы её повысили на одну треть. Второе - вместо действительно фундаментального изменения системы оплаты труда введено нечто подремонтированное на основе старой единой тарифной сетки.
Обращаясь с открытым письмом к заместителю губернатора области по социальным вопросам С.Мартынову («Молва» от 01.07.2008) я надеялся не столько на письменный ответ, сколько на реальные улучшения в оплате труда работников образования. Увы. Ответ учителям получился, с одной стороны, половинчатым, с другой - несущим в себе мины замедленного действия, которые начнут действовать уже с 1 января 2009 года, после введения МРОТ в размере 4330 рублей. Но обо всём по порядку.
Громкие обещания
«Заседание Законодательного собрания началось с депутатского часа «О системе оплаты труда работников образования во Владимирской области». Заместитель директора департамента образования Ольга Беляева назвала вопрос оплаты труда фундаментальным в нормативной базе реформы образования. Сейчас разработана новая концепция системы оплаты труда, цель которой - значительно повысить зарплату педагогических работников, в первую очередь - через повышение мотивации учительского труда, ориентированного на качественные показатели. Новая система позволит отойти от единой тарифной сетки, в ее основе - базовый показатель минимального размера оплаты труда в объеме 2300 рублей. По подсчетам департамента, зарплата должна вырасти почти в 2 раза…». (Официальный сайт владимирского ЗС, 31.10.2007).
Действительно, в декабре 2007 г. был подготовлен проект новой отраслевой оплаты труда, предусматривавший обещанное двукратное повышение зарплат педагогическим работникам. Но уже в мае заместитель губернатора области по социальным вопросам С.Мартынов с экранов телевизоров сообщил, что, по расчётам областной администрации, повышение произойдёт лишь на 40-50%.
«В областном бюджете заложено повышение в среднем на 50%, но депутаты выразили готовность пойти на увеличение расходов. По единогласному решению Законодательного собрания, областной администрации рекомендовано рассмотреть возможность повышения зарплаты работникам государственных образовательных учреждений с сентября 2008 г. в большем размере, по сравнению с планируемым». (Официальный сайт ЗС, 23.07.2008).
Года не прошло, а обещанное двукратное повышение зарплаты педагогам сильно уменьшили. Лидер областного профсоюза педагогов Л.Кирячкова навала это «грандиозным обманом учителей». И, что характерно, ни депутаты ЗС, ни присутствующие здесь же представители обладминистрации не опровергли этого.
При этом областная администрация, каким-то образом, не выполнила решения ЗС: не повысила зарплаты педработникам «в большем размере, по сравнению с планируемым». Начальник городского управления образования Галина Фролова 19.08.2008 г. на пресс-конференции по владимирскому телевидению сообщила, что «в целом предполагается повышение от 10% до 58% в зависимости от различных категорий педагогических работников». То есть средние цифры дают нам 34%.
Сравним старые и новые ставки учителей (при 18 уроках в неделю для тех, у кого есть квалификационная категория). Вторая категория: было 4266 руб., стало - 5359 руб., повышение на 25,6%. Первая категория: было 4610 руб., стало 6388 руб., повышение на 38,6%. Высшая категория: было - 4953 руб., стало - 7666 руб., повышение на 54,8%. Таким образом, проведя несложное арифметическое действие, выясним, что зарплата подавляющего количества учителей увеличилась в среднем на 39,7%. Вроде бы, цифры получаются как раз те, которые назвал в мае зам. губернатора области С.Мартынов. Но не всё так просто. Ставка учителя с 20-летнем стажем, но без категории, меньше, чем у коллеги с категорией, на 1000 рублей. У выпускника педколледжа ставка 3549 рублей и т.д., и т.п. Средняя цифра повышения упорно уменьшается. Я не говорю здесь про воспитателей и других работников детских садов. Это отдельная, больная тема. Мне просто стыдно за нашу власть. Вот и получается, что среднее повышение педагогическим работникам никак не 40-50% и более, а всего лишь 30% и менее.
Постановление губернатора № 554 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» вводит правила выплаты зарплаты только в государственных и областных учреждениях образования, которых у нас в области очень немного. А для подавляющего большинства школ применён ставший уже универсальным метод, который заключается в следующем. Депутаты ЗС внесли изменения в областной закон «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета». На официальном сайте ЗС читаем: «Система оплаты труда, предусмотренная этим законом, может применяться и для муниципальных бюджетников, если соответствующее решение примет орган местного самоуправления».
Вот так легко областная власть сбросила бремя ответственности, а вместе с ним и свои прошлогодние обещания о двукратном повышении зарплат педагогическим работникам, на муниципальный уровень, т.е. в города и районы. А в городах и районах поступили аналогично: приняли соответствующие постановления и возложили ответственность за «недопущение уменьшения зарплаты при введении новой СОТ» на директоров тех самых муниципальных учреждений образования.
И это - новая система оплаты труда?
Итак, единой областной системы оплаты труда для педагогов, о концепции которой говорила 30 октября прошлого года Ольга Беляева, не получилось. В частности, утверждалось, что «новая система позволит отойти от единой тарифной сетки». При ЕТС было так: тарифная ставка - разряд оплаты труда - тарифный коэффициент - различные доплаты (стимулирующие и компенсационные). При новой СОТ появились другие слова, носуть та же: базовый оклад - квалификационная категория или стаж работы - повышающие коэффициенты - различные доплаты (стимулирующие и компенсационные). Тарифная ставка и базовый оклад - разные названия одного и того же. Разряд оплаты труда - всегда учитывал квалификационную категорию или стаж работы. Сложив все повышающие коэффициенты, получим примерно тот самый тарифный коэффициент (различия очень и очень небольшие).
Различные доплаты - практически всё то же самое. Только ситуация еще хуже, потому что раньше этот фонд (он назывался «надтарифным») мог составлять в школах 25% от фонда оплаты труда, а сейчас только 20%.
Непонятно для чего такую, мягко говоря, несовершенную СОТ надо было вводить так спешно. Повысили бы на 30% зарплату - и стали бы дорабатывать новую систему. Глядишь, что-нибудь и получилось бы.
Именно в нормировании труда, в разработке нормативов лежит ключ к построению действительно новой СОТ. Это, конечно, сложней, чем взять один коэффициент из бывшей ЕТС и разбить его на пять разных; переименовать тарифную ставку в базовый оклад, чуть денег прибавить - и объявить всё это новой системой оплаты.
Возьмём ещё один продекларированный принцип построения новой СОТ: «значительно повысить зарплату педагогических работников… через мотивацию учительского труда». Прекрасное положение! В новой СОТ даже фонд стимулирующих доплат предусмотрен. Только плохо, что он же и фонд компенсационных выплат, и на всё про всё - 20%. Из этого же фонда надо доплачивать тем, у кого зарплата будет менее МРОТ, а это вся техслужба. Но самое парадоксальное в другом. Плату за проверку тетрадей, за классное руководство, за кабинеты умудрились запихнуть в стимулирующие выплаты. Другими словами, плату за непосредственную работу педагога объявили «стимулирующими выплатами». А на действительно стимулирующие выплаты - за высокие достижения, за опытно-экспериментальную работу, за работу с одарёнными и трудными детьми и т.д. остаются крохи, если вообще остаются.
Фундаментальным изменением в оплате труда можно считать её кратное увеличение - в два и более раз. Например, если её увеличить в 5 раз и поддерживать на соответствующем уровне, через 6-8 лет о подавляющем большинстве проблем школы можно было бы забыть. Но… С введением с 1 сентября этого года новой СОТ всего лишь увеличивается фонд оплаты труда на 30%. Само по себе это никаких фундаментальных изменений, затрагивающих какие-либо принципы образовательной политики, не несет. При внимательном рассмотрении новой СОТ вывод можно сделать только один: это плохо спланированный и плохо осуществлённый косметический ремонт старой системы оплаты.
Плюсы и минусы
Справедливости ради надо сказать, что в новой СОТ есть и положительные моменты. Но, к сожалению, их всего два. Первое: увеличение некоторых ставок педработникам от 10% до 55%. Второе - это установление нормы в 13 человек при оплате проверки тетрадей и классного руководства. До 13 человек 10%, свыше - 20% от количества проведённых часов. Эту попытку дополнительного нормирования, безусловно, надо приветствовать. Но надо же идти дальше! Если уж мы говорим о фундаментальных изменениях - давайте (при сегодняшней демографической ситуации) установим наполняемость классов по 20 человек в городах и по 10 - в сельской местности. Больше положительных моментов во введении новой СОТ я не обнаружил. Если кто-то нашёл - поделитесь.
Вот недостатков у новой СОТ множество. Почему оплату проверки тетрадей оставили только учителям начальной школы, русского языка и математики? А иностранный язык? Да и учителя физики, химии, биологии тоже тетради проверяют. Пусть не 20%, но 5-10% можно было предусмотреть. Историки и географы контурные карты проверяют - это надо оплачивать или нет? Но наших чиновников не проймёшь такими вопросами. Они отвечают: «Разрабатывайте положение о стимулирующих и компенсационных выплатах у себя в школах и используйте выделенные на это средства». То есть вышеупомянутый фонд в 20%, от которого, как показано выше, уже ничего не осталось.
Прежней осталась ставка учителей начальных классов - 20 часов. Таким образом, чтобы заработать те же деньги, что и все другие учителя (у них ставка - 18 часов), им приходится работать на 2 часа больше. Видимо, какой-то советский деятель (затаивший злобу на свою первую учительницу?) в прошлом веке прибавил всем учителям начальных классов два часа, а современные деятели из года в год эту глупость переписывают. Может быть, хоть во Владимирской области пора исправить это проявление дискриминации? Ещё учителям начальных классов за проверку тетрадей в новой СОТ определено платить в два раза меньше, чем учителям русского и математики. Следуя здравому смыслу должно быть наоборот, так как в 1-4 классах ежедневно проверяются тетради и по русскому, и по математике.
Остается резюмировать: подачка, брошенная педагогам, возможно, не даст разгореться пожару в педагогическом сообществе, по крайней мере, до нового года. Но в тлеющем недовольстве аккумулируется отрицательная энергия, которая и выплеснется наружу. Тогда проблемы всё равно придётся решать.
Юрий Куликов,
директор открытой (сменной) общеобразовательной школы № 8 г. Владимира.
Фото: Петр Соколов.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru